Урок литературы с применением технологии смыслового чтения Матрёнин двор(9 класс)


Урок по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).  Разработка включает в себя план-конспект урока с использованием технологии смыслового чтения и презентацию к уроку по данной тематике.
Цель урока: достичь планируемых результатов:
1.Предметный результат – умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
2.Личностный результат – умение выражать своё отношение к героям, событиям;
3. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать определения «праведник», «благочестивый», «местночтимые», «канонизированные», «заповеди».
2. Выдвинуть гипотезу о смысле читаемого в структуре текста. Подтвердить или опровергнуть её в процессе чтения.
3. Познакомить учащихся с эпизодами рассказа.
Развивающие:
1. Развивать логически связную речь при ответе учеников.
2. Развивать мышление в процессе изучения новой темы.

Воспитательные:
дать ученикам возможность задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность. Формировать коммуникативные навыки.
Оборудование: 1) портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу
2) «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой.
Использованная литература:
Текст рассказа «Матренин двор».
учебник «Литература. 9 класс» автор Коровина В. Я. компьютер (презентация), толковые словари.
Содержание .
Слайд 1.Мотивация, Вступительное слово учителя. Сегодня мы начнем наше знакомство с рассказом Солженицына «Матренин двор», который принес ему признание читателей.
Рассказ был впервые опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир». Справедливости ради надо отметить, что первоначальное название рассказа было «Не стоит село без праведника». А название «Матренин двор» придумал А.Т.Твардовский. Замена объясняется цензурными соображениями.
I этап Предтекстовая деятельность. «Мозговой штурм».
Цель –мотивировать уч-ся на прочтение книги.
Праведник. Знакомо ли вам это слово, это понятие?
Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем, что означает слово «праведник».
Работа со словарем.
В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой читаем:
Слайд 2. «Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам». (записать в тетрадь)
СФР: благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии.
«Полный православный богословский энциклопедический словарь» дает такое толкование: «Праведник – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные церковью».
СФР: Местночтимые – уважаемые в определенном месте, местности.
Канонизированные – 1.призванные правилом, положением, приемлемым в качестве примера, правила. 2.у верующих: причислить к числу «святых», признать церковно узаконенным.
Как вы думаете, почему Писатель согласился поменять название? О каком праведнике пойдет речь в рассказе? (гипотезы записать в тетрадь, на доске) Матрена – праведница?
Слайд 3. Картинка с обложки книги. Похожа ли Матрена на праведницу? Чем похожа, чем не похожа? Почему автор выбрал для своей героини именно такое имя? Предположите?
Значение имени?
Слайд.4 Матрона Московская.
Работа с информацией Читают о Матроне.
Задание: сравните эти две иллюстрации. Есть в них сходство? В чем вы его видите?
Итак, подведем итоги.
Выдвинутая нами гипотеза, что именно Матрена – главная героиня рассказа Солженицына который - живет праведной жизнью, не имеет грехов, те. соблюдает заповеди божии. Что такое заповеди?
Слайд 5.
Заповеди - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого или чего-нибудь. 10 заповедей Ветхого завета
1.Я есть Бог.
2.Не сотвори себе кумира.
3.Не поминай имя Господа всуе.
4.Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.
5.Люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6.Не убий.
7.Не изменяй, люби верно.
8.Не кради.
9.Не произноси ложного свидетельства.
10.Не завидуй.
«Соревнуемся с писателем»
Задание: Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации, сравнив оба названия рассказа,
Учащиеся работают в парах, выдвигают свои версии. Учитель комментирует.
II этап. Текстовая деятельность. «Чтение с остановками»
Учитель начинаем читать сам.
1-я остановка.
2-я
3-я
4-я
«Чтение про себя с вопросами» работа в парах. Каждая пара читает свой отрывок.

III Послетекстовая деятельность. «Вопросы после текста» (Таксономия Б. Блюма») Обсуждение.
«Праведница ли Матрена?» Почему?
Д/з.
Прочитать рассказ и оценить насколько наш вариант соответствует авторскому тексту.
Карточка контроля.
  Критерии Моя оценка
Мои суждения до и после прочтения совпали Совпали – 3 баллов;В основном – 2 балла;Частично – 1 балла;Не совпали – 0 баллов 
Я легко разделил текст на части Легко разделил – 3 балла;Частично – 2 балла;.С подсказками – 1 балл;Не разделил – 0 баллов. 
Я составил определение понятия Составил  полностью, привел примеры – 3 баллов;Составил полностью, нет примеров – 2 балла;Составил частично – 1 балла;Не составил – 0 баллов. 
Я составил синквейнСоставил – 1 балла;Не получилось – 0 баллов.  
Я отвечаю на вопросы Отвечаю, полно и грамотно – 3 балла;Отвечаю, допускаю неточности – 2 балла,Отвечаю, делаю много ошибок – 1 балл;Не отвечаю – 0 баллов. 
  Набрал  12-13 баллов – «5»;11-8 баллов  –  «4»;7-5 баллов    –  «3»;4 и менее      – «2».