Открытый урок по математике на тему « Сложение и вычитание в случаях вида 10+7, 17-7, 17-10 » (1 класс)


Тема урока: 
 « Сложение и вычитание в случаях вида 10+7,  17-7,  17-10 »
Цель и задачи урока: 
учить выполнять вычисления вида       10 + 7,   17 – 7,   17 – 10;
 закреплять знания табличных  случаев сложения и вычитания в пределах десяти,
повторить решение задач.
 
Планируемый результат: 
-        Учащиеся научатся выполнять вычисления вида     10+7,  17-7,  17-10    с опорой  на          знания нумерации;
- читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи;
 - использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
 - решать задачи изученных видов;
- моделировать задачи с помощью схематических рисунков;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
 - контролировать и оценивать свою работу и её результат 
Формирование УУД:
 Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью
                                                         
                                                                    Учитель начальных классов
             .                                                                                                                                                                                        Ломакина Л.М.
                                                                        МБОУ СОШ №3                                                                                                        г.Усмань
                                                                Липецкая область.                  
                                                         
                                                             
                                                                                     Усмань
                                                                                       2012г.
№ п/пЭтапы урока Содержание урока
Организацион-
ный момент Начинается урок,
Он пойдёт  вам дети впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное  узнать.
Вы пришли сегодня в школу, но, возможно, ещё не со всеми успели поздороваться. Сейчас вам представляется такая возможность. Возьмите за руки друг друга. Вы почувствовали тепло наших рук, которое объединяет нас сейчас? Давайте,  молча,  при помощи рукопожатий,  поприветствуем друг друга. А на ваших лицах я вижу добрые улыбки. Вот с этими улыбками, прекрасным настроением мы и начнём наш урок математики.
2 Актуализация знаний
Устный счёт Кто из вас любит урок математики? Роль математики в жизни людей признавали многие учёные, исследователи, философы. Сегодня я хочу вам привести слова известного математика и педагога, доктора физико – математических наук, одного из авторов учебника математики, по которому вы будите учиться в старших классах Маркушевич Алексея Ивановича:
  «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» . Кто из вас хотел бы развивать эти качества? Какой же нужно сделать вывод? Занятия математикой необходимы каждому человеку, ведь многие из них нужны в  повседневной жизни, да и нее только. Так есть сказки, в названиях которых встречаются разные  числа. Кто может назвать такие сказки? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», « Три поросёнка», «Али –Баба и сорок разбойников», « Три орешка для Золушки»  и другие.)
Сегодня герой одной сказки пришёл к нам на урок. Я думаю, вы его легко узнаете. (Звучит отрывок из песни о Буратино. ) Как же называется сказка? Если вы помните, то Буратино не в восторге был от урока математики. Давайте сегодня попробуем ему доказать, что математика – нужная и очень важная наука.
Вместе с Буратино на уроке будут и другие сказочные герои.
И первой к нам пришла  девочка с голубыми волосами – Мальвина.  
Ребята, а почему у нашего героя такой расстроенный вид?
 Давайте ему докажем, что решать задачи, рассуждать – это очень интересное занятие.
Решение задач.
 Идут гулять козлята,
Четыре дружных брата.
А рядом три сестрицы –
Три козочки идут.
И братья, и сестрицы
Отправились гулять.
Попробуй-ка, сумей-ка
Их всех пересчитать.
Можно ли это назвать задачей? Почему? (Есть условие и вопрос) Как узнать, сколько всего козлят? Назовите состав числа 7.
Солнце красное печёт,
Собирают пчёлы мёд.
Шесть подруг на мяту сели,
Три – на клевер луговой.
Сосчитать мы их успели,
Не забыли ни одной.
Что надо узнать в данной задаче? Как это узнать? Поставьте вопрос, чтобы задача решалась действием вычитания. Как же узнать, на сколько одно число
Самоопределе-
ние к деятельности
Работа над новым материалом больше или меньше другого?  (Надо из большего вычесть меньше).
