Технология деятельностного метода как средство реализации современных целеполаганий


Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормотворчество и нормореализация), рефлексивный анализ собственной деятельности, а также системно тренирует коммуникативные способности, тем самым обеспечивая формирование у детей готовности к саморазвитию.
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие

Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию семинар на тему: «Технология деятельностного метода обучения как средство реализации современных целей образования».
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;в) какие методы и средства обучения выбрать;г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Нам хотелось бы сегодня поговорить о деятельностном подходе в обучении, показать открытые уроки и внеурочную деятельность учителей гимназии.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает системно-деятельностный подход.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.
У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Учиться знать - обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы
Учиться делать - фокусируется на практическом применении изученного
Учиться жить вместе - актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество
Учиться быть - акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал
СДП предполагает:
обновление целей образования, ориентированных на достижение основного образовательного результата – развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД познания и освоения мира
обеспечение     преемственности  на всех ступенях образования
разнообразие     индивидуальных     образовательных   траекторий   развития каждого обучающегося
Переходный период к деятельностной парадигме образования
Сочетание традиционных и инновационных подходов к обучению
Одновременная работа ОУ по двум стандартам
Противоречие между общественным заказом к образованию и условиями выполнения этого заказа в практике образовательного процесса
Программно-целевой метод управления развитием гимназии в переходный период
Программа развития гимназии 2006-2010 ггформирование микрокультуры гимназии в условиях личностно ориентированной парадигмы образования на основе продуктивного характера обучения и компетентностного подхода.
широкое использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа во всех возрастных ступенях
Программа развития гимназии 2011-2016 ггформирование разносторонне компетентностной личности на основе системно-деятельностного подхода в образовании
Начальная школа гимназии работает по программам: «Школа -2100», «Система Л.В.Занкова», «Начальная школа 21 века»
Деятельностные технологии в обучении:
проектные
исследовательские
дискуссионные
педагогика сотрудничества
учебных проблемных ситуаций
проблемного диалога
обучение смысловому чтению
ИКТ - технологии
Интерактивные педагогические конференции
Здоровьесберегающая среда гимназии
(Творческие отчёты проблемных групп)
Здоровьесохраняющие технологии на уроке
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации к школе
Физическое развитие учащихся: проблемы и пути решения
Анализ питания
Пути сохранения психологического здоровья учащихся и учителей
Разрешение конфликтных ситуаций
ИКТ в образовательном процессе
(Методический марафон )Мастер-классы
Проектирование контента гимназического сайта
Технологии работы с интерактивной доской
Использование тест - программ для контроля и обучения
Интерактивные презентации на уроке
Обучение и возможности работе с видео –материалами
Наш выбор
Готовиться к таким урокам трудоёмко, но интересно.
Преподавать такие уроки увлекательно и приятно.
Видеть результат детей – бальзам на душу.
А пожинать плоды своих трудов - ещё приятнее!
Но давайте не будем забывать, что ни одна даже супер - современная технология не заменит человеческой души и сердца. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью. Вот тогда мы увидим ещё много тёплых солнечных
лучиков !!!
Рефлексия по итогам семинара
Современный учитель – это исследователь, педагог, воспитатель.
И прежде всего человек с высоким уровнем педагогической культуры.

Итак, современный учитель должен:
БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ по- новому смотреть на привычные вещи и ценить инновационность.
БЫТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ – доброжелательно относиться к многообразию в культуре народов России.
БЫТЬ УВЕРЕННЫМ в своих возможностях и иметь высокую самооценку.
БЫТЬ СПОСОБНЫМ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
УМЕТЬ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ, выбирая и используя различные способы и стратегии их решения.
УМЕТЬ САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ, беря на себя ответственность за своё образование.
10725157499985учебных проблемных ситуаций
00учебных проблемных ситуаций
11296656253480педагогика сотрудничества
педагогика сотрудничества