Статья. Роль воспитателя в создании условий благоприятных адаптации ребенка к условиям ДОУ


Статья. Роль воспитателя в создании условий благоприятных адаптации ребенка к условиям ДОУ
Способность к социально-психологической адаптации не дана человеку от природы. Она формируется постепенно, с самого раннего детства в семье, а затем развивается по мере включения в более широкий спектр общения (другие дети во дворе, ближайшие и дальние родственники, детский сад). Сначала ребенок адаптируется к своим близким родным: матери, отцу, бабушке, сестре и т.д. Затем круг общения расширяется, появляются новые связи, увеличивается диапазон адаптации. 
Наш сегодняшний разговор пойдет об адаптации ребенка к детскому саду. 
Ой, мамочка, если бы завтра твой сад не работал, как было бы хорошо… говорит ребенок, привыкающий к садику.
Родители привели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то родители не рады, а скорее озабочены всем этим . Малыш почти неузнаваем, словно подменили малыша.С ним все время что-то происходит, он стал вести себя совсем не так, как вел себя дома: не говорит, по любому поводу истерики, снова стали мокрыми штанишки, ничего не ест и плохо спит, да еще пуглив, как никогда.  И... не хочет ходить в детский сад, каждый день какие-нибудь отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Целый день сидит один, ни с кем не разговаривая, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это. Он швыряет их, как будто они ему не нужны.Да, с ребенком что-то происходит. А происходит с ним такая вещь, как адаптация  – приспособление к новым условиям. Он такой, каким он должен быть. Не  надо волноваться, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ребенок просто адаптируется к саду.Адаптация обычно протекает сложно , с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. ( Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени родители могут позабыть о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит их сегодня. Это будет говорить о легкой степени адаптации.Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель средней или же тяжелой степени адаптации у малыша.
В период адаптации воспитатели и родители могут  наблюдать у малыша проявление его протеста в виде разных невротических реакций, проявляющихся  у  ребенка главным образом на психоэмоциональном уровне.Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, существует целый ряд необходимых показателей,  характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу .1. Отрицательные эмоции — как правило, важнейший компонент адаптации, встречающийся в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организованному коллективу.Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собой плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему па свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя,  Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая белку в колесе. Как вихрь, вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный к саду  ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто подпевает в хоре.Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.2. Страх — обычный спутник отрицательных эмоций. Навряд ли Вам удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу.3.Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, (который прорывается наружу, написанный буквально на лице). В такой момент  малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка.4. Положительные эмоции — противовес всем отрицательным эмоциям и их главный выключатель. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш увлечен  новизной. Чем легче адаптируется  ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающие о завершении у ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех — пожалуй, главные «лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.5. Социальные контакты.  Коммуникабельность ребенка — это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это качество. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". Как только  малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у  ребенка.6. Познавательная деятельность — обычно верный друг всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В период адаптации  эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. Ещё недавний "почемучка" словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена.7. Социальные навыки. Под прессом стресса  малыш обычно изменяется настолько, что может растерять почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался "дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить "спасибо". Однако по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.8. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, или в сторону регресса,  словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами употребляя лишь "младенческие или облегченные слова в его речи почти совсем нет существительных, прилагательных. Встречаются одни глаголы.  Его речь — итог тяжелой адаптации. При легкой — она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.9. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса она довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную с вязи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как ванька-встанька. Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, все время прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порой кажется, что малыша преследуют кошмары.  И только когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет спать спокойно в свой тихий час.11. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность и  пытается своим волчьим аппетитом хоть как-то погасить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса  пошли на убыль и в скором времени нормализуютсяНа фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
 Таким образом, главная задача воспитателей и родителей, а также административного и младшего персонала - обеспечить успешную адаптацию ребенка к детскому саду (слайд 8). А главная наша цель – повысить компетентность воспитателей и родителей в данном вопросе.
 Цель адаптации: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.  Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей раннего возраста. Основой для хорошей адаптации служат благоприятные условия, соблюдение режима  дня, доброжелательные  взаимоотношения, гигиенические навыки, чистота, свежий воздух  и многое другое.
Главные задачи:
— Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению яслей;
— Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
— Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми;
— Повысить уровень психологической культуры родителей и воспитателей.
Итак, течение адаптационного периода, как мы уже выяснили, зависит от следующих факторов: , поэтому работа  имеет два основных направления: с родителями и с воспитанниками
Этапы и формы работы с родителями следующие: 
1 этап. Организационный.
Собрания для родителей до начала учебного года, экскурсии по детскому саду, знакомство с будущими воспитателями, анкетирование родителей, заполнение карт готовности детей к детскому саду, консультации педагога-психолога по подготовке ребёнка к детскому саду.
2 этап Основной.
Работа педагога с родителями в период поступления в детский сад. Длительность этапа зависит от сроков поступления детей и прохождения ими адаптации.
3 этап Итоговый.
Заполнение карт нервно-психического развития детей, проведение родительского собрания «Наши достижения».
Формы работы:
Посещение семей на дому, беседы, анкетирование, фотовыставки, информационные стенды,
консультации, родительские собрания, семинары.