Открытый урок по математике на тему : Письменное сложение и вычитание в случаях вида 66+34, 100-34.


Тема: «Сложение и вычитание вида 26-3; 26+3»
Цели урока: познакомить учащихся с правилами поразряднго сложения и вычитания чисел в пределах 100; рассмотреть практическое выполнение действий с помощью цветных палочек; совершенствовать вычислительные навыки; практическим путём находить значение умножения и деления; развивать внимание и логическое мышление.
Оборудование: учебник, тетрадь, карандаши, счетные палочки, индивидуальные карточки, цепочка примеров, геометрические фигуры, лента с рисунками.
Ход урока
1.Орг. момент: Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ПЯТЬ!
2. Сообщение темы урока:
Добрый день, мои друзья! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, и наши друзья с другой планеты научат нас складывать и вычитать примеры, которые мы с вами ещё не умеем решать. Но, чтоб нам отправится в полёт нам нужен ключ от звездолёта, чтоб его нам получить нужно многое решить.
3. Устный счёт:
Чтоб нашу ракету смогли завести,
Ключик волшебный должны мы найти.
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту,
Беритесь ребята скорее за работу!
-Какое число у нас получилось на ключе?
-12.
-Но, почему-то, наш звездолёт не взлетает!?
-Давайте рассмотрим это число, что мы о нём можем сказать?
-Оно двузначное, в нём 1 дес. и 2 ед.
- А какие ещё двузначные числа вы можете назвать и рассказать о них?
-28.55, 98, 31, 47…
-Ребята, у нас получилось, и наш звездолёт набирает высоту!
- Посмотрите, какая странная планета! Давайте посчитаем и скажем, какие геометрические фигуры мы можем на ней видеть.
Круг-1
Овал-1
Квадрат-1
Треугольник-5
Четырёхугольник-3
-Молодцы, ребята! А наш звездолёт получил послание-это задачи. Нам их необходимо решить, чтоб наши космические друзья знали, что мы многое умеем.
Яблоки дети в саду собирали.
Взвесив их, урожай посчитали.
Дети собрали 16 корзин
8 корзин увезли в магазин,
3-детскому саду отдали.
Остальное в школу послали.
Сколько же яблок до школы дойдут,
Когда все корзины они развезут?
- 16-8-3=5 16-(8+3)=5
На ветках украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Снегири на яблоню сели посмотри!
Прилетело весело их десятка три.
Тут, смотри, ещё летят!
Их теперь уж пятьдесят.
Вы подумайте о том,
Сколько птиц прилетело потом?
-- 50-30=20
Розы расцвели в саду
Я поближе подойду
10-алых, белых-5.
Ну, а жёлтых тоже 5.
Кто ответит на вопрос
Сколько распустилось роз?
- 10+5+5=20 10+(5+5)=20
Параллельно дать карточки для индивидуальной работы учащихся.
-Пока наш корабль держит курс на планету «Всезнайка» мы откроем свои бортовые журналы (тетради) запишем число, классная работа и мин. Чстописания:
-Вот вам задание для минутки чистописания:
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя,
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь,
Ну, какая цифра Я? (8)
4. Изучение нового материала:
-Вот мы с вами и приземлились на планете «Всезнайка» давайте обменяемся полученными знаниями. Нам необходимо вспомнить тему нашего урока: « Сложение и вычитание вида 26-3; 26+3 .»
-Рассмотрите выражения, записанные на доске.
6+26+10
6-2 10-6
26+3 26+10
26-3 26-10
-Значение, каких выражений вы не можете решить?
- 26+3,26-3,26+10,26-10.
-Значит, чему нас научат сегодня Всезнайки?
-Складывать и вычитать примеры вида 26-3,26+3.
Учитель ставит перед детьми учебную задачу: Используя цветные палочки, найти сумму чисел 26+3.
-Выкладываем 2 оранжевые палочки т.к.1 оран.пал. =10, значит 2 ор. Пал.=20 и 6 белых, т .к. 1 бел.пал.=1, и к ним прибавляем 3 бел.пал., т.к. в числе 3- 0дес. и 3 ед.
Получится:
Учащиеся подводят итог: 26+3=29 в котором2дес.9ед.
