Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися

Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися
Часть 1.
Профессия «тьютор» в мире профессий
Новое время требует новых профессий и специальностей, которые обслуживают потребности современного человека. Это связано с непрерывным образованием личности, с поиском новых обучающих технологий. Современный мир характеризуется ростом индивидуального самосознания. Для личности актуальным становится поиск своего пути в профессии, обретение авторского стиля деятельности.
Практика показывает, что какой бы самостоятельностью не обладал человек, возникают ситуации, в которых личность нуждается в сопровождении со стороны определенного специалиста: сопровождение выбора профессии, сопровождение принятия решения, выбора цели, сопровождение в трудных жизненных ситуациях и пр. Сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, которую он несет сам. Для осуществления права свободного выбора необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, коучи, менторы и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору.
Тьютор – это новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу. Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта, т.е. сопровождаемого. Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.
С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (приказы Минздравсоц - развития РФ от 5 мая 2008 г. №№216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№11731 и 11725 соответственно), однако, на сегодняшний день она еще не имеет стандартизированного описания специфики тьюторства как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к её осуществлению. В Московском педагогическом государственном университете в 2009 году под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалевой была открыта первая магистратура по подготовке тьюторов по программе «Тьюторство в сфере образования».
Прежде чем приступить к описанию специфики профессии «тьютор», остановимся на трактовке самого понятия «профессия». Необходимо отметить, что профессия - это специально организованная деятельность, занятие, требующее специальной подготовки, которое служит для человека, им практикующего, источником средств существования. Профессия предполагает наличие объединения, группы людей, которые выполняют однотипную деятельность, а также определенные связи и нормы поведения в этой группе, объединении. Таким образом, можно рассматривать профессию как особую форму социальной организации трудоспособных граждан, связанных единством однотипной деятельности, профессиональным сознанием и профессиональной этикой.
Профессия (от лат. professio - официально указанное занятие) - это исторически возникшие и обусловленные формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, быть профессионально компетентным, обладать сформированными на высоком уровне общекультурными и профессиональными компетенциями, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества, разделять и соблюдать нормы профессиональной этики.
В англоязычном мире принято отличать понятие «profession» - «профессия», от понятий «occupation, pursuit, employment, work, business» - «труд, работа». В отечественной научной традиции и практике принято различать понятия «профессия» и «специальность». Профессия - это более широкое понятие. Профессия объединяет родственные специальности, например, профессия - учитель, специальности - учитель математики, учитель иностранного языка и т. д.
Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных результатов.
В названии профессии находят своё отражение, с одной стороны, специфика и характер труда, а с другой, зачастую, устаревший уровень технологий и средств труда, устаревшие профессиональные традиции. Рассматриваемая нами профессия «тьютор» в дословном переводе на русский язык означает «наставник», «домашний педагог», что не отражает современной сущности этой профессии, которая заключается в сопровождении разработки и реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы.
На современном этапе развития образования понятию «тьютор» придаются различные значения, отражающие консультационные, организационные, методические функции преподавателя, наставника в работе со студентами, профессиональным контингентом взрослых, учащимися в общеобразовательных учреждениях с целью построения индивидуальной образовательной траектории личностно-профессионального развития и саморазвития. Например, в педагогических словарях даются следующие определения:
1. Тьютор (англ. tutor репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении) это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации.
2. Тьютор должность, соответствующая должности классного руководителя, но с функциями обеспечения благоприятных условий деятельности для каждого учащегося с целью их подготовки к выбору профессии на основе выявления способностей путем тестирования.
3. Тьютор (англ. to tutor обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать) ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других. Тьюторская деятельность направлена на обучение профессионально занятых людей, которые обучаются в системе дистанционного образования.
4. Тьютор (лат. tutor - защитник, опекун) преподаватель-консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно-методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы.
5. Тьютор [англ. tuter - репетитор, наставник] преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс.
Учитывая все выше перечисленные определения, можно сказать, что тьюторство особый тип педагогического сопровождения сопровождение процесса индивидуализации учащегося в ситуации открытого образования.
Профессия «тьютор», несмотря на свою более чем девятисотлетнюю историю, может быть в условиях российской действительности отнесена к категории новых, инновационных для отечественного образования и российского общества в целом профессий. Профессия «тьютор» в России появилась и получила свое распространение в процессе общественного развития в связи с необходимостью перехода российского общества на стадию информационного, постиндустриального общества.
Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути.
Часть 2.
История возникновения тьюторства и 13 LINK \l "bookmark21" \o "Current Document" \h 14тенденции развития 15
