Иллюстрированный словарь терминов по изобразительному искусству.

Управление образованием администрации МО «Корткеросский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»
с. Корткерос





Иллюстрированный словарь-справочник по изобразительному искусству в средней школе

методическое пособие для учащихся и учителей





автор – Волкова Светлана Васильевна ,
учитель изобразительного искусства


с.Корткерос


АННОТАЦИЯ
К ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ СЛОВАРЮ – СПРАВОЧНИКУ
К УРОКАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ .



Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, имеет важное значение в воспитании учащихся. Занятия изобразительным искусством вооружают школьников основами научных знаний, способствуют познанию детьми окружающего мира, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию.
Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо формировать у учащихся нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве, художественно- творческую активность, способствовать овладению образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, к пониманию явлений художественной культуры, произведений искусства. В свою очередь систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества.
Чтобы уметь оценить произведение искусства или выполнить практическую работу учащимся необходимо знать и понимать специальные термины и понятия по изобразительному искусству. В этом поможет «Иллюстрированный словарь – справочник к урокам изобразительного искусства в общеобразовательной школе». Справочник содержит понятия видов и жанров изобразительного искусства, различных средств художественной выразительности произведения, знакомит с художественными материалами и техникой исполнения работ и т.п.
Разнообразные формы работы со словарем дают возможность развивать и углублять познавательный интерес учащихся, их практические умения и навыки. Приобретая элементарные понятия о языке изобразительного искусства, учащиеся могут пользоваться ими в учебной работе во время изучения других учебных дисциплин, а после школы – в многогранной жизненной практике.







АВТОПОРТРЕТ
Это картина, на которой художник изобразил самого себя, в переводе с греческого «авто» обозначает «сам». Человек радуется или печалится, грустит или веселится, мы узнаем по выражению его лица. Переживания людей, их мысли, характер накладывают неизгладимый след на их лица. Поэтому у каждого человека лицо полно своеобразия. Складка губ, линия бровей, глаза могут рассказать о художнике очень многое.












АНИМАЛИСТ
Это слово происходит от латинского слова, которое означает «животное». Анималист – это художник, изображающий животных. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например, окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек.
Но рисовать животных не так-то просто - позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.














АНАТОМИЯ
В переводе с греческого это слово обозначает «рассечение». Так называется наука о строении живых организмов: человека, животных, растений. Действительно, чтобы точнее узнать внутреннее строение, надо заглянуть внутрь, разобраться в построении и взаимодействии различных органов. Существуют специальные учебники по анатомии человека и животных для художников.





















АЛЛА – ПРИМА
По-итальянски произносится «Аля прима») – в живописи данный термин означает способ исполнения этюда или части картины за один прием, по сырому.

























АКВАРЕЛЬ
Слово произошло от латинского слова, «аква» означает вода. Этим словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные ими.
Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем, и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых местах сквозь краску может просвечивать бумага. При письме акварелью краски как бы вливаются одна в другую.


























АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА
-серые цвета от чисто – белого до черного, которые не имеют цветного тона, различаются между собой только по светлоте. Между белым и черным цветами глаз человека способен различить до 300 оттенков серого ахроматического цвета. При малейших примесях теплых или холодных цветов ахроматические цвета становятся хроматическими.










БЛИК
-самое светлое место на освещенной части предмета. Если взять металлический, стеклянный или глиняный кувшин с блестящей поверхностью и поставить на стол так, чтобы на него падал свет от окна, то на освещенной стороне кувшина появится небольшое светлое пятно. Это блик. Он всегда находится на выпуклом, самом освещенном месте любого предмета.
Изображенные в картине светлые пятнышки помогают передать игру света и тени и очень оживляют ее.









БЮСТ
-скульптурное изображение человека по грудь в мраморе, бронзе, дереве или в других материалах. Когда ваятель работает над бюстом, все внимание его сосредоточено на образе человека, которого он лепит. Ему очень важно запечатлеть форму головы модели, строение лица, очертание глаз, губ, лба, подбородка: ведь черты внешнего облика человека говорят о его характере. Когда работа будет закончена, блики света и скользящие тени подчеркнут ее объемность, придадут ей еще большую выразительность.







ВИТРАЖ
– в переводе с французского- «оконное стекло». Это старинный вид искусства, выполняется в оконных проемах: задуманный рисунок составляется из кусочков стекла, скрепленных между собой узкими свинцовыми полосками. Украшаются витражами окна соборов, а также современные здания и сооружения.





















ГОТИКА
-название художественного стиля в искусстве средневековой Западной Европы. Название условное, происходит от воинственного варварского племени – готов, нанесшего смертельный удар великой Римской империи. В готической архитектуре нет ничего варварского. Французы удачнее называют готический стиль «оживным», т.е. стрельчатым.























ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА ЦВЕТОВОГО КРУГА – КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ.




























ГРАФИКА
-это слово происходит от греческого – «пишу», «рисую». Рисунки, выполненные карандашом, тушью, мелками, фломастером, гравюры, плакаты – все это графика. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же рисунок или гравюра не иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика. А есть еще прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. Этикетки на всевозможных коробках, бутылках, пакетах – все это нарисовал художник. И все это – прикладная графика.


























ГАРМОНИЯ
От греческого – связь, соразмерность, созвучие. Гармония – так называлась в греческой мифологии богиня согласия. Она была очень красивая, спокойная. Этим словом теперь называют согласованность, соразмерность всех частей какого-нибудь предмета, явления, где можно найти равновесие, стройность, созвучие разных форм, например, в архитектуре, в изобразительном искусстве, в природе.