Используя цветные палочки необходимо найти разность чисел 26-3.
-Выкладываем 2 ор.пал.т.к. 1 ор.пал=10 и 6 бел.пал т.к.1 бел.пал=1,отнимаем 3 бел.пал.т.к в числе 3- 0дес. 3ед. остаётся 2 ор.пал. и 3 бел.пал.Получится:
Учащиеся подводят итог:26-3=23 в числе 2дес.3ед.
Используя цв.пал. необходимо найти сумму чисел26+10.
-Выкладываем 2ор.пал и 6 бел.пал. т.к. 2ор.пал.=20 ,а 6 бел.пал.=6 к ним нам нужно прибавить 1 ор.пал. т.к. 1 ор.пал.=10 и у нас получится 3 ор.пал и 6 бел.пал. это 3дес. и 6 ед.
Учащиеся подводят итог: 26+10=36 в числе 3дес.6ед.
Используя цвет.пал. необходимо найти разность чисел 26-10.
-Выкладываем 2ор.пал. и 6 бел.пал. т.к 2ор.пал.=20, а 6 бел.пал.=6 от них нужно отнять 1ор.пал т.к. 1ор.пал.=10 и у нас получится 1ор.пал и 6 бел.пал. это 1дес.6ед.
Учащиеся подводят итог: 26-10=16 в числе 1дес.6ед.
Прочитать правило в учебнике на стр.41
Выполнить зад.2-используя палочки.
Выполнить зад. 3-опираясь на правило без использования палочек.
При вычитании чисел из единиц вычитают единицы, а из десятков десятки. При сложении чисел к единицам прибавляют единицы, а к десяткам десятки.
-Рассмотрим способы рассуждения на примерах.
29-8
При вычитании чисел из единиц вычитаем единицы, а из десятков-десятки. В числе 29-9 ед. и 2 дес., а в числе 8, 8ед. и 0 дес. Значит из 9 ед. вычитаем 8 ед. и остаётся 1ед и 2дес. Следовательно 29-8=21 это 2дес и 1 ед.
20+1
При сложении чисел ед. складываем с ед., а дес. с дес..В числе 20 – нуль ед. и 2 дес., а в числе 1 –нуль дес. и 1 ед. Значит 2дес.+ 0 дес.+2 дес., а 1ед.+0ед.=1ед. Следовательно 2дес.1ед.=21 .
Аналогично рассуждать в остальных случаях.
5.Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, подтянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Повторение пройденного материала.
-Работа по учебнику
Зад .11 стр.43
Запись: 13, 31, 49, 66, 90, 100;
100, 90, 66, 49, 31, 13.
Зад.12 стр.43
-Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос «на 3 больше, чем 8»?
-Как вычислить число, которое меньше числа 10 на 6?
Зад.13 стр.44
-Прочитайте первую задачу.
-Что известно? Что необходимо узнать?
-Используя фишки, решите эту задачу.
4 3=12
Ответ:12 человек.
-Прочитайте вторую задачу.
-Сравните эту задачу с первой. Чем они отличаются?
-Что известно в задаче? Что требуется узнать?
-Используя фишки, решите задачу.
20:4=5(к.)
Ответ: 5 кустов.
-Работа в печатной тетради
Зад.№59
Если учащиеся будут испытывать затруднения в выполнении этого задания, то учитель может подсказать, что, для того чтобы правильно подобрать знак в каждом конкретном случае, нужно сравнить первый компонент действия с результатом.
50+7=57 76+4=80
38-8=30 75-3-72
Потом произвести устную проверку.
7.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Какое действие необходимо выполнить, чтобы узнать на сколько, БОЛЬШЕ или на сколько, МЕНЬШЕ?
-Ребята, а чтобы нам вернуться обратно на нашу планету под названьем?
-ЗЕМЛЯ!
-Нам необходимо выполнить последнее задание. Посмотрите внимательно на рисунки, запомните их, а теперь попробуйте нарисовать то же самое в своих тетрадях.
-Молодцы! Вы успешно справились со всеми поставленными задачами, и мы дома.
-Задание на дом: в уч. Стр.44 №14 , в раб.тетр. №58.