Рано утром у реки
Распустились васильки.
Пять – на левом берегу.
Пять – на правом берегу.
Я цветочки –василёчкиСосчитать легко смогу.
Что можно сказать о количестве  цветов на правом и левом берегу? (Их поровну) Как ещё можно назвать число 10?  (Один десяток)
Покажите на веере сколько не достаёт к 8 до 10? К 7 до 10? К 9 до 10?
 К 6 до 10?
Вы молодцы! И теперь я думаю вы без труда сами составите задачу по данной иллюстрации. (Во двор прилетели  8 воробьёв, а синиц на 3 меньше.  Сколько синиц прилетели  во двор?) Добавьте к задаче вопрос так, чтобы получилась цепочка из двух задач. (Сколько синиц и воробьёв прилетело во двор?)
А вот участниками следующей задачи мы будем сами. Сейчас я дам Жанне 7 картинок, а Даше на 4 больше. Составьте задачу. Поставьте вопрос, чтобы получилась  цепочка из двух задач.
Решите примеры, прочитав их по – разному:
3+7-2   6+4-9    2+8-3
Можем ли мы решить примеры, записанные на красных шариках?  Перед нами возникла проблема:
Как же решать примеры данного вида?
Как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке? Откройте учебник на странице 52 и прочитайте цель нашего урока. Вы правильно  определили. Сегодня мы будем
В двузначных числах разряды выделять,
Затем их суммой заменять,
Десятки, единицы вычитать.
 Чтобы начать изучать,  новое, надо хорошо знать, что уже изучили. И сейчас вы проверите свои знания по  изученному материалу. На партах у вас лежат карточки с заданиями. Выполните их, работая в паре со своим соседом.
Проверка самостоятельной работы. Сверьте свои ответы. Поднимите руки, кто всё выполнил верно. Я вижу, что все справились.
Практическая работа
Посмотрите на картинку. Что изменилось? (У Буратино в руках появились палочки) И я вам тоже предлагаю поиграть с палочками. Из палочек можно построить разные линии, фигуры.  А какие вы знаете линии?  (Прямая, ломаная луч, отрезок.) Постройте отрезок, ломаную линию, состоящую из трёх звеньев. Возьмите 10 палочек. Постройте из них один большой квадрат и один маленький. Переложите палочки так, чтобы получился один квадрат и два треугольника. А теперь палочек оставьте на 3 меньше и выложите круг. Какие вы знаете предметы, имеющие такую форму? Давайте наш круг превратим в солнышко. Что нужно для этого добавить? (лучи) Лучей  у нас будет 8 да 2. Сколько это всего?  Как сказать по – другому сколько у нас лучей? ( 1 десяток) Какое число составляют 1 десяток и 7 единиц? Как это записать?  10+7=17 можно ли по – другому?  7+10=17.  Какое свойство сложения вы при этом использовали? ( От перестановки слагаемых сумма не меняется).  А теперь давайте составим примеры на вычитание. Кто уже догадался, какие это будут примеры? Какие правила  вы при этом использовали?  (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое). Запишите эти примеры. Сколько получим, если 17 уменьшим на 7, 10?
Работа по учебнику.
А теперь поработаем по учебнику. Какие числа здесь изображены с помощью палочек?  Объясните,  как выполнены вычисления.
Самостоятельная работа. Задание №1. Посмотрите внимательно свои примеры. Кто сам может с ними справиться? Кому нужна помощь? Вы можете спросить у учителя, товарищей. Я вижу, Ваня так хорошо помогает Маше!
1 вариант - 1,2 столбики
2 вариант – 3,4 столбики
Проверка: 15, 19, 10, 10, 2, 8, 20, 10. На какие группы можно разделить эти числа? Какие из этих чисел однозначные? Двузначные? Назовите состав подчёркнутых чисел.
Работа по учебнику.
