Проектирование многоуровневой системы задач по теме «Статика»


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Проектирование многоуровневой системы задач по теме «Статика»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 07.11.2016 – 11.11.2016г.
«Проектирование системы многоуровневых задач по теме «Механика» для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по физике»
Проверил:
доцент СИПКРО
Кузнецов В.П.
Выполнила: учитель физики
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Съезжее
м.р. Богатовский Самарской области
Окунева Н.В.


Самара 2016
Введение
Решение задач по физике — необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Поэтому они имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть в окружающей жизни проявление законов физики. Без такой конкретизации знания остаются книжными, не имеющими практической ценности. Решение задач - это одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из практических методов обучения физике. С помощью решения задач формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. Важное место в обучении физике занимает использование многоуровневых систем задач. Многоуровневая система задач подразумевает, что каждая последующая группа задач «сложнее» предыдущих, но во всех задачах рассматриваются одни и те же основные понятия и знания определенного раздела физики. Технология проектирования многоуровневой системы задач, позволяет ученикам успешно освоить программу как на базовом, так и на углублённом уровнях, эффективно подготовиться к итоговой государственной аттестации в форме единого государственного экзамена. В многоуровневой системе учебных задач выделяются следующие уровни:
I. Понятийный уровень.II. Базовый уровень.
III. Повышенный уровень.
IV. Углубленный уровень.
V. Качественные задачи. В данной работе рассмотрена многоуровневая система задач раздела «Статика».
Понятийный уровень
1.
2. Установите соответствие (логическую пару). К каждой строке, отмеченной буквой, подберите утверждение, обозначенное цифрой. Заполните таблицу.
А. Момент силы
Б. Плечо силы
В. Центр тяжести
Г. Материальная точка 1. Воображаемая точка тела, при опоре на ко-
торую тело находится в равновесии.
2. Произведение силы на её плечо.
3. Кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы.
4. Произведение массы тела на плечо силы.
5. Тело, размерами которого можно пренеб-
речь в условиях исследуемой задачи.
А Б В Г
Установите соответствие (логическую пару). К каждой строке, отмеченной буквой, подберите формулу, обозначенную цифрой. Заполните таблицу.
А. Условие равновесия рычага для двух сил.
Б. Момент силы
В. Условие равновесия тела, имеюще-го неподвижную ось вращения.
Г. Условие равновесия поступательно движущегося тела. 1. М = Fl2. F1l1=F2l2
3. F1+F2+F3=…+FN=0
4. М1 + М2 + М3 + ... + MN = 0
5. M=0
А Б В Г
Базовый уровень
1.
2.
3.
4.
5. Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условий равновесия рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице
F1, Н l1, м F2, Н l2, м
10 ? 40 0,5
Чему равно плечо l1, если рычаг находится в равновесии?
1) 4 м 2) 5 м 3) 2 м 4) 0,8 м
Система блоков (полиспаст) даёт выигрыш в силе в 8 раз. В работе при отсутствии силы трения эта система блоков…
1) не даёт ни выигрыша, ни проигрыша
2) даёт выигрыш в 4 раза
3) даёт выигрыш в 8 раз
4) даёт проигрыш в 8 раза
Могут ли силы 10 и 14 Н, приложенные к одной точке, дать равнодействующую, равную 2, 4, 10, 24, 30 Н?
Сделайте рисунки и обозначьте буквой С центр тяжести однородной палочки, однородного шара, однородного цилиндра.
Однородная балка длиной 6 м своими концами опирается на две опоры. К балке на расстоянии 2 м от правого конца подвешен груз массой m = 750 кг. Масса балки 120 кг. С какой силой балка с грузом давит на правую 143827515240000опору?
Повышенный уровень.
1.
2.
3.
4.
Шарик, подвешенный на нити, уравновешен на палочке массой m и длиной l. Масса шарика mo, его объём V. Шарик погрузили в жидкость, плотность которой равна ρ. Определите, на сколько надо передвинуть подвес, чтобы палочка оставалась в горизонтальном положении.

Бревно длиной 12 м можно уравновесить в горизонтальном положении на подставке, отстоящей на 3 м от его толстого конца. Если же подставка находится в 6 м от толстого конца и на тонкий сядет рабочий массой 60 кг, бревно будет в равновесии. Определить массу бревна.

Углубленный уровень.
1.
2.
3.
4.
На кронштейне висит груз массой 100 кг, угол между наклонным и горизонтальным стержнями равен 30о. Определите силу, растягивающую горизонтальный стержень, и силу, сжимающую наклонный стержень.

Цилиндр массой m = 150 кг удерживается на наклонной плоскости с помощью ленты, с одной стороны закрепленной на наклонной плоскости, а с другой направленной параллельно плоскости. Найти силу натяжения ленты. Угол наклона плоскости α = 30°.
-127032194500
Чему равны силы давления вала на подшипники А и В, если масса вала 7кг, масса шкива 28 кг, АВ = 70 см, ВС = 10 см?


Качественные задачи.
1. Во время урагана сосны ломаются чаще, чем ели. Назовите одну из причин этого явления.