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов XII века и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах: в Оксфорде и, чуть позднее, в Кембридже. С этого времени уже можно говорить о тьюторстве как об исторически сложившейся форме университетского наставничества.
Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и студентов. Английский университет совсем не заботился о том, чтобы все студенты прослушали одни и те же определенные курсы. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Поэтому студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Университет предъявлял свои требования только на выпускных экзаменах. Студент должен был сам выбирать путь, благодаря которому он достигнет знаний, необходимых ему в конечном итоге для получения степени. В этом ему помогал тьютор.
В течение первого года обучения посещение консультаций с тьютором являлось обязательным для всех студентов. Они каждую неделю отчитывались перед ним за проведенную работу. Встречи студентов с тьюторами проводились по расписанию, а также во внеучебное время. Такая форма общения, осуществляемая между студентом и тьютором, являлась для студентов первостепенной.
Так как неоспоримой университетской ценностью того времени была свобода преподавания и учения, тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом (школяром). Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
В конце XVI в. тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая главным образом за воспитание своих подопечных. К XVII веку сфера деятельности тьютора расширилась: все большее значение стали приобретать не только образовательные, но и воспитательные функции. Тьютор определял и советовал студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор становился ближайшим советником студента и помощником во всех его затруднениях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но, наоборот, заняла центральное место в обучении: лекционная система служила и продолжает до сих пор служить лишь дополнением к ней. В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор занимают важное положение в учебной и воспитательной работе, являясь штатной единицей.
В России тьюторство долгое время было малоизвестно. Но отдельные прецеденты отечественной тьюторской практики, тем не менее, были.
Назовем, по крайней мере, три из них.
Традиция монастырских наставников - «старцев» и «старчества» на Руси, подробно описанная в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в сюжетной линии духовных поисков Алеши Карамазова и наставничества на этом пути старца Зосимы.
Гувернеры в аристократических семьях и организация некоторых образовательных учреждений в дореволюционной России.
В качестве исторического примера можно привести Василия Андреевича Жуковского и его роль в воспитании наследника престола Романовых Александра Николаевича. Поэт сознательно и целенаправленно готовился к многолетнему исполнению педагогической деятельности, он составил план учения, который был представлен на суд Императора и после тщательного изучения утвержден. Цель воспитания и учения поэт определил как «образование для добродетели».
3. Третьим направлением в развитии отечественной тьюторской практики служит сам феномен классической русской литературы и ее исключительная роль в духовной культурной жизни России. Литература, вмещающая в себя функции философии, социально направленной публицистики и даже основы психологической культуры, как оказалось, сама может исполнять роль своеобразного тьютора.
В современном отечественном образовании тьюторство наиболее распространенно сегодня в дистанционном обучении. Тьюторство в дистанционном обучении продуктивно использует технологии индивидуального консалтинга, наработанные университетской системой Великобритании. Тьютор организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.
Опыт тьюторского сопровождения в очной форме образования был впервые подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики (руководитель - П. Г. Щедровицкий) во время подготовки и проведения в 1989 году в Москве первого конкурса тьюторов для участия в одной из международных образовательных программ.
Особенно активно ситуация оформления тьюторской практики в сфере образования происходила в г. Томске, где стала складываться сеть образовательных учреждений, которая напрямую или косвенно занималась разработкой проблематики тьюторства и осмысливала свой опыт именно в этом контексте. Первой тьюторской площадкой в системе российского общего образования стала школа «Эврика-развитие» г. Томска (с 1991 года - директор школы - Т. М. Ковалева, с 1996 года - Л .М. Долгова).
Особую актуальность проблематика тьюторства начинает приобретать сегодня в связи с проектами и программами модернизации российского образования. Так, Федеральной целевой программой развития образования в числе основных направлений определены:
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающих каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования;
интеграция в европейское образовательное пространство, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования.
Реализация данных направлений требует, прежде всего, организации профессиональной педагогической поддержки индивидуального образования старшеклассников и студентов. Существующая сегодня в России практика тьюторства может стать ресурсом в решении поставленных задач.
Очевидно, что современный этап модернизации российского образования требует принципиально новых для отечественного образования подходов к организации образовательного процесса. Возрастающий в педагогическом сообществе интерес к идеям индивидуализации и открытости образования позволяет утверждать, что тьюторство становится одним из значительных ресурсов этой модернизации.
Сегодня в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития человека в рамках школьного образования становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании, помощь в осуществлении самообразования.
Этим сегодня и продиктован, в большей степени, возобновившийся в педагогической среде интерес к реализации принципа индивидуализации и различным тьюторским практикам.
Часть 3.
Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности
