Доклад на тему МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
(Обобщение опыта на ГМО учителей начальных классов)
Шафигуллина Г.И.
учитель нач. классов
МБОУ СОШ №11
Г.Бугульма

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
(Слайд 2) Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
(Слайд 3) Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко упал: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов, уровень сформированности познавательных интересов невысокий.
Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
В процессе организации урока важная роль отводится, конечно же, учителю. При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
(Слайд 4) Очень важная роль отводиться самому началу урока. Организационный этап достаточно короткий, но именно на данном этапе учитель, высказывая добрые пожелания детям, формирует положительную эмоциональную направленность. Создание доброжелательной обстановки достигается следующими методами: можно начать урок с эпиграфа, стихов, девиза («С малой удачи начинается большой успех» «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий», «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий».); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; можно «отправится в экспедицию», и достигнуть цели нам помогут не только уже приобретенные знания, но и взаимовыручка и поддержка на уроке, командный дух. Такие приемы я нередко использую на своих уроках.
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является создание
условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На данном этапе использую различные методы обучения: словесные, наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов, презентации).
Так на уроке окружающего мира по теме «Борьба Руси с западными завоевателями» показываю видеоролик, сопровождая его рассказом: «В 18 веке Русь подверглась тяжелому испытанию. С востока на враждующие между собой русские княжества двинулись беспощадные завоеватели-монголы. А на северо-западных границах опасность представляли шведские и немецкие рыцари. Кто были эти люди? Зачем они совершали походы? Какие цели в них преследовали?»
Видеоролики использую на уроках по темам: «Возникновение Москвы» «Первые московские князья», «Крещение Руси». Данный метод позволяет учащимся погрузиться и почувствовать всю атмосферу изучаемого периода.
Привлекать учеников к изучаемой теме можно и стихами. Пример: И.А.Бунин в своем стихотворении «Листопад», где описание природы – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.
(Слайд 5) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
– Какие чувства вы испытаете? (Чувство восторга от красоты осенней природы). Ученики догадываются, о каком явлении природы пойдет речь.
(Слайд 6) На следующем этапе определяем тему урока, ставим проблему и выясняем причину «незнания», вместе с учениками составляем и обсуждаем план работы.
Как поставить проблему? Можно представить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Например, при изучении темы «Длина пути в единицу времени, или скорость» (урок математики) ставлю такую проблему: приведите примеры животных, которые могут очень быстро передвигаться по земле. Кто из зверей считается самым быстрым? Какие животные передвигаются по земле очень медленно? Приведите примеры таких животных. Почему одни животные передвигаются быстрее, а другие медленнее?
(Слайд 7) На уроке окружающего мира по теме “Крещение Руси ” используются фрагменты фильма “Сказание о Крещении Руси ”, через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
 
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И князь Владимир в ней.
Формулируется проблемный вопрос: “Во время правления Владимира Святославовича, которого народ прозвал Красное Солнышко, на Руси все еще была распространена древняя религия с великим множеством богов. Многие боги были общими для всех племен. Так почему же люди, верившие во многих богов, потом стали верить в одного - в Единого Бога?”
(Слайд 8) Этап открытия нового знания является самым главным в структуре урока. Поэтому его важно организовать так, чтобы не только передать ученикам определенный объем знаний, но и помочь им в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний.
(Слайд 9) Большое предпочтение отдаю организации групповой работы. Групповая работа активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой ученик становится важным участником общего дела – ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.
При групповой работе на уроке значительно возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Причем помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. Учитель при организации групповой работы на уроках должен четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, выполненные вместе. Это может быть и устный ответ, представленный одним из участников группы
Во второй четверти на уроках окружающего мира много уроков были посвящены главе «Путешествие по природным зонам России». Изучение темы природных зон я провела как урок-исследование. В путешествие отправляются несколько экспедиций, под названием «Зоологи», «Биологи», «Географы», «Экологи». Каждая группа получает «объект исследования». Фиксируют результаты работы в таблице, затем выступают перед одноклассниками.
Работа в группах способствует развитию не только познавательных исследовательских способностей, а также коммуникативных способностей, умению слушать и слышать своих одноклассников. Чтобы учащимся было более комфортно работать в группах, или чтобы постепенно приучить учеников к взаимодействию в группе можно сначала организовывать работы в малых группах или в парах.
Опыт показывает, что работа в малых группах дает возможность экономить время, потому что исчезает потребность выслушивать каждого ученика в большой группе или в целом классе. В малых группах ребенок чувствует себя безопасно, лучше раскрывается, может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи.
Чтобы повысить интерес можно устроить соревнование между группами: «Какая экспедиция первая достигнет своей цели и расскажет классу, что они узнали нового и.т.д.
(Слайд 10) На уроках литературного чтения на этапе открытия нового знания можно использовать метод продуктивного чтения. Так, при изучении новой главы «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас.» Перед чтением текста Леонида Андреева «Петька на даче», задаю ребятам вопрос: «Как вы думаете, как жили ваши ровесники 100 лет назад? Что они думали, что чувствовали? Были ли похожи на вас? Они предлагают свои варианты ответов и в ходе чтения находим ответ и сравниваем свои предположения с авторским.
При первичном закреплении можно организовать самостоятельную работу, а затем коллективную проверку. Этот метод использую почти на всех уроках.
На этом же этапе можно использовать метод незаконченного предложения. Метод «тонких» и «толстых» вопросов позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока. Ребята могут сами задавать вопросы по изученному материалу своим одноклассникам. Закрепление также можно организовать в форме игры «Да-Нет», «Верю не верю» и другие.
(Слайд 11-12) На этапе рефлексии происходит подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Можно предложить анкету самоанализа, где предлагается ребятам аргументировать свой ответ.
Анкета самоанализа.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Мое настроение
Материал урока мне был
Домашнее задание
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Можно предложить следующий вариант самоанализа:
Мне больше всего удалось…
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что…
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Мои достижения на уроке… Урок
-заставил задуматься…
-навёл меня на размышления…
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Прием «Плюс-минус-интересно» позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика, определить, что понравилось ученикам на уроке, какая информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, и наоборот – что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь. Очень распространенным методом проведения рефлексии является составление синквейна. (Слайд 13)
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Пример:
1 Суффикс
2 Образующий, ласкательный
3 Указывает, ласкает, уменьшает,
4 Часть слова между корнем и окончанием.
5 Морфема.
В конце урока ученики сами оценивают свою работу, приводят аргументы.
(Слайд14) Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Результатом таких уроков являются не только самостоятельно добытые знания. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.
(Слайд 15)