Литературно-музыкальная композиция Эллада-колыбель моя


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Джебарики-Хаинская Средняя Общеобразовательная школа.
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«Эллада-колыбель моя»
Составила: Кузнецова Светлана Ивановна, учитель музыки, МХК и истории
(высшая квалификационная категория)
п.Джебарики-хая
2016г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………стр. 2-3
Содержание……………………………………………………………………стр. 4-8
Вывод………………………………………………………………………………стр. 9
Введение
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«Эллада-колыбель моя»
Цель:
Развитие творческих способностей детей по мировой художественной культуре и музыке через театрализованную деятельность, как способ углубленного изучения темы на внеклассном мероприятии.
Задачи:
1) Создание условий для более глубокого осмысления детьми истории и художественной культуры античного мира (на примере культуры Греции).
2) Развитие навыков художественного и музыкального изложения мифологического сюжета, как литературного произведения Древней Греции (хореографическая постановка танца).
3) Развитие познавательного интереса у ребят через восприятие мифов древней Греции, изучение национальных народных игр, народного танца, его истории, чтение эпоса Гомера («Илиада. Одиссея»).
4) Воспитание эстетического вкуса через представление образа той эпохи посредством костюмов и причесок.
5) Привитие любви к театру, музыке и танцам.
6) Развитие творческих способностей у детей посредством игры на сцене, выразительного чтения, театрализованного исполнения ролей, танцевального исполнения.
7) Привитие коммуникативного общения (игра по ролям, «общение» в танце).
8) Выработка театральных, ораторских и танцевальных способностей.
Актуальность темы:
1) Выявление творческих возможностей детей в процессе всей подготовки и проведения мероприятий. На уроках по теме «Культура античного мира Древней Греции» дети знакомятся с культурой и истории Древней Греции, изучают их посредством учебной и наглядной литературы, а в ходе подготовки и проведения таких внеклассных мероприятий они входят в образ героя той или иной эпохи, вместе с ним эмоционально переживают дух того времени, представляют образно как жили, одевались, отдыхали, играли их герои. Учатся представлять духовный мир греков через театр. Известно, что театр как искусство, берет начало в Древней Греции, а через театр того времени греки воплощали свою жизнь, свою религию.
2) Познание народной культуры в процессе подготовки формирует интерес у детей к играм, музыке, народным танцам греческого народа (ребята с увлечением играли в игры, а наиболее понравившуюся представляли в мероприятии).
3) Познание и развитие хореографических способностей. (Прежде чем приступить к разучиванию танца, я дала детям задание самостоятельно изучить историю танца сиртаки, как со временем изменился танец, его осмысление. И каково было их удивление, когда они узнали, что в древности это был танец мясников, который танцевали мужчины грубо по-мужски, а в наше время его танцуют и женщины, причем очень грациозно, легко. Они с увлечением слушали музыку и вживались в нее.)
4) Формирование познавательного интереса к поэзии Гомера.
В ходе работы дети глубоко входили в мир того времени, ощущали себя греками (метод «погружения в эпоху»). В процессе подготовки внеклассного мероприятия, который является итогом изучения раздела истории культуры Древней Греции формируется понятие искусства Древней Греции, его художественно-стилистических особенностей. Мероприятие носит обобщающий характер - итог всей темы, итог самостоятельного глубинного осмысления учащимися культуры Древней Греции. Важно отметить, что это мероприятие еще несет в себе значимость, как ознакомление зрителей с мифологией и культурой эпохи Античного мира через театр. Важность этого мероприятия – изучение культуры через творческое восприятие.
Содержание внеклассного мероприятия
Действующие лица и исполнители:
Зевс - верховный Бог, громовержец, суровый на вид.
Аполлон - красивый юноша, в душе ретроград.
Полигимния - муза священных, гимнов немного скучного вида.
Клио - муза истории сама серьезность со свитком в руках.
Каллиопа - муза эпической поэзии, строгая, с толстой книгой.
Эвтерпа - муза лирической поэзии, мечтатель нового вида.
Эрато - муза любовных песен, мечтательная, с букетом в руках.
Мельпомена - муза трагедии, мрачная с трагической маской.
Терпсихора - муза танцев, стройная, высокая.
Урания - муза астрономии в рука астрономический прибор.
Талия - муза комедии, шустренькая с веселой маской.