В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.
Такой популярности и востребованности профессии способствуют следующие факторы.
Во-первых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная реализация стандартов возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.
Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.
Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «держателем», «гарантом» которой в образовательном учреждении становится тьютор.
Государство четко определило курс на развитие научно-технического творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятельности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.
Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор - представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной образовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие.
Новая система оплаты труда также содействует распространению профессии «тьютор» в системе образования, так как дает возможность стимулировать тьюторов, поощрить их за инновационность, особую значимость и сложность профессиональной деятельности.
Во-вторых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, так как стремится к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.
В-третьих, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.
Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.
В-четвертых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. В настоящий момент в педагогическом сообществе возрастает число педагогов, разделяющих ценности и принципы открытого образования. Значительная их часть связывает реализацию потребности в самоактуализации, самореализации через профессиональное развитие путем освоения новой, инновационной педагогической позиции и профессии - профессии «тьютор».
Очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Возникает закономерный вопрос: чем принципиально отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально-педагогических профессий? В чем её сущность?
В общих чертах можно отметить следующее: традиционные социально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм. Тьюторы же создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, неопределенностью, инновациями.
Профессия «тьютор», педагогическая тьюторская позиция принципиально отличаются от профессии и позиции учителя-предметника, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения возьмем именно эти четыре профессии и их профессиональные позиции как наиболее распространенные и чаще всего сравниваемые с профессией «тьютор».
Учитель-предметник при его гуманистической направленности отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки программы. Учитель-предметник в первую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей выпускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету, т. к. он несет ответственность за обучение.
Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с целью их учета педагогами в практической деятельности.
Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм.
Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного руководителя - классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение им установленных в коллективе норм.
Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российском образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, он являются связующим звеном между ребенком и педагогами, отстаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занимаются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.
В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.
Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогического коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.
Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов. Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства.
При отсутствии комплексного решения проблем подготовки квалифицированных современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития.
Кроме того, введение профессионального обучения по квалификации «тьютор» соответствует интересам студентов педагогических вузов, поскольку предполагает овладение новыми методами и подходами к обучению, востребованными на рынке труда.
Разработка и реализация программ профессионального педагогического образования, направленных на приобретение квалификации «тьютор», является актуальной потребностью, удовлетворение которой отвечает интересам личности, общества (включая педагогическое сообщество) и государства.
Часть 4
Основные принципы и функции тьюторской деятельности
Целью деятельности тьютора является создание социально- педагогических условий для самосовершенствования и профессионального становления учащегося посредством оказания помощи в проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы.
Под тьюторским сопровождением одарённых и высокомотивированных учащихся понимается педагогическая деятельность, в ходе которой тьютор создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учащимся своего познавательного интереса и построения индивидуальной образовательной траектории.
Основными принципами, которыми руководствуется в своей деятельности тьютор, являются принципы открытого образования:
открытость;
вариативность;
гибкость;
непрерывность;
индивидуальный подход;
индивидуализация
Рассмотрим эти принципы более подробно.
Принцип открытости все чаще обсуждается сегодня и в теоретических работах современных и зарубежных исследователей, и в педагогической практике как одна из наиболее существенных качественных характеристик современного образования.
Понятие открытости образования в отечественной педагогике еще продолжает формироваться и существует пока в большей степени как метафора, но интерес к осмыслению и самого понятия, и созданию практики открытого образования в современном педагогическом сообществе достаточно большой. На сегодняшний день все различные смыслы, касающиеся этого становящегося понятия, можно представить следующим образом: открытое образование - это образование, в котором преодолевается школьный (шире - институциональный) контекст, положенный системой традиционного образования как основной. Расширение открытого образовательного пространства сможет обеспечить вхождение в общеевропейское образовательное пространство. Развитию тьюторства способствует установление партнерских взаимоотношений учреждения общего среднего образования с окружающим социумом, а также ведущими учреждениями высшего образования. Тьютор из числа профессорско-преподавательского состава сможет обеспечить преемственность в развитии одарённого ребёнка в системе работы школа-ВУЗ.