ГРАВЮРА
Слово французское, означает «вырезать». Это оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок. Гравюра на дереве называется ксилографией, на линолеуме – линогравюрой, на металле – офорт.
Как же ее создают? Задуманный рисунок художник наносит на доску. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник – гравер в доске углубляет, вырезает дерево специальными резцами – штихелями. На оттиске – гравюре черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску, валиком наносится типографская краска, а затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом.
















ГУАШЬ
- это краски. Прежде чем нанести гуашь на бумагу, их, так же, как и акварельные краски, разводят водой. Но у гуаши есть и отличие. Слой краски, нанесенный на бумагу, не прозрачный, как в акварели, а плотный, с матовой, бархатистой поверхностью. Чтобы добиться более светлого тона, в акварель добавляют воду, а в гуашь – белила. Гуашевые краски очень яркие и веселые, работать ими легко, можно переделать неполучившуюся работу, стоит только лишь положить поверх неудачно выбранной краски другую.








ГРУНТ
-специальный состав, которым покрывают холст художники перед тем , как написать картину. Необходимо, чтобы холст и краски были прочными. Только при этом условии картина сохранится. Если писать на неподготовленном – незагрунтованном холсте, то масляные краски потеряют цвет и блеск. Они потемнеют и станут тусклыми, как говорят художники – пожухнут. Чтобы этого не случилось, холст грунтуют смесью мела и клея, тогда краски сохраняются, почти не изменяя своего цвета. Есть и другие способы грунтовки.

























ДЕКОРАТИВНЫЙ
Слово французское, означает «украшающий», служащий для убранства: для красоты. Есть декоративные ткани, которые идут на обивку мебели, на шторы. Декоративные вазы и скульптуры украшают парки и скверы, залы и дворцы. Декоративные панно можно увидеть на стенах домов и на городских улицах.




















ЖАНР
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных вещах. И вот по содержанию картины стали делить на жанры. Исторический жанр – произведения, посвященные событиям прошедшим. Художников, изображающих море, называют маринистами Батальный жанр – изображение военного эпизода. В картинах бытового жанра (жанровых картинках) художники изображают жизнь людей, их быт. Интерьер – изображение внутреннего помещения комнат, залов. Натюрморт – картины с изображением различных предметов домашнего обихода , цветов, фруктов и т.д.Пейзаж – изображение природы. Портрет – изображение людей.




ЖИВОПИСЬ
Это один из видов изобразительного искусства. Слово «живопись» означает «живо писать», т.е. писать жизнь. Произведения искусства, выполненные любыми красками, называют живописью. Искусство живописи было известно еще в древности. В разные эпохи живописцы писали по-разному: способом «лессировки» т.е. на основной высохший слой краски один за другим накладывались прозрачные тончайшие слои красок, другие писали размашисто, крупными, смелыми мазками и не постепенно, а сразу добиваясь на холсте нужного им цвета.
Живопись делится на станковую и монументальную. Произведения станковой живописи выполняются на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».
Слово «монументальная живопись» само говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись – это большие картины, которые пишут непосредственно на внутренних и наружных стенах зданий.







ЗАРИСОВКА
Рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным. Где бы ни был художник: среди природы, в городе или в деревне,- повсюду он старается запомнить, запечатлеть все увиденное. Когда художник возвращается из путешествия, он привозит с собой зарисовки другой природы, иных стран, городов и людей. Зарисовки художника – это память об увиденном, это его багаж, который может помочь ему в дальнейшей работе.


















ИМПРЕССИОНИСТЫ
Во второй половине прошлого века во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в поле, в лесу.
После выставки их работ в Париже этих художников стали называть импрессионистами, от французского слова, которое обозначает «впечатление». Это слово подходит к их работам, потому что в них художники передавали свое непосредственное впечатление от увиденного. Художники по новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствуется ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе.
Сначала их не признавали, их живопись казалась слишком смелой и необычной, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картины. Но ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений. Теперь музеи всего мира гордятся картинами таких мастеров, как МАНЕ, МОНЕ, РЕНУАР, ДЕГА, СИСЛЕЙ, ПИСАРРО.



ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
Это произведения искусства, рассказывающие о прошлом.
Подвидом исторического жанра является БАТАЛЬНЫЙ жанр. К нему относятся произведения с изображением военного эпизода , боевых действий.













































ИНТЕРЬЕР
Это жанр изобразительного искусства. Так называют архитектурное оформление внутренних помещений. Слово это французское и означает «внутренний». У слова есть и другое значение: изображение комнаты с ее убранством, мебелью и разными вещами также называют интерьером.



ИЛЛЮСТРАЦИЯ
-слово латинское. Так называют рисунки в книгах, поясняющие или дополняющие какой-нибудь текст. Когда мы открываем книгу с рисунком, то попадаем в другой мир. На рисунках оживают ее герои, страны и города, где происходят описанные события. И все, о чем рассказывает автор, становится более понятным. При иллюстрировании самое главное – понять характеры героев, представить их лица, фигуры, их манеры и жесты, проникнуться духом произведения.
Каждый художник по-своему будет относиться к героям книги, и это отношение отразится в его рисунках. Вот почему к одному произведению разные художники создают совсем разные иллюстрации.
Художник делает много предварительных рисунков, набросков. Когда автор рассказывает о прошлом, художник изучает эпоху, о которой идет речь. Он ходит по музеям, изучает историю, чтобы узнать, как одевались тогда люди, какие строили дома, какую мебель ставили в комнатах. Все , что художнику придется рисовать , он должен знать очень точно.







