Консультация для родителей на тему: Создание благоприятных условий для развития речи ребенка

Создание благоприятных условий для развития речи ребенка.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше - активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речи. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию, движению. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность.
Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой. Пальчиковые игры - важное направление речевого развития детей. В спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится на общем и речевом развитии ребенка.
Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит - повторять за ним, плачет - уделять внимание. Произнёс первый слог - обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Слыша речь окружающих, кроха начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт. Подражая взрослому, ребенок как бы копирует его мимику, чутко реагируя на каждое новое выражение лица. По мере развития эмоциональных контактов у крохи постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда ребенок начинает сам проявлять инициативу, задача близких состоит в том, чтобы максимально поддержать его стремление к общению. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки».
Не нужно ругать ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать речевой негативизм, привести к неврозу. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме -доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом возраста и возможностей.
Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон и период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы, который может привести к сбою в её развитии.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» - мама комментирует: «Да, поезд поехал». Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное речевое окружение в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными и увлекательными. Специалист поможет построить индивидуальные занятия в соответствии с возрастом и уровнем речевого развития ребенка.
Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов - телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь - это может привести к психологическим и речевым комплексам. По телевизору ребенку можно смотреть детские развивающие и развлекательные программы, да и то совсем недолго. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способны далеко не все дети. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям - некритично. Если речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной - уже тревожный сигнал.
Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, не может нормально жевать, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. Главный принцип - польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт.
Любые нарушения речи можно исправить, главное- не упустить время. Мозг ребенка обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика.
Логопеды давно заметили, что для предупреждения и коррекции многих речевых нарушений очень эффективен массаж щек, губ и лба. Легкий массаж лицевых мышц способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц, нормализует обмен веществ, улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, тонизирует и тренирует сосуды. Массаж желательно делать 1-2 раза в день в течение 3-5 минут. Легонько поглаживайте лицо ребенка подушечками пальцев: медленно, плавно, не сдвигая складки кожи.
Основные направления движений:
от середины лба к вискам
от середины лба к ушам
от бровей к волосистой части головы
от линии лба вниз через лицо к шее
от середины верхней губы к ушам
от мочек ушей по щекам к крыльям носа
от середины верхней губы к подбородку
по верхней губе от угла рта к его середине
по нижней губе от угла рта к его середине
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта
легкое постукивание по губам подушечками пальцев
От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания и рекомендации, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

15