Принцип вариативности предполагает создание разнообразной «избыточной» среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы, а также реализуется выбор учащимися собственных вариантов деятельности.
Принцип гибкости проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на любое направление индивидуальной образовательной программы тьюторанта, поддержка любой инициативы в выборе способов, темпов, форм получения им собственного образования.
Соблюдение принципа непрерывности позволяет обеспечить последовательность и цикличность процесса тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития школьников.
Исторически принцип индивидуального подхода заключается в осознании необходимости передачи и усвоения каждым человеком общезначимых элементов культуры в виде знаний, умений и навыков.
На необходимость осуществления в педагогике индивидуального подхода указывал еще Ян Амос Коменский в своей главной книге «Великая дидактика». Сформулировав цель всеобщего обучения: «Научить всех - всему», Я.А. Коменский уже тогда понимал, что реализовать эту цель возможно только за счет специальных педагогических средств - форм и методов обучения, которые нужно подбирать адекватно к каждому ученику.
Сегодня в мире постоянно обновляющегося знания стало очевидно, что «научить всему» невозможно, но цель «научить всех» до сих пор поддерживается общеобразовательной школой. Поэтому сам принцип индивидуального подхода в обучении продолжает реализовываться.
Все учащиеся разные, тем не менее, все должны усвоить единый стандарт. Поэтому учителю, как и раньше, для построения эффективного процесса обучения, необходимо подбирать методы, формы и средства обучения, ориентируясь на индивидуальные особенности своих учеников. Тьютору также при сопровождении индивидуальных образовательных программ своих тьюторантов необходимо учитывать их индивидуальные особенности.
В отличие от принципа индивидуального подхода (эти принципы до сих пор еще часто путают как в педагогической литературе, так и на практике), принцип индивидуализации позволяет педагогам ориентироваться прежде всего на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося. Принцип индивидуализации состоит в том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Цель педагога при реализации данного принципа и заключается в помощи каждому ученику в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении индивидуальной образовательной программы.
Этот принцип является ведущим при организации тьюторской деятельности.
Фактически, тьютор - это и есть педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Таким образом, принцип индивидуализации лежит в основе тьюторской работы на любом возрастном этапе. Этот принцип, значимость которого для современного образования теперь уже стала очевидна, был отражен в обеих версиях разработки стандартов нового поколения.
Основными функциями тьютора являются:
диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
выявление познавательных интересов тьюторанта;
оказание помощи в определении обучающимися собственного индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной траектории;
создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;
вовлечение обучающегося в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания;
содействие в обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, условий для проведения экспериментальной деятельности;
фиксация движения обучающегося в формировании индивидуальной учебной деятельности и исследовательских компетенций;
удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля;
осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося, внесение, при необходимости, корректив;
установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля;
организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности;
обеспечение координации всех многообразных структур, ставящих своей целью помочь обучающемуся в осознанном профессиональном выборе;
расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного, используя возможности сети Интернет.
Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности.
Часть 5
13 LINK \l "bookmark43" \o "Current Document" \h 14Основные этапы тьюторского сопровождения 15
Тьюторское сопровождение обучающегося в самом общем виде представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитико-рефлексивный и обобщающий
Первый этап - диагностический. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего, естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение.
На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.
На этапе проектировки составляются «карты» познавательных интересов, разрабатывается индивидуальная образовательная программа, определяется структура тематического портфолио.
Реализационный этап предполагает учебно- и научно-исследовательскую деятельность, наполнение тематического портфолио, структурирование собранных материалов.
Анализ и рефлексия проделанной работы, оформление портфолио достижений, коррекция происходят на аналитико-рефлексивном этапе. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время выступления, доклада или презентации, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления). Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
Таким образом, аналитический (рефлексивный) этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать как собственные способы действия, так и способы действия окружающих, понимать происходящие в себе и в окружающих изменения.
На обобщающем этапе происходит обеспечение координации всех многообразных структур с целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе, оказания помощи в разработке и реализации дальнейшей программы самообразования и саморазвития.
Каждый из этих этапов имеет свою специфику, которая отражается как в содержании деятельности тьюторанта, так и в соответствующих способах работы тьютора.
Содержание работы на этапах тьюторского сопровождения
Этапы
Тьютор
Тьюторант