КОМПОЗИЦИЯ
-это слово латинское, означает «составление», «соединение». Композицией художники называют размещение рисунка на листе бумаги.
Прежде чем нарисовать, художник размышляет, как лучше разместить на бумаге или на полотне, то, что он хочет нарисовать, чтобы зритель понял, что главное в картине, о чем хотел рассказать художник. Изображение не должно упираться в края листа, или быть сдвинуто в какой – нибудь угол.
Композиционный центр в картине выделяется с помощью светотени, тона, цвета и других художественных средств. Часто этот центр является и смысловым: в нем находятся главные герои. Он может быть в любой части картины.










КОНСТРУКЦИЯ
Слово латинское. Конструкторами называют людей, которые придумывают самолеты, машины, ракеты и пр. Конструкция – это устройство, строение, взаимное расположение разных частей в предмете. Художники часто употребляют это слово, рассматривая, анализируя предмет, стараясь понять, как он сделан. Без таких знаний трудно что-либо нарисовать. Все будет разваливаться. К примеру, если художник не поймет, как устроен дом, почему у него покатая крыша или плоская, почему печные трубы торчат вверх, а не вбок, убедительного рисунка не получится.































КОНТУР
-линия, передающая внешние очертания человека, животного или предмета. Начиная работу над рисунком или картиной, художник, прежде всего легкой линией набрасывает контур человеческой фигуры или предмета.
















КОЛОРИТ
Слово происходит от французского слова, которое в переводе означает «окраска», «цвет». Сочетание различных цветов в картине называют колоритом. Для художника – колориста важен и сам цвет, и его сочетание с другими цветами. Они могут быть удивительно разнообразными: гармоничными, спокойными или резкими, контрастными. Колорит служит для передачи материальности, для выражения определенного эмоционального настроя.







КОНТРАСТ
Слово французское. Означает «резкая противоположность». Художники говорят «контрастное освещение», когда что – нибудь резко освещено каким либо источником света. Освещенная сторона будет такая яркая, что на ней пропадут мелкие элементы предмета. Не будет их видно и на темной стороне. Граница между светом и тенью будет очень резкая, контрастная. Когда солнце за облаками – освещение мягкое. Контрастное освещение художники часто используют для передачи определенного настроения в своих картинах.


КАРИКАТУРА
-в переводе с итальянского означает «нагружать». В изобразительном искусстве это такой рисунок, где нарочно преувеличено что-то нехорошее, нелепое, отрицательное, смешное с целью высмеять эти недостатки. Карикатуры бывают сатирическими или юмористическими.
Художник – сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу.
Карикатуры, которые высмеивают какие-то недостатки, но делают это более мягко, с легкой насмешкой, называют юмористическими. Про болтливого человека говорят, что у него «длинный язык», а про жадин – что у них «руки загребущие». Такого в жизни не бывает, а вот если нарисовать такого человека, то получится карикатура.











ЛУБОК
Давным - давно, когда еще не было ни железных дорог, ни автомобилей , по проселочным дорогам Руси через леса и поля . от одного села к другому шли офени – разносчики. Их называли также коробейниками. В лубяных коробах они разносили всевозможные товары и яркие картинки – лубки. Название это произошло от лубяного короба. Луб – внутренняя часть коры.
Впервые такие картинки появились на Руси в начале 17 века. Безвестные художники гравировали их на деревянных досках, делали с них оттиски и раскрашивали их от руки. Эти, то веселые, то нравоучительные картинки украшали крестьянские избы.
Кто были эти народные художники? Их имена не дошли до нас. Ведь они не подписывали свои рисунки. Но их навыки и умения передавались из поколения в поколение.
Сначала лубки иллюстрировали библейские легенды и предания, народные песни. Позднее, уже в 18 веке, появились картинки, показывающие жизнь народа, тяжелый крестьянский труд. Подчас на картинках с насмешкой изображались городские щеголи и щеголихи. Каждый рисунок сопровождался текстом, большей частью в стихах.
Некоторые лубки пользовались большой любовью народа. Например, картинка «как мыши кота погребают» была напечатана при Петре 1 и переиздавалась на протяжении десятилетий. В 2812 году, во время Отечественной войны, появились лубки, изображавшие подвиги русских солдат. Лубки охотно раскупали, потому что в ту пору газет было немного, и о событиях в стране народ узнавал с помощью этих ярко раскрашенных рисунков.












ЛЕССИРОВКА
- технический прием в живописи, когда краски наносятся тонким прозрачным слоем. Существует несколько вариантов лессировочного письма. Первый – картина целиком пишется лессировкой, начиная с подмалевка – так называемый фламандский метод (письма) живописи. Второй вариант – лессировочные слои наносятся на корпусный подмалевок , цветной или сделанный гризайлью . Третий – лессировка «по сырому» , когда краски наносятся на непросохший слой. Из перечисленных приемов наиболее распространенным является второй, им пользуются еще со времен Тициана. Технически он сводится к следующему: вначале художник делает подмалевок, устанавливая формы своего произведения и решая всю работу в тоне, или сразу берет основные цвета, только менее интенсивные, разбеленые. После того как подмалевок подсохнет, просохнет, его протирают ретушным лаком, предохраняющим от пожухания, и наносят первую лессировку, сильно разбавленную лаком. Дав просохнуть , операцию повторяют снова. Следует учитывать, что не все краски становятся прозрачными при разбавлении. Лессировочные легко отличить, они, как правило, темного оттенка. Лессировка «по- сырому» технически самая сложная. Назначение лессировки – усиление или ослабление цвета, обобщение, приведение к гармонии частей картины. При правильном использовании этого приема можно добиться незаметных переходов светотени, тонких цветовых оттенков.