Рассмотрите верхние рисунки на стр. 52. Какие числа здесь изображены с помощью палочек? Объясните, как выполнены вычисления. Какие числа надо вставить в окошки?
Решение примеров самостоятельно№1 (дифференцированное задание)
Оцените свою работу, пользуясь светофором (Если выполнили только задание под жёлтым кружком – поднимите жёлтый сигнал, зелёным кружком – зелёный, если выполнили все задания – красный сигнал светофора). Есть хорошая русская пословица «Сделал дело гуляй смело» и сейчас я приглашаю вас на весёлую физкультминутку.
Физкульт.
минутка Мы поставили пластинку
И входим на разминку.
Начинаем бег на месте
Финиш метров через двести!
Раз – два, раз – два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Продолжение работы по теме урока К нам на урок пришёл ещё один герой сказки. Это мудрая черепаха Тортила. А кого можно назвать мудрым? Ребята, а вы сегодня стали чуточку мудрее? Почему вы так думаете?
О чём она рассказывает Буратино? А у нас она хочет проверить, как мы умеем решать задачи, рассуждать. Прочитайте задачи. Посмотрите на схемы на доске. Какая схема подходит к первой задаче? Запишите решение задачи в тетрадь. Какая схема подходит ко второй задаче? Какое неизвестное число в первой задаче стало известным во второй? Запишите решение задачи в тетрадь.
Проверьте работа своего товарища по парте .  
Оцените работу своего товарища, пользуясь подсказками:
-молодец, всё решено правильно;
-хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
-тебе нужна помощь учителя.
Закрепление изученного материала Кто ещё пришёл на урок?  (Лиса Алиса и кот Базилио). Какими они показаны в сказках? (Хитрыми.) Вот и сейчас они пришли проверить, как вы поняли тему урока и приготовили для вас задания.
Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа.  (Задание записано на лепестках цветка)
Решите задачу.
Буратино, Пьеро,  лиса Алиса и кот Базилио  соревновались в беге. Кот Базилио пробежал больше, чем Буратино и Пьеро, но меньше, чем лиса Алиса. Выберите правильную схему к задаче. Обозначьте другой возможный вариант.
Рефлексия Ребята, посмотрите, у Буратино в руках появился учебник математики. Как вы думаете, о чём это говорит? (Наверное, он понял, что математика – очень важная наука.).  
Математика сложна, но скажу с почтением,
Математика нужна всем без исключения.
А что он узнал на нашем уроке и чему научился? Давайте закроем глазки, вспомним наш урок с самого  начала.
(Высказывания детей).
Оценка учебной деятельности У нас на доске есть «Дерево успеха». Сейчас мы украсим его листочками. Но они разного цвета. Если вам урок понравился, вы всё поняли и запомнили, то прикрепите жёлтый листок. Если всё поняли, но есть небольшие пробелы –зелёный листок. А если многое из того, о чём говорилось на уроке, осталось непонятным, то прикрепите коричневый листок. Каких листочков больше?
 А на что похожи листочки? (На монеты).  У Буратино тоже были золотые монеты. Кто помнит сколько? (5)  . Он  хочет вручить вам эти монеты. Всем ли достанутся монеты? (нет). А как же быть?
  В сказках происходят чудеса. И вот сейчас мы попробуем с помощью волшебного превращения увеличить количество монет. Для этого я положу монеты в мешочек, и мы вместе скажем волшебное заклинание «Крибле – крабле – бумс!» Как много получилось монет! (Раздать монеты детям).
Домашнее задание У каждого на монете написано число. Дома составьте на альбомном листе  по три  примера, связанные с данным числом и темой нашего урока и нарисуйте к ним схему  или иллюстрацию. А ещё я советую вам вместе с родителями прочитать сказку «Золотой ключик» и узнать о всех приключениях нашего удивительного героя.
 На этом наш урок окончен.
Всем большое спасибо за активное участие.