Диагностический
Составление индивидуального плана работы с тьюторантом; диагностика обученности и обучаемости учащегося; выявление познавательных интересов тьюторанта.
Выполнение уточняющих тестов по выявлению и конкретизации познавательных интересов; самоопределение.

Проектировочный
Оказание помощи учащемуся в определении собственного индивидуального пути саморазвития; построение индивидуальной образовательной траектории.
Составление «карты» познавательных интересов; проектирование индивидуального плана по саморазвитию; разработка индивидуальной образовательной программы; определение структуры тематического портфолио.

Реализационный
Создание условий для реализации тьюторантом индивидуального плана по саморазвитию и освоению индивидуальной образовательной программы тьюторанта; вовлечение учащегося в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания; содействие в обеспечении тьюторанта специальной научно-методической литературой, условиями для проведения экспериментальной деятельности; осуществление обратной связи, консультирование; организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития.
Освоение индивидуальной образовательной программы посредством посещения учебных занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами, самообразования; учебно- и научно-исследовательская деятельность; наполнение тематического портфолио, структурирование и анализ собранных материалов; участие в интеллектуально- творческих состязаниях; установление социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет

Аналитико- рефлексивный
Фиксация движения учащегося в формировании индивидуальной учебной деятельности и исследовательских компетенций; удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля; осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной образовательной программы учащегося, при необходимости, внесение корректив; установление обратной связи; формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля; расширение социального партнёрства и сотрудничества, как очного, так и дистанционного, используя возможности сети Интернет
Анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы; коррекция; оформление портфолио достижений, осуществление обратной связи; расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного с использованием возможности сети Интернет

Обобщающий
Обеспечение координации всех многообразных структур, с целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе; оказание помощи в разработке и реализации дальнейшей программы самообразования и саморазвития.
Оформление презентационного портфолио; презентация полученных результатов; постановка задач следующего этапа индивидуальной образовательной программы; осознанный выбор профессии; подготовка к поступлению в учреждения высшего образования.


Обучающиеся, как правило, выбирают тьютора из числа претендентов, рекомендуемых администрацией и педагогом-психологом учреждения образования на основе проведенного анализа. Если в роли тьютора выступает педагог-предметник, тогда комплектуется группа по интересам и в течение месяца апробируется ее работа с точки зрения психологической совместимости участников и эффективности деятельности, далее утверждается ее состав, после чего она приобретает статус тьюторской группы.
Участие в работе групп, руководимых тьюторами, является добровольным: обучающиеся выбирают тьютора в соответствии с интересующим их направлением деятельности. Каждая группа насчитывает от 3 до 5 обучающихся. Они могут участвовать в работе одной или нескольких групп. Тьютор помогает учащимся в решении задач по самообразованию и самовоспитанию, стимулирует их общественную активность, оказывает психологическую поддержку. Он встречается со своими подопечными не реже одного-двух раз в неделю.
Однако, если речь идёт о сопровождении учебной деятельности одарённого учащегося, тогда целесообразно организовать индивидуальную работу с каждым. Для эффективности работы по совершенствованию и профессиональному становлению одарённых учащихся важно, чтобы у них был человек (это может быть педагог, преподаватель учреждений высшего образования, родитель и т.д.), к которому он может обратиться за советом или помощью. Его можно называть по-разному, однако значимо то, чтобы он обладал тьюторской компетентностью. Тьютор здесь выступает в качестве организатора условий, направленных на выявление и поддержку образовательных интересов учащегося, реализацию индивидуальных образовательных программ; мотивирует включение ребенка в проектную, исследовательскую, авторскую деятельность; помогает в формировании избыточной образовательной среды; организует индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; диагностирует интересы и способности тьюторанта; проводит встречи, так называемые тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу самими учащимися образовательных успехов и трудностей и многое др.
Таким образом, тьюторство как ресурс индивидуального личностного развития представляет собой эффективное использование потенциала открытого образования для построения собственной индивидуальной образовательной траектории учащегося.



