Статья Создание благоприятных условий для социально-психологической реабилитации подростков «группы риска» и молодежи с низкой мотивацией к обучению


Создание благоприятных условий для социально-психологической реабилитации подростков «группы риска» и молодежи с низкой мотивацией к обучению.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле – это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Познавательная активность у школьников развита не достаточно. Психологи считают, что причинами спада школьной мотивации являются:
У подростков наблюдается « гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего;
Отношение ученика к учителю;
Отношение учителя к ученику;
У девочек подросткового возраста снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания;
Личная значимость предмета;
Умственное развитие ученика;
Продуктивность учебной деятельности;
Непонимание цели учения;
Страх перед школой.
«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей. Она превратилась в нечто вроде присказки, или глобального объяснения принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но чего-то в нем явно не хватает… Взрослых – их доли ответственности.
Мотивация к учению у ребенка складывается из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его поведения, общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником, отношением родителей к достижениям своего ребенка.
Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер, его отношение к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересам к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель в своей работе должен использовать следующие приемы, помогающие учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
Прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам;
Постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
Формированию учебной мотивации способствует занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры;
Контроль используется как средство мотивации учащегося.
Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он должен стать условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации. Интерес и удовлетворенность должны быть основными переживаниями для ребенка в школе и на уроках. Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата может стать:
Создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся;
Построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
Анализ жизненных ситуаций;
Развитие самостоятельности и самоконтроля;
Демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке;
Умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя;
Умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Несформированность учебной мотивации является одной их причин слабой успеваемости учащихся. Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов относятся:
Новизна материала – фактор, который возбуждает состояние удивления, озадаченности
Демонстрация незавершенности знаний
Основной формой организации учебного процесса является поисково- исследовательская деятельность. Когда ребята на уроках не получают готовый материал, а сами проводят работу по добыванию его. Это естественным образом приводит к повышению мотивации. Занятия проектной деятельностью также способствуют повышению мотивации. В результате выполнения проектных работ у учащихся формируются следующие умения:
Планировать свою работу;
Анализировать
Устанавливать социальные контакты (распределение обязанностей, взаимодействие друг с другом)
Представлять созданное перед учащимися
Оценивать себя и других.
Так как родители влияют на мотивацию учащихся, то учитель может дать им следующие советы:
Интересоваться делами и учебой ребенка;
Оказывать помощь в выполнении домашних заданий, не подавляя самостоятельность и инициативность;
Объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий;
Чаще хвалить детей за их успехи.
Социально-психологическое сопровождение подростков «группы риска» и молодежи с низкой учебной мотивацией имеет огромное значение для реабилитации и дальнейшей успешной социализации в окружающем мире.
В ходе социально-психологического сопровождения осуществляется комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной реабилитации и социализации детей и подростков. Основными направлениями в организации психолого-педагогического сопровождения являются:
Психодиагностика
Психокоррекционная и развивающая работа;
Консультирование и просвещение;
Психолого-диспетчерская деятельность по организации взаимодействия различных специалистов.
Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как разработка образовательных программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности во всей совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Образовательная программа в отличии от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционно-развивающую функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.
Организация, создание воспитывающей среды в школе и социуме, вовлечение подростков в разнообразные полезные социально значимые дела и занятия – одна из ведущих задач социально-психологического сопровождения социализации в этом возрасте. Социально-психологическое сопровождение в период реабилитации, должно вестись как с учетом возрастных особенностей детей, подростков и молодежи, так и охватывать все сферы социализации, включая «индивид и профессия», «индивид и природа», «индивид и общество», «индивид и самосознание», что требует взаимодействия не только с семьей и школой, но и с другими учреждениями и социальными институтами.