ЛИТОГРАФИЯ
Это название произошло от греческого слова, которое в переводе значит «камень». Гравирование делается на особом известковом камне, так называемом литографском. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатывается специальными составами, и рисунок на камне как бы «закрепляется». В отличие от деревянной гравюры и линогравюры в литографии поверхность камня не углубляется, она остается ровной. Когда рисунок на камне готов, на него валиком наносят типографскую краску и под прессом делают оттиск – эстамп. Если художник сам рисует на камне, то работа называется уже автолитографией. Литография может быть черно-белой, цветной. Техника работы над литографией очень разнообразна, и это привлекает к ней многих художников.













ЛИНОГРАВЮРА- гравюра, выполненная на линолеуме. Предварительно линолеум тщательно моют и протирают. Затем художник наносит рисунок Когда рисунок готов, его начинают вырезать . Для этого применяют специальные резцы– штихели. Штихелем вынимают те места, которые на оттиске должны получиться белыми. А черный цвет – это нетронутый линолеум. Когда весь рисунок готов, вырезан, на него валиком наносят типографскую краску, а затем кладут лист бумаги и прессом прижимают его к гравировальной доске.
Используя разнообразие штрихов, художник-гравер передает характерные особенности изображаемых предметов: мягкие складки материи, траву, хвою елей. На цветной линогравюре - на каждый цвет выполняется отдельная гравировальная доска.
МЕДАЛЬ
Это миниатюрный рельеф на плоскости, круглой или овальной формы. Бывают памятные медали – плакаты, где рельеф строится на прямоугольной плоскости. Лицевая, главная сторона медали называется аверсом, обратная – реверсом. Плакаты же имеют лишь лицевую сторону. Обычно поле круглой медали заканчивается гуртом, обрамляющим изображение и текст. Размеры медалей могут быть самыми разными, их диаметр колеблется от 12-15 мм. до 150-200 мм., но для лепки особенно удобны 80-90 мм. Сюжетами медалей могут быть исторические события и общественная жизнь страны: например 40-летие Великой Победы, фестивали, успехи в освоении космоса, науки, в области культуры и т.д. Медали могут изображать портрет в миниатюре, архитектурное сооружение, пейзажи.













МОЗАИКА
Пришла к нам из глубины веков. Это картины, составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла – смальты или из других материалов, иногда очень ценных.
Узорами из цветных квадратиков смальты часто были выложены потолки, полы и двери, а иногда ими украшали даже корабли. Древнейшие мозаики найдены при раскопках античных городов Помпеи, Пергама, на стенах старинных мечетей и дворцов Средней Азии сохранились орнаменты, выложенные из керамических плиток и кирпичей, покрытых лазурью голубого, синего и желтого цветов. Высоким искусством мозаики славились мастера Византии. На Руси – Киеве, Чернигове, во Владимиро – Суздальском княжестве. Позднее это искусство пришло в упадок. Возродил мозаику на Руси М.В.Ломоносов, он создал 112 оттенков смальты. Его огромная мозаика «Полтавская баталия» насчитывает 1 030 000 кубиков.

МАРИНА
Так называется морской пейзаж. Художников, изображающих море называют маринистами.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи, относится к жанру монументальной живописи. Художник создает их для определенного здания, для его стен, зала или потолка.
Поэтому размер и форма произведения, его композиция, краски – все должно быть в гармонии с архитектурой здания, сливаться с ней, составляя единое целое.
Люди смотрят на монументальную живопись издали, и поэтому художник избегает в своей работе мелких деталей, которых зритель все равно не разглядит. Произведение его должно быть немногословным, но выразительным.
Монументальная живопись отличается не только своими размерами, но и содержанием. Темы для этих картин выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания.
Монументальная живопись очень разнообразна. Это витражи, мозаика, панно, фрески.












МИНИАТЮРА
-это рисунки, украшающие страницы старинных рукописных книг, они иллюстрировали текст книги. И хотя размер рисунков был порой очень мал, художники умели искусно передавать на них самые мельчайшие детали.
Рисовали они тоненькими кисточками или птичьими перышками. Много месяцев трудились художники над книгой, а специальные мастера – позолотчики оформляли ее потом золотыми узорами.
Особенно красивы старые персидские миниатюры. С большим мастерством персидские художники изображали людей, животных, улицы, сады, дома. Изящно нарисованы и перья птиц, и листья деревьев, и узоры на одеяниях.
Миниатюрами называются, кроме того, портреты на маленьких пластинках из дерева, металла, слоновой кости. Нарисованы они масляными красками, акварельными или гуашевыми. Особенно увлеклись такими портретами в 18 веке. Это была чрезвычайно тонкая работа : художник наносил рисунок на пластинку, смотря через лупу.






































МУЗЕЙ - от греческого – храм муз. Учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, экспозицией художественных произведений, предметов старины, техники и т.п. ,а также их популяризацией.

























МЕМОРЕАЛ
-от итальянского – памятная запись. Это комплекс архитектурно объединенных скульптурных сооружений, воздвигнутых во имя определенной идеи, например увековечивания подвига народа.