Часть 6.
Содержание и организационные условия реализации программы тьюторского сопровождения в школе
Программа тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всего учебного года. График оказания услуги педагога-тьютора предполагает время после уроков.
Наиболее соответствующими содержанию тьюторского сопровождения являются личностно-ориентированные педагогические технологии: технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения, технологии проблемного обучения.
Личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение складывается в двух основных группах:
Первая группа – это группа слабоуспевающих учащихся. Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности, помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.
В этой группе речь пойдёт скорее о выявлении и коррекции психологических проблем неуспевающего ребёнка. Ведь для плохой учёбы однозначно есть предпосылки: проблемы в семье, непонимание родителей, сверстников, личная замкнутость и т.д.
Например, учащаяся одной из гимназий характеризует тьютора следующим образом: «Какими качествами должен обладать хороший тьютор? У моего тьютора всегда есть время для меня; она всегда готова выслушать меня; она не заставляет меня чувствовать себя глупой, если я чего-то не знаю; она принимает меня такой, какая я есть. Я уверена, что она всегда поможет мне, если появится проблема...» (из сочинения «Мой тьютор».)
Именно преодолевая все детские страхи или, как называют их взрослые, «глупости», оказывая профессиональную предметную подготовку, тьютор помогает обрести таким детям уверенность в себе, в своих силах и знаниях. А очутившись в комфортной психологической атмосфере и профессиональной среде, справившись с собой и преодолев себя, ученик способен добиться многого.
Вторая группа – это группа одаренных учащихся. Цель работы с такой группой - создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства, удовлетворение потребности в новой информации, помощь одаренным учащимся в самораскрытии.
Работая с высокомотивированной группой или личностью, можно прогнозировать следующие результаты:
Решение индивидуальных задач, направленных на осознанное формирование или коррекцию индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности.
Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы.
Социализация, успешность в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п..
Развитие у учащихся  навыков самостоятельной образовательной деятельности.
Создание условий для  презентации, анализа достижений учащихся.
Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников.
Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере организации исследования по русской литературе «Выражение мировосприятия и мироощущения человека посредством изменчивости пор года в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе Я. Коласа «Новая земля»).
На первом диагностическом этапе в ходе беседы с тьютором тьюторант отметил, что очень любит классическую русскую литературу и любимым автором его является А.С. Пушкин, творчество которого он хотел бы исследовать. Исходя из интереса подопечного, тьютор предлагает выбрать конкретное произведение – роман в стихах «Евгений Онегин».
Определив круг интересов, тьютор отмечает, что выбранная для исследования тема не является новаторской в русской литературе и предлагает взять для сравнения не менее известный роман в стихах Якуба Коласа «Новая земля» из белорусской литературы. Таким образом, проблемное поле определено, но оно всё ещё остаётся очень обширным, а для написания исследовательской работы в школе нужно ещё сузить рамки, чтобы работа не получилась размытой и неконкретной.
Выход нашёл тьюторант: он отметил, что ему нравятся строки из романа, которые известны всем:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора.
Пушкин – известный мастер ярких словесных пейзажных зарисовок, которых большое множество в его романе. Не меньше их и в романе Я. Коласа. Поэтому исследовательское поле решили положить в рамках рабочей темы «Пейзаж в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе Я. Коласа «Новая земля». Тема, которую определили, отличалась новизной и актуальностью. А для написания работы были поставлены конкретные цели и задачи: сравнить образы природы и её функции в романах.
Реализациооный этап является очень продолжительным и самым сложным, поэтому его можно разбить на несколько подэтапов.
Первым делом тьюторант должен перечитать художественные произведения обоих авторов и ознакомиться с критической литературой по этому вопросу. Результатом проделанной работы должна стать вводная теоретическая часть работы, где найдут отражения основные гипотезы.
« В творчестве каждого великого мастера слова есть самое значимое произведение, в котором с исключительной художественной силой воплотились моральные и эстетические идеалы автора как личности. В творчестве А.С. Пушкина таким произведением является роман в стихах «Евгений Онегин», а у Якуба Коласа – «Новая земля».
«Евгений Онегин», по словам Белинского, «энциклопедия русской жизни».
«Новая земля» Якуба Коласа – классическое произведение белорусской литературы, по мнению О. Лойки, «эпохальная энциклопедическая поэма национальной жизни».
Картины природы и у Пушкина , и у Коласа – отражение эпохи, мера времени и величности человека, выражение мировосприятия и мироощущения автора»
Далее необходимо отобрать, обработать и классифицировать материал для исследования. Для этого тьюторанту предлагается на отдельных карточках (листах) выписать примеры из художественного текста. Выполняя задание, тьюторантом было замечено, что у писателей поры года описаны по-разному, и отношение авторов к ним неоднозначное. Данное наблюдение легло в основу классификации, помогло окончательно сформулировать тему исследования «Выражение мировосприятия и мироощущения человека посредством изменчивости пор года в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и романе Я. Коласа «Новая земля».
Пора года
Пушкин
Колас

