Формирование ключевых образовательных компетентностей обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность.


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова»

Акишина Л.А., учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Существует притча: Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать,
что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у
меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умерщвлю, скажет
мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Да, многое в наших руках! В наших учительских руках развитие личности ребёнка.
А одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является развитие личности ученика. Ключевые компетенции являются ведущими компонентами учебной деятельности. Перечень компетенций, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет.
В связи с этим возникает вопрос о том, как это может быть достигнуто на практике. Какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы необходимы для формирования таких компетенций?
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы это компетентностный подход.
Компентностный подход - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным. Формирование компетентности учащихся является одной из наиболее актуальных проблем образования, компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, которая возникла из-за противоречия. А именно: увеличивается объём информации, подлежащей усвоению, которая необходима для обеспечения качественного образования, а усвоить её он не в силах. Под компетентностью понимается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. В данный момент я говорю об исследовательской деятельности.
Исследовательской работой в той или иной мере в школе занимались всегда, правда, называли её по-другому, подготовка дополнительного материала.
Ребенок по своей сути любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность - исследуется только то, что вызывает интерес.
В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. И исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный
Основной
Заключительный.
Младшего школьника на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент.
Внедряя исследовательскую деятельность, стараюсь приучить детей работать с книгой, журналами, что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы в периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
Для сбора информации я предлагаю детям выбрать наиболее удобную форму поиска материала:
1.    Подумать самостоятельно.
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2.    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
3.    Спросить у других людей.
4.    Просмотреть телематериалы.
5.    Использовать Интернет.
6.    Понаблюдать.
Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
7.    Провести эксперимент.
С 1 класса почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Вовлекая детей в исследовательскую деятельность, так называемые первые шаги исследования, стараюсь не привлекать родителей.
Почему? Есть несколько причин:
Чрезмерная загруженность родителей.
Инфантилизм, то есть мне всё равно, что ты делаешь в школе.
И получается, что некоторые родители делают задание за своего ребёнка, и он, ничего не делая, получает хорошую отметку, а те, кому родители не смогли красиво оформить и помочь страдают .Все должны быть в одинаковых условиях и работать самостоятельно.
Уже начиная с первого класса, проводим маленькие исследования.
Первое такое исследование было проведено в октябре первого класса.
Окружающий мир. Изучая темы «Что растёт на подоконнике?», «Что растёт на клумбе» и т.д дети стали задумываться, а что нужно растениям для хорошего роста. Принесли в класс лук, баночки, распределились по 2 человека, посадили лук и начали наблюдать. Причём часть лука стояла на окне, часть на парте, а часть на шкафу. Завели маршрутные листы, в которых записывали, когда появились корни, когда выросла стрелка лука. Первое время измеряли стрелку лука почти ежедневно. Когда интерес поугас, некоторые забыли про свой лук, а я им не напоминала. По истечении срока, стали рассматривать выращенный лук. Естественно лук у каждого был разный. Выяснили причины, сделали вывод, что нужно растениям для роста и почему у некоторых лук погиб. Что кроме света, тепла и воды нужен ещё и уход.
Вообще на уроке окружающего мира мы проводим много экспресс - исследований: что происходит с водой, когда туда высыпали соль и почему? «Почему мы чувствуем запахи?» «Почему нужно мыть руки?» «Какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т. п.
Большое значение уделяла изучению семей учащихся, выяснив, что дети ничего не знают о своих родственниках. Зачастую, не зная даже, как их зовут.
Вместе с детьми мы проводили исследования «Что означают наши имена», исследовали свою семью.  Узнавали, почему у родителей такое отчество, какие близкие родственники у них есть, узнавали о профессиях и наградах членов семьи. Дети принесли грамоты родителей или бабушек, и рассказывали, за что они награждены. Да и я многое узнала о семьях своих учеников.
Многих увлёк поиск истоков происхождения своей фамилии. Дети исследовали данную проблему через опрос взрослых, книги, искали информацию в Интернете. Составляя  родословную. Некоторые впервые узнали о своих родственниках, в годы Великой Отечественной войны сражавшихся на фронтах  или  работавших в тылу.
Во втором классе при изучении темы по краеведению готовили материал по темам «Традиции нашей семьи», «Любимые праздники нашей семьи».
На уроках русского языка очень интересно прошла работа над фразеологизмами. Экипажам были предложены фразеологизмы. Им нужно было распределить их между собой, а затем найти, что они обозначают и постараться нарисовать рисунок так, чтобы другие могли отгадать, что это за фразеологизм.
В этом году по русскому языку исследовали слово. Это умение пригодилось в декаде по русскому языку. Например:
Маленькая исследовательская работа проводится и по литературному чтению. При чтении нового материала исследуются непонятные слова, значение которых ребята узнают дома и объясняют в классе. В конце третьего и в четвёртом классе такую работу буду проводить письменно.
В результате е возрос интерес детей к поиску информации. Ученице моего класса подарили энциклопедию. Она предложила рассказать ребятам, откуда произошло мороженое. Мама помогла ей выбрать самое главное. Она прекрасно рассказала, задала детям вопросы, даже придумала призы. После этого многие захотели тоже поучаствовать.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.