МОДЕЛЬ
От латинского – « мера, образец.» Этот термин издавна употребляют скульпторы и живописцы. Он означает позирующего обнаженного или одетого натурщика либо натурщицу, т.е. человека, которого рисуют. В изображении модели художники предпочитают разнообразные материалы: одни – размывку тушью, акварель; другие – сангину, уголь; третьи – масляную краску. И конечно, неизменной популярностью у всех пользуется графитный карандаш – материал, который применялся поколениями художников во все времена.










































МАСЛО
- как специальный термин – краткое обозначение масляной живописи . Масляные краски разводятся специальными разбавителями. Изображение выполняется на холсте или картоне. Краска наносится густым мазком, часто фактурно. Однако многие художники прошлых веков писали прозрачным слоем, лессировкой. Подобная техника близка к акварельной.
НАТЮРМОРТ
-слово французское, означает оно буквально – «мертвая природа.» Героями картин этого жанра являются различные предметы обихода, фрукты, цветы, снедь (рыба, дичь) и т.д.
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Это было время расцвета голландского искусства. И особенно искусства натюрморта.
Очень часто натюрморты назывались завтраками : «Завтрак с цыпленком», или «Завтрак с ветчиной и персиками».
Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.


















НАТУРА
Так по – латински называется природа. Художники часто говорят «рисовать с натуры». Это значит рисовать не по памяти, а то, что видишь, наблюдаешь в природе. Рисовать с натуры можно пейзаж, портрет, цветы, фрукты, животных и т.д.
Натурой часто называют человека, которого рисуют или с которого пишут портрет.
С натуры делают наброски, т.е. короткие зарисовки того, что видят.













НАБРОСКИ
-это быстрые рисунки, в которых карандаш или кисть художника схватывают то, что ему потом будет необходимым для работы над задуманным произведением: жесты и позы людей, их одежда, интерьеры, улицы города, пейзажи.
Альбом и листки, заполненные беглыми рисунками, - это кладовая художника. Рассматривая эти наброски, мы понимаем, какой огромный труд вложили художники в свои произведения.



















ОРНАМЕНТ
-это слово произошло от латинского, которое в переводе значит «украшение». Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в определенном порядке или, как говорят, ритме каких- нибудь рисунков или линий. Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей. Художники восточных стран иногда вплетают в орнамент слова и надписи. С давних пор народные мастера украшали узорами вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел. Характер орнамента зависит как от материала, формы и назначения украшаемой вещи, так и от техники его исполнения.







ОТТЕНОК
- малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого. Например, синий цвет имеет оттенки : сине –голубой, сине – фиолетовый и т.п. Три краски – красная, желтая и синяя – при смешивании между собой дают множество оттенков.
























ОФОРТ
-гравюра на металле. Медная или цинковая пластинка полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла по лаку идет очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по линолеуму или по дереву. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Название «офорт» произошло от французского слова, которое обозначает «крепкая вода».
Кислота выедает процарапанные места, потому что их лак уже не защищает. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага и под прессом получается оттиск.
В гравюрах на дереве, на линолеуме углубленные места остаются на оттисках белыми. В офорте же наоборот: углубленные места на оттисках изображаются черным цветом, все остальное белое. Техника офорта была изобретена в 16 веке.










ПЕРЕДВИЖНИКИ
9 ноября 1863 года четырнадцать юношей, имевших право участвовать в конкурсе за Большую золотую медаль, отказались от предложенной им темы.
Дело в том, что каждый год студенты, заканчивавшие Петербургскую Академию художеств, принимали участие в этом конкурсе, тот, кто заслужил эту высокую награду, получал деньги и возможность в течение шести лет совершенствоваться в Италии. Тему для конкурсных картин давал совет Академии, и всегда одну на всех. Обычно это были библейские сюжеты, сюжеты из мифологии или древней истории. Так длилось почти сто лет.
После своего отказа всем пришлось уйти из Академии. Они потеряли материальную поддержку Академии, лишились жилья. Но их спасла дружба и вера в общее дело. Они стали жить вместе и брать заказы на портреты, картины и этим зарабатывать себе деньги. Душой и вожаком этой артели был И.Н.Крамской. Когда через несколько лет артель распалась, Крамской и другие художники организовали Товарищество передвижных выставок. Первая выставка была 29 ноября 1871 года. Выставки открывались каждый год. В своих произведениях показывали историю русского народа, современную жизнь, ее правду. Знакомили общество с русским искусством, прививали к нему любовь. Самые лучшие художники того времени: Репин, Суриков, Ге, Васнецов, Саврасов, Васильев, Левитан – били участниками Товарищества. Оно просуществовало более 50 лет. Последняя выставка была в 1923 году.














ПАМЯТНИК
Это поставленная вчесть какого-нибудь выдающегося человека или знаменательного события монументальная скульптура. Памятник ставят, чтобы сохранить память о человеке или событии на долгие годы.
























ПЕЙЗАЖ
Жанр изобразительного искусства. Это картины с изображением природы. Человек изображал природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.




















ПАПЬЕ-МАШЕ
В буквальном переводе с французского означает «жеваная бумага». Но вообще папье-маше называют легко поддающуюся формовке массу, полученную из волокнистых материалов (бумага, картон) с добавлением
клеящих веществ и наполнителей – крахмала, гипса. Из папье-маше делают разнообразные бытовые и художественные изделия. Используется оно и при изготовлении наглядных учебных пособий, игрушек. Широко распространено папье-маше и в театрально-декорационном искусстве при изготовлении бутафории – предметов сценической обстановки, имитирующих настоящие.
Способ изготовления – оклеивание слепка модели кусочками бумаги: газетную или любую бумагу мнут, разрывают на мелкие кусочки, замачивают в воде, затем вылепленную из пластилина или из глины модель обкладывают в один слой кусочками сырой бумаги без клея, второй, третий и четвертый слои – с клеем (силикатным, столярным или мучным клейстером). Желательно чередовать слои из разной бумаги по цвету. Немного подсушить слепок, разрезать, вынуть пластилиновую модель, склеить и досушить. Линии разрезов склеить полосками бумаги. Бумажный слепок после окончательной просушки загрунтовать смесью столярного клея, олифы и зубного порошка (или мелко измельченного мела). Когда грунтовка высохнет, изделие зачистить наждачной бумагой и раскрасить клеевыми (акварелью, гуашью) или масляными красками. Если требуется, покрывают лаком.

