Обобщающий урок по физике Простые механизмы. Условия равновесия рычага

Обобщающий урок по теме «Простые механизмы. Условия равновесия рычага»

Цель: систематизировать знания по теме простые механизмы; отработать навыки обращения с физическим оборудованием; на практике убедиться в истинности правила моментов.

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, динамометр, линейка

« Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»
Архимед

Ход урока:
1.Оргмомент 1-2 мин.
2.Основной материал:

Вопросы по теме: 1. Каким образом человек может противодействовать при работе большой силе? ( с помощью простых устройств, т.е. механизмов)
2. Назовите виды простых механизмов? (рычаг, наклонная плоскость, блоки, клин, лом, ворот и т.д.)
3.Что такое рычаг? ( твердое тело- способное вращаться вокруг своей неподвижной оси)
4.Что может играть роль рычага? (доска, стержень, лом, линейка)

Проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находиться в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.

Уравновесите рычаг, вращая гайки на её концах.
Установите на 5см от оси вращения: а) 4 груза; 3 груза; 2 груза.
На каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить 1 груз; 2 груза; 3 груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.
Вычислите отношение сил и плеч для каждого из опытов. Проверьте условия равновесия рычага и правило моментов. F/F=L/L; М=М

Заполнить таблицу:

Виды простых
механизмов
Преимущество этих устройств и общее
свойство
Условие равновесия
Применение










Наклонная плоскость, рычаг, блок, ворот, клин, винт, лом, домкрат, весы, кран и т.д.

Выигрыш в силе; преобразовывать силу человека в значительно большую силу; все они имеют большие плечи, преобразования движения, т.е. направления силы.

Рычаг находится в равновесии, если момент силы, вращающий рычаг по часовой стрелке равен моменту сил, против часовой стрелки. F/F=L/L М=М

В технике ( гаечные ключи, кусачки, плоскозубцы, отвертки с широкой рукояткой и т.д.)

В строительстве ( подвижные и неподвижные блоки, краны, ворот, лебедка)

В быту ножницы для бумаг, по металлу, весы.
Вывод: простые механизмы человек применяет с давних времен для облегчения труда, т.е, многие области человеческой деятельности не обходятся без применения этих устройств.

Дополнительные вопросы: 1.Для чего применяют неподвижный блок? (для изменения направления действия силы)

2. Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а краю, притом наиболее удаленному от оси вращения двери?

3. Разломите спичку пополам, получившие части снова разломите пополам и так продолжайте ломать спичку на все более маленькие кусочки. Почему маленькие кусочки труднее разламывать, чем большие?

Зарисовать кусачки, ножницы для резки бумаг и метала, показать точку опоры, плечи и точки приложения сил.

Литература:
Физика -7кл. А.В. Перышкин
Занимательная физика Я. И.Перельман
Сборник задач по физике В.И. Лукашик