конспект по физике на тему Простые механизмы


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Хакасии для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I,II видов»
План – конспект урока по физике
для 8 класса «Б»
по теме: ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ.
РАВНОВЕСИЕ СИЛ НА РЫЧАГЕ.
Составитель: учитель физики, информатики
Иусова Е. Г.
Абакан 2014
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ
Дата проведения: 11 сентября 2014
Класс: 8 класс Б
Тема: Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Цель: Понятие о содержании физической науки: физические явления, главная задача физики, термины, материя, вещество и физические тела, основные источники (методы) физических знаний — наблюдения и опыты (эксперименты), их различие.
Образовательные задачи:
Знакомство с методами научного познания; продолжение работы по формированию навыков учащихся: анализа источников информации, экспериментальной работы, работы в группе.
вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
способствовать овладению знаниями по теме "Рычаг. Простые механизмы".
Воспитательные задачи:
Воспитание мировоззренческих понятий; причинно – следственные связи в окружающем мире; о познаваемости окружающего мира и человечества;
Развивающие задачи:
Развитие навыков и умений; умение классифицировать и обобщать; умение формулировать выводы по изученному материалу; развитие самостоятельности мышления и интеллекта; развитие навыков практической работы;
формировать умение выдвигать гипотезу, проверять её,
устанавливать закономерности, 
развивать познавательную активность.
Коррекционные задачи:
Откорректировать произношение изучаемых понятий и терминов; корригировать произвольное внимание; развитие слухового восприятия;
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: З.У.А. «Эхо»;
Дидактический материал, учебники, рабочие тетради, словарь;
Речевой материал: Рычаг, простые механизмы
Ход урока
Организационный момент
Проверка и настройка слуховых аппаратов, установка на слуховое внимание.
Вопрос за экраном: «как ты слышишь?»
Восприятие на слух «пестрого» речевого материала.
Предъявление на слух неожиданного речевого материала, позволяющего определить возможности слухового восприятия и внимания детей (2 мин).
Учитель Ученик
Здравствуйте, ребята!
В какой стране мы живем?
Какая столица России? Здравствуйте, Елена Геннадьевна!
Мы живем В Росии
Столица России город Москва
Фонетическая зарядка
Здесь учитывается фонетический принцип, отбор речевого материала производится по принципу сложности произнесения (учебные термины, в которых находятся стечения согласных звуков. Для их отработки используется аналитико – синтетический метод).
Изучение нового материала (с использованием ИКТ и дидакт. материала)
Речевой материал: рычаг, простые механизмы
Дежурный звук «п»
(проводится дирижирование при помощи которого, мы добиваемся плавности речи, слитности произношения, соблюдения интонации и логического ударения):
при-при-при
пре-пре-пре
пра-пра-пра
про-про-пру-пру
Учитель: Здравствуйте, юные друзья! Здравствуйте, уважаемые гости!
Однажды по берегу моря вдвоем Гулял Архимед с сиракузским царем. А рядом триеру тащили на мель
И тут Архимед Гиерона спросил:– Ты помнишь мой винт для подъема воды? В Египте рабам я облегчил труды.А знаешь, как людям помог бы рычагВ труде непосильном. К примеру,Оть я… вот эту триеру.Стоит Гиерон, потирает висок:– Ты втащишь триеру? Один? На песок?!– Триеру на берег втащу я один.Вот ты через месяц сюда приходи…И я удивлю Сиракузы.В назначенный срок собирается людГиерон. Я вижу веревки и много колес, и я поражаюсь размеру,Но даже Геракл, ухватившись за трос, не втащит на берег триеру…И тут Архимед повернул колесо – Триера послушно ползет на песок.Гиерон. Не верю глазам! Столько силы в плечах?!Архимед. Нет, царь! Эту силу умножил рычаг! Взглянул Архимед: небо, горы и море кругом.– Я землю бы мог повернуть рычагом, Лишь дайте мне точку опоры.
Учитель:  Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока
Ученик: «Рычаг. Простые механизмы»
(Слайд №2)
Откройте все свои тетради и запишите дату и тему урока
Цели, которые сегодня стоят перед нами таковы: (Слайд №3)
Цели:
Образовательные:
вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
способствовать овладению знаниями по теме "Рычаг. Простые механизмы".
Развивающие: 
формировать умение выдвигать гипотезу, проверять её,
устанавливать закономерности, 
развивать познавательную активность.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе;
умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его внутренней сутью, причинами изменений, анализировать условия. 
Оборудование:
рычаг,
штатив,
грузики,
Эпиграфом я беру слова М. Ю. Лермонтова из произведения  «Герой нашего времени» самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!...
Учитель: Итак, мы начинаем почти все ученики, сидящие в классе, сталкиваются в своей жизни с различными механизмами. Многие считают, что механизм – это что-то большое и грохочущее, однако некоторые механизмы совсем невелики и довольно просты. Независимо от размера, все они облегчают работу человека.
Учитель. Нередко можно наблюдать, как тяжёлый груз поднимают или перемещает с места на место с помощью деревянного или металлического стержня. Если подсунуть под тяжёлый предмет конец лома, положенного на брусок, то легким нажатием на его свободный конец можно сдвинуть груз с места
Учитель. Так, что же такое простые  механизмы (Слайд №4) 
Простыми механизмами называют приспособления, которые  служат  для преобразования силы
Простые механизмы:
рычаг,
блок,
ворот,
клин,
винт,
наклонная плоскость.
На рисунке видно как человек  для поднятия камня использует в качестве рычага лом