ПАННО
Французское слово, означающее «часть архитектуры, стена или потолок, украшенные живописным или скульптурным изображением».























ПОРТРЕТ
Изображение человека, его внутреннего мира, передающее неповторимые особенности конкретного человека – строение лица, черты характера, отношение к людям. Портреты бывают погрудные, поясные, в полный рост и групповые.
Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов.
Портретный жанр расцвел в эпоху Возрождения, в России в 18 веке. Огромное влияние на развитие портретного жанра оказали художники Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.
Портреты, написанные художниками, доносят до нас не только образы современников – в них отражается какая-то часть человеческой истории, особенности отношений между людьми. Они говорят и о том, каким видел мир художник, написавший портрет. В портрете всегда бывает отражено (в той или иной степени) отношение художника к модели.












ПРОФИЛЬ
- изображение человеческого лица сбоку, когда видна только одна его половина.
Профильные портреты очень любили писать в эпоху Возрождения. В наши дни мы часто видим их на досках из мрамора, гранита или бронзы, которые устанавливаются на домах, где жил какой-нибудь известный ученый, писатель, художник или политический деятель.










ПОДРАМНИК
-это рамка прямоугольной формы, составленная из тонких реек, плотно входящих друг в друга по углам. На подрамник натягивают холст и прибивают его маленькими гвоздиками. Чтобы художник мог писать красками на холсте, холст должен быть крепко натянут. Потом холст грунтуют особым составом.
Во время работы художник прикрепляет специальным приспособлением подрамник с холстом к мольберту.
























ПЛАКАТ
-это красочный рисунок, выполненный графически. Он всегда сообщает о чем-то новом, интересном, о важнейших событиях в стране. Плакат также может призывать к какому либо действию. В плакате художник избегает деталей, которые могут привлечь внимание, отвлечь внимание зрителей от главного. Рисунок плаката очень прост и лаконичен, но чтобы плакат был замечен, он должен быть ярким и выразительным.

















ПОДЛИННИК
-это картина, написанная непосредственно кистью художника. Эти произведения можно посмотреть в музеях, картинных галереях или частных собраниях.
Художник не просто положил краски на холст, стараясь сделать это как можно красивее. Он не просто захотел написать портрет какого-нибудь человека, изобразить понравившийся ему уголок природы или, наконец, поведать о каком-нибудь событии. Нет, в картину художник всегда вкладывает свое отношение к тому, что он изобразил, свои переживания и мысли. Словом, свое, неповторимое, потому что каждый видит мир по-своему. Встреча с произведением искусства – это, также, встреча с его созидателем. Картина бережно хранит в себе прикосновение кисти художника, хранит его мысли и чувства. И самая совершенная копия не в силах передать все очарование подлинника.



















ПЕРСПЕКТИВА
Учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холста ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить мир таким, каким мы его видим. Законов перспективы несколько, но есть два самых главных:
-чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше;
-параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце концов сходятся в одной точке.
Эта перспектива называется геометрической или линейной, потому что ощущение пространства создается на картине или рисунке с помощью линий.
Кроме того, существует еще воздушная перспектива. Если на открытом месте посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удаленные от нас, посветлели и приобрели голубоватый оттенок, например лес вдалеке. Это оттого, что до него огромная толща воздуха, которая смягчает цвет предметов.



















ПРОПОРЦИЯ
Слово латинское, в переводе означает «соразмерность». Обозначает определенное соотношение частей предмета между собой по величине.
Говорят: вот человек пропорционально сложенный. Значит, все части его тела имеют гармоничное соотношение.
За пять веков до нашей эры, в Древней Греции жил знаменитый скульптор Поликлет. Он создал статую, названную Дорифор. Скульптор особенно подчеркнул сильные мышцы рук и ног, широкие плечи. Прекрасное тело Дорифора изваяно с соблюдением пропорций, которые Поликлет считал правильным. По его теории голова человека составляет 1/ 7 его роста. Лицо и кисть- 1/ 10, а ступня- 1/6.
У других народов в разные времена взгляд на красоту пропорций был разным.
Чтобы правильно нарисовать человека или какой-нибудь предмет, надо внимательно его рассмотреть, сравнить его разные части: что выше, ниже, больше, шире и насколько.













ПАЛИТРА
Слово это французское. Так художники называют тонкую дощечку с отверстием для большого пальца. Палитра служит художнику для смешивания красок, чтобы получить нужный цвет.
Если работать гуашевыми или акварельными красками, то для палитры можно взять белую неглубокую тарелку или небольшой лист плотной бумаги. На них можно смешивать краски, искать нужный цвет, а уже потом переносить его на картину.























ПАСПАРТУ
-французское слово. Каждая работа художника должна быть оформлена. Одни картины вставляют в рамы. Другие, более легкие работы (выполненные гуашью, акварелью, карандашами, фломастерами) художники вставляют в картонные или бумажные рамки, которые называются паспарту. Рамка накладывается на рисунок. Нижнее поле рамки обычно делают немного пошире, чем боковые и верхние поля. Паспарту называется и плотный лист бумаги или картона, на который наклеивается аккуратно обрезанный рисунок.

















