РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКАМ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ, МЕТОДИСТАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ


-ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом РДДТ
Председатель совета __________А.А.Гучмазова«____» ________________ 2016 г.
РЕКОМЕНДАЦИИ НАЧАЛЬНИКАМ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ, МЕТОДИСТАМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ПРОГРАММ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ
Составитель: методист ПМО Дудаева А.Г.
ВЛАДИКАВКАЗ
2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Титульный лист…………………………………………………………………...4
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Модель организации лагеря……………………………………………………...5
Цель и задачи……………………………………………………………………...5
Содержание программы…………………………………………………………..6
Механизмы реализации…………………………………………………………..8
Результаты (итоги)………………………………………………………………..8
Введение
Программа летнего оздоровительного лагеря сегодня – это:
– нормативный документ, который разрабатывается и принимается к реализации образовательным учреждением в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению программ летних оздоровительных лагерей;
– результат четкого определения цели и задач деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов их достижения;
– средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности педагогических коллективов детских оздоровительных лагерей, так как ее разработка стимулирует администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию;
- модель организации воспитания, оздоровления и развития детей;
- осознание цели совместных действий детей, их родителей, администрации, педагогов и сотрудников лагеря, координирование их совместной деятельности.
До разработки программы лагеря должны быть определены сроки его проведения, возраст детей, необходимые нормативные документы, дающие право на реализацию программы и проведение смены лагеря:
- приказ Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- приложение к приказу Минобразования России «Порядок проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
В пояснительной записке необходимо перечислить некоторые критерии, которым должна соответствовать программа деятельности летнего лагеря:
Актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учёт требований времени, региона, родителей, детей и. т.д.)
Целостность – требование к программе объединить в единую систему все действия от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности детского оздоровительного лагеря. Целостность программы это, прежде всего, её логичность.
Реалистичность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т. п.) конкретного детского оздоровительного лагеря.
Оригинальность – способность программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Контролируемость – свойство программы определять ожидаемые результаты, то есть предлагать параметры и способы проверки конечных и промежуточных результатов.
Структура программы лагеря строится по следующей схеме:
• титульный лист,
• пояснительная записка,
·модель организации лагеря,
• цели и задачи,
• основное содержание программы и пути ее реализации,
·план-сетка лагерной смены,
• примерный распорядок дня лагеря,
• механизмы реализации программы.
Титульный лист
Титульный лист содержит название лагерной смены, сроки проведения, возраст детей, автора-составителя программы и отметку об утверждении на заседании педагогического или методического совета за 2 месяца до начала летней оздоровительной кампании.
Пояснительная записка
Пояснительная записка, в первую очередь, должна отражать проблемы, которые необходимо решить в ходе реализации программы.
В этой части программы обосновываются её актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает детский оздоровительный лагерь (на момент разработки программы). Здесь же учитывается адресность программы, т. е. для кого она предназначена (для какого возраста, какой социальной группы детей). В пояснительной записке раскрываются основные идеи и принципы программы (могут быть выделены в отдельный блок), объясняется направление программы.
Пояснительная записка включает в себя используемые нормативно-правовые документы, базу формирования лагеря, место проведения, социальных партнеров, формы и методы работы с детьми, ожидаемые результаты реализации программы лагеря.
Модель организации лагеря
Модель организации лагеря – основная идея (концепция) лагерной смены, использование нетрадиционных подходов и методов воспитания детей (детское самоуправление, работа в отрядах, в группах, выборы совета лагеря и т. д.). В данном пункте необходимо кратко обрисовать структуру работы лагеря, т. е., что он из себя представляет.
Цель и задачи
В программах летних оздоровительных лагерей должны быть представлены задачи, которые сформулированы в «Конвенции о правах ребѐнка», Национальной доктрине образования Российской Федерации, новых Федеральных Государственных Стандартах Образования и включает в себя цель и задачи. Однако следует различать понятия «цель» и «задача».
Цель – образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к определённому моменту времени.
Задача – это частная цель, точнее, мини цель. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным и достижимым. Это означает, что каждую из поставленных задач можно сформулировать так, чтобы было ясно, что за конкретный период следует добиться в деятельности лагеря; для её решения имелись реальные возможности; её действительно можно достигнуть за тот срок, на который она рассчитана. Задачи можно разделить на: воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы они согласовывались с целью программы.
Задачи:
-Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
-Формирование культуры мира и межличностных отношений.
-Разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
-Формирование у детей трудовой мотивации, активной жизненной и позиции.
-Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта, противодействие негативным социальным процессам.
Цели и задачи формируются исходя из проблем, потребностей детей, актуальности программы.
Содержание программы
Содержание – это блоки программы, её основные направления и т. д.
