Элективный курс Поклон эпистолярному жанру


Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.Школа является критически важным элементом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Для решения данных задач под руководством президента РФ была подготовлена инициатива «Наша новая школа». Рассмотрим ее основные положения:
1. Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире должно стать основной задачей современного образования;
2. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации;
3. Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным;
4. Развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны.
Для учителей русского языка и литературы важным являются два последних положения – формировать личность, приобщать новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой единства нашей страны.
С 1 сентября 2010 года в школы пришли стандарты второго поколения, реализующиеся пока только в начальной школе. Но нам, учителям, работающим на второй ступени обучения, уже сегодня нужно ориентироваться на требования ФГОС второго поколения, так как не за горами то время, когда прошлогодние первоклассники придут к нам в пятый класс.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения говорится о том, что предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции школьников. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим школьным предметам.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Ещё Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда, ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать школьников – это значит развивать в них способность понимать, действовать самостоятельно, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
Наверное, именно поэтому в стандартах второго поколения на первое место поставлены личностные результаты школьников. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Для достижения этих результатов в процессе обучения русскому языку должен быть реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); - познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, дальнейшую социализацию личности.
Практическими составляющими работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка являются:
1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В пятом и шестом классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план;
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока;
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль.
Механизм речи развивается на таких упражнениях:
- механизм эквивалентных замен;
- механизм памяти;
- механизм сжатия текста
- механизм предвидения, предугадывания.
Кроме того, задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме используются с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.
В седьмом классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?;
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю;
- подробно изложи текст публицистического стиля;
- определи тип и стиль текстов.
В восьмом-девятом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.
Таким образом, на протяжении всего процесса обучения русскому языку ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции через деятельностный подход, то есть формируется функциональная грамотность.
А. Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. «Чему учить?» – наиглавнейший вопрос современного образования. На мой взгляд, ответ очевиден: учить нужно не номенклатуре, а умению действовать.
Ни для кого не секрет, что уровень эпистолярной культуры, да и в целом речевой уровень, снижается (эпистолярный жанр исчезает). Это подтверждает проведённое исследование среди студентов МГГУ и обучающихся МОУ СОШ №1 в 2010 году. Результаты показывают, что в общении с родными и друзьями доли тех, кто звонит по обычным телефонам составляет – 87,2% опрашиваемых, общаются по мобильным телефонам – 41%, посылают краткие сообщения- 23,8%, только 2,2% людей продолжают писать традиционные письма и поздравительные открытки.
Целью проведенного эксперимента стало изучение уровня овладения эпистолярным жанром обучающихся пятых классов МОУ СОШ №1 в сравнении со студентами третьего и пятого курса факультета «Филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций» МГПУ,
В эксперименте участвовало 58 человек, из них 30 студентов третьего и пятого курса факультета «Филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций» МГПУ и 28 учеников пятых классов МОУ СОШ №1.
Ученикам и студентам было предложено составить собственный текст поздравления с каким-либо праздником близкому человеку.
Обратим внимание, что до проведения эксперимента с его участниками никакой разъяснительной работы по созданию текстов-поздравлений не проводилось.
В ходе исследования, мы пришли к выводу, что современные школьники и студенты не умеют составлять тексты поздравления, не знают особенностей композиции текстов поздравления, особенностей употребления тех или иных синтаксических конструкций. Современная молодежь предпочитает покупать поздравительные открытки с уже готовыми текстами. Эти тексты содержат большое количество ошибок (в композиции, орфографии, пунктуации, стилистике), построены они по шаблону и являются универсальными, то есть предназначенными для всех и каждого, абсолютно к любому празднику. Таким образом, обращение к поздравительной открытке позволяет привлечь внимание школьников к письму, письменному общению.
Программа элективного курса для учащихся 5-х классов «Поклон эпистолярному жанру» (рассчитан на 12 часов).
Пояснительная записка.
Материал школьного курса русского языка предполагает изучение эпистолярного жанра в пятом, шестом, седьмом, восьмом классе (1 час), в девятом классе на изучение данной темы не отведено отдельных часов.
Цель изучения эпистолярного жанра школьниками заключается, прежде всего, в развитии социокультурной компетенции обучающихся. Социокультурная компетенция, по словам, Е. А. Быстровой, представляет собой формирование коммуникативных умений (способностей), ориентированных на ситуации, традиционные для русской культуры. Это позволяет формировать практико-ориентированную речь, решать задачи, необходимые для успешной речевой деятельности в каждодневном общении.Данный компонент работы диктуется Федеральными Образовательными Стандартами второго поколения, которые рекомендованы к внедрению уже сейчас. Это требует от учителей разработки технологий, направленных на получение заявленных в программе результатов различных уровней: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты: в нашем случае отрабатываются не только грамматические и лексические единицы, но в целом, речевые ситуации, фреймы, формирующие гибкое речевое мышление ребенка, что особенно важно в сфере полиэтничности классов. Например: научить детей писать поздравительные открытки – значит научить их учитывать характер, социальное положение адресата речи; передавать свое отношение в поздравлении; грамотно и красиво оформлять открытки. С этой целью используются тексты различных стилей, оценка речевой стратегии авторов открыток.
Стандарт предполагает формирование метапредметных результатов, что также преследуется в нашей работе, так как коммуникативные навыки, в первую очередь, относятся к общепредметным. Полученные знания школьники могут применять не только на уроках русского языка, но и на всех остальных, и не только на уроках, так как умение выбирать адекватную речевую стратегию обеспечивает успех во всех сферах деятельности.