<Рисунок 1>
Учитель: А что же такое рычаг?
Рычаг  представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
Учитель: Изобразим рычаг на схеме. Итак, вместе со мной чертим в тетрадях
Точка О – точка опоры рычага (ось вращения, которая расположена между точками приложения сил); точка А и точка В – точки приложения сил; F1 и F2 – силы, действующие на рычаг, направлены в одну сторону
Си: [F] = [Н] – Ньютон
Учитель: Определение: Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила, называется плечом силы.
Обозначается малой латинской буквой l – плечо силы.
Си: [l] = [м] – метр. Слайд №5
Учитель: на демонстрационном столе находятся приборы (штатив, рычаг, грузики) установить рычаг в равновесии
Учитель: (Слайд №6) Посмотрите внимательно на схему и ответьте мне на вопрос: "Как найти плечо силы?Назовите плечи сил F1 и F2 ."
Ученик: Ответ: ОА – l1 – плечо силы F1
ОВ – l2 – плечо силы F2; силы, действующие на рычаг, могут повернуть его вокруг оси в двух направлениях: по ходу или против часовой стрелки. Так сила F2 вращает рычаг по ходу часовой стрелки, а сила F1 вращает его против хода часовой стрелки.
Учитель: Условие, при котором рычаг находится в равновесии под действием приложенных к нему сил можем увидеть на опыте. К доске вызываю учащегося для проведения опыта (оборудование находится на столе)
Ученик: к рычагу по обе стороны от точки опоры подвешивают различные грузы так, чтобы рычаг каждый раз оставался в равновесии. Действующие на рычаг силы равны весам этих грузов. Из рисунка видно, что сила в 2Н уравновешивает силу в 1Н, при этом видно, что плечо меньшей силы в два раза больше плеча большей силы.
Учитель: Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. (Слайд №7) 
Это правило можно записать так:
F1/ F2 =  I2/ I1  используя свойство пропорции найдём
F1I1 = F2I2    произведение значения силы на её плечо называют моментом силы
Единица момента силы – ньютон – метр (H м)
Учитель: (Слайд № 8)  Правило равновесия рычага было  установлено Архимедом
4.Физминутка
Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем свое имя, фамилию. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону медленными и легкими покачиваниями. Вы расслабились,… уберите ладони, откройте глаза, мы с вами возвращаемся в реальный мир полные сил и энергии.
5.Закрепление изученного материала
Учитель: Применим теоретические знания на практике,  у вас каждого на столе лежат задания «вместо точек вставить пропущенные определения…»
Твердое тело, свободно вращающееся вокруг закрепленной точки опоры, называется…(рычагом)
Подвижный рычаг дает выигрыш в силе в … раза. (два)
Рычаг находится в равновесии, если …(плечи действующих на него сил обратно пропорциональны значениям сил)
Чтобы уменьшить приложенную силу, необходимо … плечо силы. (увеличить)
Ни один из простых механизмов не дает выигрыша в … (работе)
 Учитель: проверим правильность ответов…Устно.
Учитель: ученик у доски решает задачу, а все остальные в тетрадях  стр. 139 задача (книга) у доски
Учитель: Я предлагаю экспериментальное задание для ребят, которые сидят за первыми партами. Свои ответы напишите на листках, а мы проверим позже  на первых партах стоит оборудование (штатив, рычаг, грузики) и задание написано на листах.
Учитель: пока учащиеся делают работу с оборудованием, индивидуальная работа (карточки: на рисунках изображены рычаги. Указать их плечи.) 
Учитель: поменяйтесь друг с другом и проверьте правильность решения
Учитель: А сейчас проверим работу первых парт
Ученик: ответы учащихся. 
Итак, внимание на экран (решите задачу самостоятельно) (Слайд № 9) 
На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча. Сделайте рисунок.            
Учитель: проверим правильное решение (Слайд № 10)
Учитель: (Слайд №11) внимание на экран внимательно посмотрите рисунки и в тетрадях напишите условие равновесия рычага
Учитель:   внимание на экран  проверим правильность решения анимация по щелчку
Учитель: Решение у доски с задачника откройте задачник Физика 7-9 Лукашик и задача на стр.
Учитель: (Слайд №12)  где нужно поместить опору, чтобы рычаг был в равновесии

Учитель: ответ на слайде по щелчку мыши
Итак, при равновесии на рычаге двух сил бо'льшая из них всегда имеет меньшее плечо и наоборот.
Учитель:  А теперь давайте поиграем  внимание на экран  (Слайд №13) 
Продолжите фразу
Рычаг – это…
Рычаг находится  в равновесии, если…
Плечо силы – это…
Сила измеряется в …
Плечо силы измеряется в …
К простым механизмам относятся…
Простые механизмы нужны для…
6. Домашнее задание
Домашнее задание: на карточках