РАКУРС
Происхождение слова французское, означает «укорачивать», «сокращать». Художники пользуются этим словом, чтобы подчеркнуть необычность точки зрения. Если мы смотрим на человека снизу или сверху, то обычные очертания его фигуры изменяются. Те части тела, которые ближе к нам, будут казаться больше, а те, что дальше – меньше. Сама фигура станет как будто короче.
Художники и скульпторы пользуются ракурсом, когда надо изобразить сильное движение или когда на маленьком пространстве холста или бумаги надо поместить большую фигуру. Ракурс усиливает впечатление движения, силы и мощи, делает рисунок или скульптуру более выразительной.






РИСУНОК
Любая работа художника начинается с рисунка. Раньше, чем писать красками, художник набрасывает на холст очертания будущей картины. Поэтому все великие художники придавали рисунку большое значение. «Не умеющий рисовать не будет и писать, как следует»- говорил Серов.
Но рисунок не всегда имеет только вспомогательное значение. Он может быть самостоятельным произведением искусства. В рисунке так же, как в живописи, художник изображает людей и передает их чувства и настроение. Он может нарисовать пейзаж, и мы увидим состояние погоды. Только на рисунке художник достигает выразительности изображения не красками, а с помощью разнообразных штрихов и линий – то широких, то тонких. Чаще всего рисунки выполняются карандашами, углем или сангиной.
Рисовать можно также тушью.











РЕЛЬЕФ
Это один из видов скульптуры: объемное изображение фигуры, частично выступающее над плоским фоном, на котором оно изображено. Различают два вида рельефа.
Если фигура выступает над плоскостью меньше чем наполовину своей толщины, то такое изображение называется БАРЕЛЬЕФОМ.
Когда же изображение возвышается над плоскостью больше чем наполовину своего объема, оно называется ГОРЕЛЬЕФОМ.
Рельефы часто украшают здания дворцов, театров, музеев, клубов.

















РЕПРОДУКЦИЯ
Слово это латинское и означает «неоднократное повторение какой-нибудь картины или рисунка», их точное повторение в большом количестве экземпляров. Репродукции печатаются в типографиях. Существует несколько способов их производства.
Самое главное, к чему стремятся мастера, работающие над репродукцией,- это как можно точнее и тоньше воспроизвести краски оригинала – подлинника.
Значение репродукций очень велико – они дают тысячам людей радость встречи с искусством. Мы ценим их. Ценим потому, что они помогают нам познакомиться с творчеством художников, чьи картины нам недоступны: висят в музеях другого города, другой страны, или хранятся в собраниях отдельных любителей коллекционеров. И может быть, мы никогда не узнали бы многие и многие произведения, если бы не были сделаны их репродукции.








РЕЗЬБА
На куске дерева, кости или камня мастер может вырезать изображение человека или животного, растения или орнамент. Делается это специальными инструментами и называется резьбой.


























СТАТУЯ
-это монументальное произведение, скульптурное изображение великих людей: поэтов, писателей, художников, ученых, космонавтов и т.п.

























САНГИНА
-это слово происходит от латинского, которое обозначает «кровь». Это небольшие палочки красновато-коричневого цвета, которыми рисуют на бумаге. Сангина дает глубокий бархатистый тон.























САТИРА
Происходит от латинского слова. Этим словом называют произведение искусства – басню, стихотворение, рассказ, рисунок, где резко осмеиваются и осуждаются все нехорошие явления, которые встречаются в жизни.























СИЛУЭТ
В 18 веке во Франции жил министр финансов по фамилии Силуэт, на которого была нарисована карикатура, смешной рисунок в виде его теневого профиля. Рисунок всем очень понравился, и с тех пор силуэтом стали называть плоские одноцветные изображения, подобные тени.
Силуэтом может быть изображен человек, животное, предмет, пейзаж –темным на светлом или светлым на темном. Важно, чтобы изображение имело четкие узнаваемые характерные очертания.












СОБОР
- крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.




















СВЕТОТЕНЬ
- передача освещения с помощью светлых и темных тонов в живописи и в рисунке называется светотенью. Светотень играет очень важную роль. Изобразив на предметах освещенную часть, полутень, собственную тень, рефлекс, падающую тень от предмета на плоскость, можно изобразить объемность предметов. Светотень передает живую прелесть природы, воздух, бесконечное разнообразие света и тени. Разные художники используют светотень по-разному: у одних в картинах резкие границы светлого и темного, строят свою работу на контрастах, у других - мягкие переходы, или ослепительные лучи освещают отдельные места.






СКУЛЬПТУРА
-одно из самых древнейших видов изобразительного искусства. Само слово произошло от латинского, которое означает «высекать». Скульптор лепит свои произведения из глины или высекает их из камня, мрамора и других материалов. Он передает то, что задумал не плоским изображением, как на картине, а объемными. Скульптуру мы можем рассматривать со всех сторон.
Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица. Любой жест, движение также говорят о его душевном состоянии, и даже складки одежды могут усилить выразительность скульптуры.
Статую из металла отливают.
Скульптура делится на станковую (для внутреннего помещения) и на монументальную (для оформления площадей, улиц).














ТУШЬ
-это жидкая краска. Бывает тушь также в плитках, которую разбавляют водой. Рисунки тушью можно делать и кистью, и пером.


























