Рекомендация для родителей Развивающие игры для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста


Рекомендация для родителей
Развивающие игры для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Багаева О.С.
воспитатель МБДОУ № 175
Игра «Колумбово яйцо». Описание и изготовление .Овал разрезается по схеме.



В результате получается десять частей. Четыре - геометрические фигуры: два маленьких и два больших треугольника (на рисунке обозначены цифрой 1). Остальные шесть имеют лишь сходство с геометрическими фигурами: четыре части (на рисунке обозначены цифрами 2) — с треугольниками, но одна из сторон у них округлая; две части (обозначены цифрой 3) —с четырехугольниками, одна из сторон у которых закругленная.
Игру можно изготовить из одинаково окрашенного с двух сторон картона, пластика, фанеры и других материалов.
Игра «Волшебный круг». Описание и изготовление.
Круг разрезается на десять частей (рис. 2). В результате получается четыре одинаковых треугольника (обозначены цифрой 1), остальные части, попарно равные между собой, имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них закруглена (обозначены цифрой 2).
Материал для изготовления тот же, что и в игре «Колумбово яйцо».
Правила игр. Для составления силуэтов птиц, животных, людей, предметов, геометрических фигур необходимо использовать все части игры. Нельзя накладывать одну часть на другую.
На основе развивающих игр В.В.Воскобовича создана технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей трех-семи лет «Сказочные лабиринты игры».
Данная технология – это использование авторских игр в системе их постоянного и постепенного усложнения («по спирали»). Поэтапное включение игр определяется возрастными особенностями ребенка.
На первом этапе дошкольник при помощи обследовательских действий знакомиться с цветом, формой, усваивает некоторые представления. На втором этапе – с помощью образа запоминает понятия, символы. Следующий этап – знакомство с закономерностями, принципами воздействия (увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Таким образом реализуется принцип потенциального развития ребенка.
Все игры объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. Таким образом, предложенная комбинация игр представляет собой систему и предопределяет интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка дошкольников, ознакомление их с окружающим миром, развиваются речь, изобразительные умения и навыки. Технология включает игры, с помощью которых можно подготовить ребенка к овладению таким важным процессом, как чтение. Применение предложенной системы игр в учебно-воспитательной деятельности помогает не только сформировать у детей знания, умения, навыки, но, прежде всего, способствует творческому развитию личности ребенка – дошкольника.
Использование игровой технологии в педагогическом процессе, когда вся образовательная работа строится на основе игровой деятельности дошкольника, создает условия для проявления творческого отношения педагогов к своей работе, снимает психологические стереотипы.
Взрослый, предлагая ребенку игровые задания, находится «рядом» с детьми, как старший и более умный товарищ. Все усилия взрослых направлены на организацию такой познавательно-игровой деятельности ребенка-дошкольника, когда он может учиться читать, считать, решать задачи, рисовать, не испытывая дидактического давления. игры должны доставлять детям удовольствие, одновременно развивая и обучая их.
Задачами технологии являются:
Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире), речевых умений.
Автором развивающих игр является и Б.П.Никитин. Уникальный опыт Б.П.Никитина имеет прямое отношение к проблеме формирования личности. Борис Павлович выдвинул закон, вернее явление, которое он называет НУВЭРСОМ (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей.) и которое касается развития умственных способностей. По его взглядам, всех людей можно сделать очень умными, если их очень рано и не так, как сейчас принято, целенаправленно начать обучать.
Одним из секретов его метода является раннее начало. Общее правило: чем раньше малыш начнет играть в развивающие игры, тем легче может пойти вперед и тем больших высот может достигнуть.
Второй секрет – особое умение играть с ребенком, а играя, общаться с ним. Не учить его, а «заряжать» творчеством, желанием решать всевозможные задачи и даже придумывать новые.