Наглядности или оформление:
В глубине сцены стоит трон, на котором будет сидеть Зевс. Несколько колонн - декорации античной эпохи, создающие видимость эпохи. Все персонажи одеты в туники, на ногах сандалии.
Действие
(Звучит музыка, появляется Аполлон и девять муз)
Аполлон: О, музы милые, скажите откуда столько дев и юношей прекрасных? Иль собрались они для песен сладких? А может быть хотят историю услышать об искусстве, Эллады мастеров творения?
Эвтерпа: О, прекрасный Аполлон! Что можем рассказать мы о стране, в которой все искусство зарождалось? Кому доверишь ты рассказ?
Аполлон (обращаясь к музам): О, музы! Пригласил я вас сейчас для песен сладких, для того, чтоб в хороводе кружиться нам под звук кифары, прекрасные творения показать искусных мастеров Эллады! Призвал на совет вас, музы. Кто свой рассказ начнет о солнечной Элладе? Быть может, Клио, ты начнешь историю свою?
Клио: Я, Клио, одна из девяти муз - дочерей Зевса. Ко мне, музе истории, правители относятся с почтением, а недалекие стараются не замечать меня. Горе и страх народам, которые не извлекают уроков из истории. Моя страна- прекрасная Эллада! Я расскажу вам всем о ней.
Аполлон: Так начинай рассказ скорей!
Клио: Рассказ мой долгий может быть, но не хочу вас утомить. А посему я буду краткой.
(Звучит музыка, свет направляется в глубину сцены)
Клио: Олимп - самая высокая гора во всей Элладе. Склоны её покрыты лесами. На вершине Олимпа лежит вечный снег. Она окутала густым облаком. Там в вышине - золотые чертоги бессмертных богов. На высоком троне сидит Зевс - Бог всех богов.
Зевс: Я, Зевс, царь богов и моей сильнейший из богов, я - громовержец Зевс! Владычество над миром я поделил со своими братьями: Аидом - владыкой царства мертвых, и Посейдоном -морским владыкой.
Клио: Мы, музы, дочери Зевса, подвластны самому прекрасному Аполлону, покровителя искусства.
Зевс: Чем, Аполлон, сейчас ты меня удивишь?
Аполлон: А что хотел бы ты увидеть, великий Зевс?
Зевс: Я вижу Клио повествует всем о солнечной Элладе. Рассказ её о таинствах искусства. Хочу, чтоб музы дополнили её рассказ. Пусть каждая из них представит всем себя.
Аполлон: История не знает тайн. Пусть Клио продолжает свой рассказ. И ты, Великий Зевс, увидишь сам всех дочерей своих. Всех муз искусства. Пожалуй, можно продолжать.
Каллиопа: Я, Каллиопа, муза эпической поэзии. Эллада славилась поэтами! Среди них самый великий был Гомер. Я воплощу словами то, что так давно написано пером Гомера.
(Читает фрагмент из поэмы Гомера «Илиада. Одиссея»)
«…Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной веревкой они по рукам и ногам привязывали. К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться темная влага, но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает внятен, сирены увидели мимо плывущий корабль наш. С берегом он их поравнялся, они звонко заголосили, запели: «К нам, Одиссей подойди сладко пением сирен насладись!» ».
Мельпомена: Я, Мельпомена, муза трагедии. Что может сравниться с трагедией Эсхила «Эвмениды» иль с творчеством Еврипида. Но я не буду вас трагедией всех омрачать, и думаю, что лучше помолчать.
Полигимния: Я, Полигимния, муза священных гимнов!
Урания: Я, Урания, муза астрономии. С небесным глобусам в руках я мчусь по лазурному небу, подвластны мне звезды и небесные светила.
Зевс: Сегодня о серьезном мне не хотелось говорить.
Аполлон: Великий Зевс, пришёл черед комедии на сцену входить.
Талия: Я, Талия, муза комедии. Народ Эллады любил комедию, а значит и меня. Но я комедию разыгрывать не стану, а лучше с вами поиграю. Ведь все вы знаете игра нам заменяет смех. Ну, кто из вас согласен мне помочь в игре?
Аполлон: Я помогу и поиграю. Скорее Талия, игру всем объясни я начинаю.
Талия: Игре этой тысячи лет, в Элладе её знает каждый грек. И называется она «Чет или нечет». Участников быть может двое, а может больше. Я покажу лишь для двоих. Ты, Аполлон, вставай напротив. У каждого из нас по 10 штук бобов (возможно и 15, но времени на это не хватит). Бобы мы держим в правой руке.