ТЕМПЕРА
У этого слова два значения: это краски и картины, написанные темперой. Существует три вида темперы, в зависимости от способа ее изготовления. Темперой, изготовленной на основе гуммиарабика, пишут на бумаге, она напоминает гуашь. Другой вид темперы похож на масляные краски, ею работают на загрунтованном холсте. Для росписи стен существует темпера, приготовленная на яичных желтках.
Темперные краски яркие, при засыхании они светлеют. Картины, написанные темперой, имеют не блестящую, а матовую поверхность.

















ТРАФАРЕТ
В буквальном переводе с итальянского означает «продырявливание». Трафаретом называют пластинку из металла, пластмассы, картона или плотной бумаги, в которой прорезан подлежащий воспроизведению рисунок или надпись. Иногда трафаретом пользуются маляры, чтобы повторить рисунок на стене. Роспись недорогой посуды, надписи на платках и объявления делаются по трафарету.
























ФРЕСКА
Это слово происходит от итальянского, в переводе означает «свежий», «сырой». Техника фрески относится к монументальной живописи. Фреску пишут по сырой штукатурке на стене красками, которые разводятся водой. Высыхая, известь штукатурки плотно соединяется с красочным слоем.
Искусство фрески было известно еще в Древней Руси . Художники создавали фрески на стенах церквей. Они покрывали стены от пола до потолка будто ковром. В основном сюжеты фресок были посвящены религиозным темам, но порой они отражали реально происходящие события. Стены русских церквей украшают фрески Андрея Рублева, Дионисия, Феофана Грека.















ФОН
В переводе с французского означает «одно». Фон важен для художника, для того чтобы показать среду, в которой действуют герои произведения, показать ее связь с человеком. Фон помогает понять замысел художника, почувствовать настроение картины.
Действие картины может происходить на городской улице, в помещении, либо среди природы. Фон может быть и совершенно гладким. Особенно часто на гладком фоне пишут портреты. Но в этом случае художник выбирает такой цвет фона, который создал бы у зрителей определенное настроение, соответствовал бы образу человека, чей портрет он изобразил. Фон может быть гладкий, одноцветный, узорчатый, с изображением интерьера, леса и пр.














ФАКТУРА
Говорим мы, имея в виду качество бумаги. В переводе с латинского означает «обработка поверхности». Про бумагу можно сказать, что фактура у нее глянцевая, блестящая, матовая или шершавая. Этим словом художники иногда обозначают обработку поверхности скульптуры, живописного полотна.























ФРИЗ
- горизонтальная полоса наверху внутренней или наружной стены какого-либо помещения, украшенная скульптурами или рисунками, выполненными красками. Создание фриза – скульптурного или в красках – тесно связано с архитектурой здания, поэтому фриз относится к монументальному искусству.





























ФАС
В переводе с французского это слово означает «лицо». Говорят: портрет написан в фас – это значит, что мы видим перед собой все лицо человека, смотрим ему в глаза и , как будто, разговариваем с ним.
Изображение в фас существует не только в живописи. Мы встречаем его на древних рельефах из камня и металла.
















ХАРАКТЕР
В переводе с греческого означает «отличительная черта или ярко выраженная особенность какого-нибудь человека, предмета или явления».





















ХРАМ
Здание, в котором происходят религиозные обряды. В каждой стране храм несет свое назначение: в России, в Западной Европе – церковь, костел, кирха, в Средней Азии – мечеть. Храм – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.























ХУДОЖНИК
- человек, создающий произведения искусства. Это живописец, график, скульптор, декоратор, дизайнер и т.д.


























ХОЛСТ
- грубая льняная ткань. Это основа, на которую лягут краски. Перед тем, как написать красками картину, холст натягивают на подрамник и грунтуют. Часто вместо слова «картина» говорят: это холст или полотно такого-то художника.

























ЧЕКАНКА
Произведение декоративно-прикладного искусства в виде скульптурных барельефов из листового металла. Возникла чеканка в далеком прошлом. Наиболее часто применяют листовую медь, латунь, алюминий. Применяется серебро, золото и другие материалы. Инструменты – чеканы, давильники, молотки. Чтобы заготовка была мягкой, ее обжигают на газовой горелке или паяльной лампой.
























ЭСКИЗ
Слово французское. Эскиз – это тоже набросок, но сделанный не с натуры. Это набросок замысла художника, его фантазии, это быстро сделанный предварительный рисунок к картине. На нем уже намечена, иногда уже тщательно разработана композиция всей задуманной картины, изображены действующие лица. Художник, чтобы написать картину, должен готовиться, думать, как лучше изобразить то, что он задумал, делать много рисунков, потом выбрать из них самые интересные, самые точные. Что не удалось художнику в одном эскизе, доделывается в другом. Эскиз – это как бы пробная картина.






















ЭТЮД
В переводе с французского означает «изучение». Это учебное изображение вспомогательного характера, имеющее небольшие размеры и выполненное красками с натуры за небольшой промежуток времени. В этюдах тщательно изучаются детали задуманной картины, совершенствуется профессиональное мастерство.
Слово «этюд» имеет и другое значение. Это небольшие по размеру работы в красках, но не вспомогательные, а имеющие самостоятельное значение. Говорят: художник отправился «на этюды». Такие работы обычно пишут быстро, они не имеют законченности картины.
































ПЛЕНЕР
Происходит от французского выражения, которое в переводе обозначает « открытый воздух» Впервые понятие «пленерная живопись» появилось в начале 19 века. Один из первых на природе стал работать английский художник Д. Констебель. Он писал: «Я пытаюсь передать в своих картинах свет, росу, легкий ветерок, цветение, свежесть» созданная на природе, передающая красочное богатство, свет и воздух, царящие в ней. Художники изображают пейзажи, людей, дома, животных в естественной воздушной среде.