Осень
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора.
На ніцях белай павуціны
Прыводзяць восень павучкі .
Яе красёнцы, чаначкі
У моры лесу, мільганулі
І лісце  багру апранулі;
І з кожнай лісцевай галокі
Глядзіць твар восені-свякрокі

Зима
Зима!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет пут
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке
Стаіць над лесам шум маркотны;
Па небе хмары як палотны,
Паночны вецер рассцілае,
І бель над далямі звісае,
І ціха стане на падворку,
І лес жалобную гаворку,
Свой гоман восені канчае
І мочкі зіму сустракае

Весна
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года.
Вясна была яшчэ  пачатку,
Але снягі жо раставалі,
І дружна  поле балбаталі
Ракі, рачулкі, і  грамадку
Яны ваду сваю злівалі,
Ад сну гаі, лясы будзілі
І людзям душу весялілі.

Лето
Карикатура южных зим».
Пакаты згор’я і курганы.
Уздзелі чырвані кароны


Классифицировав отобранный материал, тьюторант приступает к оформлению основной части работы, где отражаются важные положения, наблюдения и делаются выводы. В это время тьютор, который давал частые консультации, дистанцируется, но должен оперативно реагировать на возможно возникающие проблемы.
Именно в этот период работа над исследованием входит в стадию завершения: оформляются материалы, готовится презентация и предварительная защита результатов выполненной работы. На данном этапе работа тьютора и тьюторанта достигает максимального взаимодействия, взаимодополнения и взаимопонимания. Ведь именно от работы на этом этапе зачастую зависит результат. Неверно оформленная работа, неподготовленное выступление, отсутствие психологического настроя могут свести на нет все старания.
Удачно защитив работу, необходимо оценить результат, проанализировать проделанную работу: выявить трудности, на каком этапе они возникали, с чем были связаны, как с этим можно разобраться в дальнейшем. Если сдача работы прошла успешно, то рамки темы можно расширить и углубить, продемонстрировав материал на научных конференциях различных уровней либо предоставить в печать.

Литература
Большой толковый словарь русского языка. / Авт. сост. С.А. Кузнецов. - 1-е изд-е: СПб. : Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
Ковалёва, Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалёва, Е.И. Кобыща и др. М. - Тверь: «СФК-офис».
Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4 / Т.М. Ковалёва,- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Авт. - сост. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
Педагогический терминологический словарь. / Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М., 2004.
Словарь-справочник по педагогике / Авт.- сост. В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.
Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. / Авт. - сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. М.: Компания Спутник + М.Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15