В этом разделе описываются формы и методы, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи предстоящей деятельности. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части – блоки, модули, направления, подпрограммы и. т.д., представляющие собой относительно самостоятельные разделы.В содержании программы указываются планируемые мероприятия, дела, а также регулярность и последовательность их проведения. Программа не требует лишней детализации. Например, если запланирован какой-либо поход – его маршрут, состав участников в программе не указывается. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, которая по сравнению с программой носит более конкретный и детализированный характер.
Система дополнительного образования нацелена на создание условий и расширение возможностей для самовыражения, саморазвития, самоопределения и самореализации детей и развития их творческого потенциала, а также на формирование ключевых компетенций и опыта самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Содержание программы строится поэтапно. Все мероприятия, в рамках программы, планируются в соответствии с тематическими направлениями дополнительного образования: художественное, техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и социально – педагогическое. Данные направления нацелены на создание условий и расширение возможностей для самовыражения, саморазвития, самоопределения и самореализации детей, развития их творческого потенциала, на формирование ключевых компетенций.
При составлении программ нужно определять приоритеты дополнительного образования в условиях летнего оздоровительного лагеря:
-формирование основы национального самосознания, чувство гордости за свою культуру и уважительное отношение к чужим культурам;
-создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его потребностями и запросами его семьи;
- формирование целостного представления о мире и закономерностях, воспитание чувства ответственности за свои действия и поступки, формирование основы вероятностного мышления, умения получать знания экспериментальным путем, повышение аналитической грамотности.
Художественно-эстетическая направленность в программах летних оздоровительных лагерей может быть представлена:
-хоровым искусством, изобразительным искусством, литературным творчеством и др.
Занятия в кружках по литературному творчеству позволит научить детей сопереживать, понять позицию другого человека, высказать свое
мнение, снять ряд комплексов.
Физкультурно-спортивная направленность может быть представлена секциями: «Футбол», «Современные танцевальные направления», «Хореография», «Шахматы», «Спортивные игры».
Эти занятия способствуют формированию физически-здоровой и гармонично развитой личности.
Социально – педагогическая направленность может быть представлена в соответствии с профилем лагеря, которая способствует
развитию социальных компетенций, повышению мотивации детей к саморазвитию, самосовершенствованию, уважительному отношению к культуре любого народа, формированию национального самосознания и правовой грамотности.
Для развития творческих способностей могут работать клубы по интересам.
Культурологическое направление может быть представлено мероприятиями, где формируется культурный уровень личности ребенка.
Мероприятия в рамках данных направлений позволит развить у воспитанников интерес к изучению исторического и культурного наследия родной страны, родного края, сформируют осмысление культуры родной страны, малой Родины в сравнении с культурой других народов; гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям и воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Естественнонаучная направленность может быть представлена мероприятиями и проектами творческого и исследовательского характера:
«Мир вокруг меня», «Фантазия и мир природы», «Природа кричит SOS». Это направление позволяет развивать познавательные навыки детей, самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Научно-техническая направленность может быть представлена мероприятиями по техническому творчеству.
В быстроразвивающемся информационном мире важно обладать компьютерной грамотностью. Данное направление призвана развить творческий потенциал ребѐнка, обогатить его духовно и стать повседневной необходимостью в будущей жизни.
План – сетка лагерной смены - распределение общелагерных мероприятий по дням в течение смены, представленных в виде таблицы.
Необходимо учитывать взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня.
Примерный режим дня составляется исходя из формы пребывания детей в лагере (дневная, круглосуточная) в соответствии с необходимыми СаНПиН.
Механизмы реализации
Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы и т. д.).
Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание плана действий по воплощению в жизнь замысла, идеи программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т. п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – это когда для реализации программы необходимо участие каких-либо сил со стороны. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил и внутренних резервов.
Главное назначение этого раздела – продумать, как всё то, что изложено на бумаге, воплотить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.
Механизм реализации программы включает следующие разделы:
• материально-технические условия,
• кадровые условия,
• педагогические условия (использование форм и методов работы, отбор средств и приемов работы, соблюдение единых требований по работе с детьми),
• методические условия (реализация программы лагеря в 3 этапа – подготовительный, основной, заключительный),
• результаты (главный социальный эффект программы, прогноз результатов программы на разных уровнях: коллектива всего лагеря, отрядов, звеньев, личности ребенка).
Результаты (итоги)
В этой части программы раскрываются ожидаемые и предполагаемые результаты, итоги её выполнения. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого детского оздоровительного лагеря является развитие ребёнка. Показатели этого развития – укрепление физических и психических сил ребёнка, воспитание духовно – нравственной, патриотичной личности ребенка, приобретение им новых знаний и умений, т. е. новый положительный жизненный опыт – и должны стать результатами успешной деятельности лагеря.