Идет описание греческой народной игры «Чет или нечет»
Держа бобы, каждый должен незаметно перекрасть бобы из одной руки в другую и показать зажатый кулак, спросив: «Чет или не чет?» Второй игрок отвечает «Чет!». Спрятавший бобы раскрывает руку, и они вместе считают бобы. Если количество нечетно, спрятавший бобы говорит: «Дай один, чтобы был чет». Если другой игравший отвечает правильно, он получает 1 боб. Затем роли меняются. Это продолжается пока у одного из игроков не кончается бобы. Выигрывает тот, кто соберет все бобы.
Играют с Аполлоном
Зевс: Игра пришлась мне по душе. Продолжи, Клио свой рассказ.
Клио: Вот Полигимния, а рядом с ней беседу завели Эрато и Эвтерпа. Все спорят, кто из них главный или мудрей, а, впрочем, сами о себе они расскажут.
Эрато: Я Эрато, муза любовной поэзии. Я главная на моем языке объясняются влюбленные. На мои стихи слагаются и песни, и поэмы о любви.
Эвтерпа: А я, Эвтерпа, покровительница лирической поэзии. Ведь лирика звучит прекрасно, в ней описание всего живого на земле.
Мы, музы,
Высоки духом, благородны,
И в мыслях ясны и свободны,
И в чувствах светлы и чисты.
Так тонки, чувственны, глубоки,
Мы все поэзии полны,
Как девушки в наш век прекрасны…
Зевс: Остановитесь! Спор ваш неуместен ведь обе вы всегда нужны и равно для людей важны. Ну, Аполлон, сознайся что еще таишь ты от меня!
Аполлон: Уйми свой гнев, Великий Зевс! Пришла пора на сцену девятой музе выходить и место танцу уступить.
Терпсихора: Я, Терпсихора, муза танцев. Светлый сияющий хоровод движется в зале богов. Танец «Сиртаки» в прошлом Хассапикос называли, что означало «Танец мясников». Искусство танца поистине прекрасно, в нем раскрывается наша душа. Станцуем древний танец Хассапикос. Пусть музыкой наполнятся наши сердца.
(Исполняется танец «Сиртаки»)
Клио: История Эллады бесконечна и мне не рассказать ее вам до конца. Скажу лишь на прощанье: Эллада- древняя страна. Она как колыбель искусства миру отдана! И воцарились на Олимпе мир и тишина, когда под звук кифары мы, музы, закружились в хороводе. Так пусть же хоровод искусств как Огонь Олимпа горит в сердцах всех людей на Земле!
(Выходят Зевс и Аполлон, а между ними Клио они держат огонь. На фоне музыки заканчивается композиция)
Вывод
Результатом внеклассного мероприятия «Эллада-колыбель искусства» является диалог античности и современного российского школьника, проявленный в самоактуализированном знании, посредством его воплощения через творческих процесс. Самое главное, как показал опыт проведения литературно- музыкального мини-спектакля, изучение античной культуры проходит успешно тогда, когда для школьника и учителя тема изучения становится личностной актуализацией знания, дети и учитель становится единомышленниками возникает процесс сотворчества. Этому в значительной мире способствует создание проблемной ситуации, т.е. такие педагогические условия, когда учащийся оказывается перед необходимостью найти новое, неизвестное, и найти именно в результате работы творческой. Это помогает ему ощутить себя не просто учеником способным воспринимать информацию, а творческой личностью, способной постигать все новое самому, перевоплощаться в героев той эпохи, но с позиции современника. Быть одновременно и учеником, и актером, и мифологическим героем.
Хочется сказать, что ни один предмет в отличии от Мировой художественной культуры не объединяет в себя столько межпредметных связей, столько интеграций, как история, литература, география, музыка, изобразительное искусство, хореография и др. Поистине через этот предмет мы познаем мир, его бытие и духовность. И сегодня познание мира школьником через уроки и внеклассную работу обогащает его духовный мир и знания, развивая его творческую деятельность, как способ проявить свою индивидуальность. Поэтому внеклассное мероприятие «Эллада - колыбель искусства» актуально как итог познания школьником Античного мира, его культуры и воплощение ребенком своих творческих способностей. Происходит формирование ребенка, как творческой личности, проявление его индивидуальных способностей в танце, театральной деятельности, воспитание эстетического вкуса, понимания культуры того времени.