В нашей работе в первую очередь преследуются предметные результаты. Главная цель - формирование функциональной грамотности школьников: изученные обучающимися языковые единицы, функциональные стили отрабатываются не изолировано, а в контексте конкретных речевых ситуаций, что обеспечивает прочность знаний и применение их в речевой деятельности. Выстраивается система:
Этапы работы
1 этап 2 этап 3 этап
Изучение языковой единицы (языкового правила) Анализ использования этой единицы в конкретной языковой ситуации Отработка данного правила (используемой единицы) на уровне самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Это могут быть специальные уроки, уроки развития речи, и, кроме того, элементы уроков русского языка, как отдельные упражнения.
Мы также стремимся достичь за счет данной работы определенного воспитательного эффекта, так как она решает вопросы формирования этикетно-правильной речи, учит ребенка составлять свои речевые произведения с учетом языковой ситуации, что невозможно без развития чуткости в отношении к людям, умения адекватно понять другого человека и правильно выразить свою мысль, не оскорбляя чужих чувств.Методический блок состоит как из традиционных для урока русского языка методов и приемов (сочинение, составление словосочетаний, простых и сложных предложений, моделирования, анализа текста и т. п.), так и нетрадиционных (создание макетов открыток, языковые эксперименты различных уровней). Для изучения эпистолярного жанра используются следующие средства обучения: таблицы, раздаточный материал, карточки, слайдовые презентации, толковые словари и др. В целом они составляют необходимый комплекс. Лишь совокупное применение их способно обеспечить развитие социокультурной компетенции.
Обращение к открытке позволяет привлечь внимание школьников к письму, письменному общению, сохранить для будущего этот жанр. Таким образом, развитие функциональной грамотности при использовании различных способов и методов обучения позволяет развить у обучающихся социокультурную компетенцию.
Учебно-тематический план элективного курса
«Поклон эпистолярному жанру»
№ Тема Кол-во часов Формы деят-тиВиды деят-ти1 Введение.Понятие о эпистолярном жанре. 1 Беседа. практическое применение полученных знаний. Сравнение текстов, нахождение текстов, написанных в эпистолярном жанре.
2 Открытка как единица эпистолярного жанра.
История возникновения открытки.
Виды открыток.
1 Беседа,
Составление схем, практическая работа. Подготовка сообщений. Выполнение упражнений по определениювидов открыток.
3 Композиционное строение поздравительной открытки. 1 Беседа. Практическая работа. Работа со словарем. Нахождение в тексте поздравительной открытки композиционных частей.
4 Дружеские и официальные поздравительные открытки. 1 Беседа.
Практическая работа. Сравнение текстов дружеского и официального поздравления.
Написание собственных текстов дружеского и официального поздравления.
5 Особенности пригласительных открыток. 1 Беседа.
Практическая работа. Выявление композиционных особенностей пригласительных открыток.
6 Дружеские и официальные пригласительные открытки. 1 Беседа.
Практическая работа. Сравнение текстов дружеского и официального приглашения. Написание собственных текстов дружеского и официального приглашения.
7 Письмо. Его композиционные особенности. 1 Беседа. Практическая работа. Подготовка сообщений. Нахождение композиционных частей письма на примере письма Дяди Федора.
Написание письма литературному герою.
8 Виды писем. Письмо другу. 1 Беседа. Практическая работа. Выявление особенностей дружеского письма. Написание собственного текста дружеского письма.
9 Официальное письмо. 1 Беседа. Практическая работа. Выявление особенностей официального письма. Написание собственного текста официального письма.
10 Редактирование писем. 2 Беседа.
Практическая работа. Исследовательская работа, направленная на нахождение ошибок в письмах.
11 Письма в детской литературе. 1 Беседа.
Практическая работа. Индивидуальные сообщения обучающихся.
ИТОГО: 12 часов Содержание программы Тема 1. Введение. Понятие о эпистолярном жанре.Понятие эпистолярный жанр. Особенности эпистолярного жанра. Тема 2. Открытка как единица эпистолярного жанра. История возникновения открытки. Виды открыток.
Лексическое значение слова «открытка». История их возникновения. Разновидности открыток: открытка пригласительная и открытка поздравительная.Тема 3. Композиционное строение поздравительной открытки. Понятие о композиции. Выявление композиционных элементов поздравительных открыток. Соблюдение норм этикета при составлении текста-приглашения.Тема 4. Дружеские и официальные поздравительные открытки.
Дружеские поздравительные открытки, их особенности. Официальные поздравительные открытки, их особенности. Композиция дружеских и официальных поздравительных открыток. Умение составлять собственный тест дружеского и официального поздравления. Соблюдение норм этикета при составлении текста-поздравления.Тема 5. Особенности пригласительных открыток. Понятие о приглашении. Композиционное строение текста-приглашения. Особенности текста-приглашения. Соблюдение норм этикета при составлении текста-приглашения. Тема 6. Дружеские и официальные пригласительные открытки.
Дружеские пригласительные открытки, их особенности. Официальные пригласительные открытки, их особенности. Композиция дружеских и официальных пригласительных открыток. Умение составлять собственный тест дружеского и официального приглашения. Соблюдение норм этикета при составлении текста-приглашения.Тема 7. Письмо. Его композиционные особенности.
Понятие о письме. Композиционные элементы письма. Соблюдение норм этикета в письмах. Тема 8. Виды писем. Письмо другу.
Виды писем: письма дружеские и официальные. Композиция дружеского письма. Написание собственного письма другу. Тема 9. Официальное письмо.
Особенности лексики официальных писем. Композиция официального письма. Написание собственного текста официального письма.
Тема 10-11. Редактирование писем.
Понятие о редактировании. Умение находить, объяснять и исправлять ошибки.
Тема 12. Письма в детской литературе.
Выявление читательского уровня школьников. Индивидуальные сообщения обучающихся о детских писателях, в произведениях которых встречаются письма. Анализ писем детских писателей.