Решение примеров и задач на табличное умножение и деление

Тема: Решение примеров и задач на табличное умножение и деление.

Тип урока: Повторения обобщения и систематизация знаний
Цель: Углубить знания, обобщить и систематизировать материал, связать его с жизнью героев русских народных сказок и практической деятельностью
учащихся, использовать знания в новых ситуациях.
Задачи урока:
Закрепить знание таблицы умножения и деления 2 – 9; об увеличении и уменьшении чисел на несколько единиц и в несколько раз; о порядке выполнения действий; отрабатывать умение решать составные задачи и задачи на развития логики; продолжать работу по формированию вычислительных навыков, построению и нахождению длины ломаной.
Развивать логическое и образное мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности.
Продолжать работать по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию внимания, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету, повторить русские народные сказки.

Оборудование:
Наглядные пособия для доски – Иван царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей; карточки с записанными на них примерами, задачи; геометрические фигуры, рабочие тетради, учебник, линейка, карандаш, ручка.

Ход урока
I Организационный момент.
- Какой будет урок?
- Который урок по счёту?
- Что приготовлено к уроку?
II Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? (Примеры на порядок действий)
- Есть ли у вас вопросы по д/з?
- Что вызвало трудности?
- Назовите полученные результаты в примерах:
27 70 36 18 54 45 (на доске)
О Л Щ К Й Е
- К этим числам мы ещё вернёмся.

III Постановка темы урока
- А сейчас послушайте стихи и скажите о каких арифметических действиях говорится в этих строчках?
Если подумать, то сможете
Точно сказать, нет сомнения
Когда перемножим множители
В ответе получим произведения. (умножение)

Слева – делимое
Справа делитель
Частное только
В ответе смотрите. (деление)

- Кто мне скажет тему нашего урока? (Будем продолжать изучать таблицу умножения и деление)
- Правильно тема нашего урока: «Умножение и деление»
Сегодня мы будем закреплять наши знания таблицы умножения и деления в устном счёте, при решении задач и примеров, в самостоятельной работе.

III Актуализация опорных знаний.
А) Устный счёт
- Но сначала скажите, вы любите сказки? (Да)
- Конечно, сказки любят все: взрослые и дети. И сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир сказки. Слушайте:
- В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван – царевич и Василиса – Прекрасная. Они любили друг друга. И только хотели сыграть свадьбу, как пропала Василиса. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда ему идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем, выполнив первое задание.
27 70 36 18 54 45
О Л Щ К Й Е
- Есть ли в этом ряду лишнее число? Исключите это число. (70)
- Расположите данные числа в порядке возрастания.
- Посмотрите внимательно и скажите, что происходит с каждым следующим числом? (Увеличивается на 9)
- Теперь перевернём карточки. Прочитайте, кто похитил Василису.
- Поможем Ивану-царевичу освободить Василису – Прекрасную?
- Тогда сказка продолжается. Шёл, шёл Иван царевич, а тут, откуда ни возьмись Змей – Горыныч.
З – Г: - Здравствуй, Иван! Куда путь держишь?
Рассказал ему о своём горе Иван – царевич
З – Г: - Где царство Кощеево не подскажу, но знаю, кто помочь вам сможет. Это Баба Яга, костяная нога, подружка Кощеева. Помогу, помогу, если на вопросики ответите.
- Так что, поможем Ивану? Но сначала откроем секрет гостям:
- Какие действия прячет предлог в? (х и :)
- Предлог на? (+ и -)
- Тогда слушайте внимательно вопросы Змея - Горыныча:
Сыну 8 лет, отец в 4 раза старше. Ск - ко лет отцу? 32 года.
Бабушке 60 лет, внук в 10 раз моложе. Ск – ко лет внуку? 6 лет
Высота берёзы 9 м, дом на 3 м выше. Чему равна высота дома? 12 м
Было у меня 15 золотых, а Баба Яга уловками и обманом отобрала 10 золотых. Ск – ко у меня бедного осталось?

- Молодцы! И рассказал Змей – Горыныч, где живёт Баба Яга. Поблагодарил Иван – царевич его и двинулся дальше. Дорога
трудная. Лес густой. Услышал Иван шум, поднял голову, а там, в ступе Баба Яга летит. Увидела Ивана, спустилась.

Б.Я: Здравствуйте, молодцы! Здравствуйте, красные! Куда путь-
дорожку держите?
И поведал Иван Царевич о своём горе Бабе Яге и сказал:
Ив. - Помоги нам, бабушка, отыскать царство Кощеево. Помоги, пожалуйста!
Б.Я. - Добре! Помогу, если вы поможете мне посчитать, какое количество брёвен необходимо для ремонта моей избушки.

Б) Работа по теме
1. Работа в парах.
х 4 = 36 8 х = 8 (карточки)
9 х = 54 7 х = 70
5 х = 35 х 3 = 18

- Вставь пропущенные числа, найди сумму этих чисел.
Б.Я. – Молодцы! Помогу вам отыскать царство Кощеево. Уж больно вы мне
понравились. А укажет вам дорогу волшебный клубок, который лежит в сундучке. Откроете его - клубочек ваш.

Упражнение для рук «Замок»
- На двери весит замок,
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли!
Запись числа и кл. раб.
- Не открылся замок. Но здесь есть задание. Баба Яга предлагает решить примеры.
60 – 36 : 6 = 52
(60 - 36) : 6 = 4
- Рассмотрите внимательно выражения. Почему разные ответы?
(Изменился порядок действий)
- Почему изменился порядок действий.
(В записи выражений появились скобки)
- стр. 129 № 10 (4с.)
Б.Я.- Молодцы! Вот и волшебный клубок, который покажет дорогу в царство
Кощеево.

IV Физминутка
Мы со сказкой в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче вдох, глубже выдох.
Путь не близок, недалёк.
Впереди течёт ручей,
Перепрыгнем поскорей.

Поблагодарил Иван царевич Бабу Ягу и отправился в путь

· дальше.
- Но замок Кощея находится на высокой горе. Поможем Ивану преодолеть гору, начертив и узнав длину ломаной.
АВ = 2 см ВС = 3 см СК = 3 см КО = 4 см
(АВСКО = 12 см)

- Мы добрались до Кощея. Он встретил Ивана царевича словами: «Раз ты смог до меня добраться, то выполни мои задания, и Василиса твоя. Если не выполнишь, голова с плеч» согласился Иван делать нечего. Кощей предложил ему сначала решить задачу:

В моем саду растёт волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Золотых – 36 яблок, а серебряных в 4 раза меньше. Сколько всего яблок на яблоне?

- Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей – только сначала догадайся, где она.
У меня 4 башни. Одна башня- пустая. Василиса находится не в самой высокой и не в самой низкой. Где же она?

- Вы помогли Ивану царевичу освободить Василису. Давайте построим дом, где они будут жить.
IV. Дом. зад.

V. Итог урока.
- Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит?
- А урок математики вам понравился?
- Чему мы учились сегодня?
- Что повторяли?
- Вы сегодня работали дружно, слаженно, организованно. Спасибо вам за урок.

Самоанализ урока математики
Класс 4 «в»
Тема: Решение примеров и задач на табличное умножение и деление.
Тип урока: Повторения обобщения и систематизация знаний

Структура урока:
Организация учащихся класса;
Проверка домашнего задания;
Всесторонняя проверка знаний;
Подготовка к обобщающей деятельности;
Обобщение знаний силами учащихся;
Обобщение знаний учителем, использование обобщённых знаний при решении заданий в новых ситуациях;
Домашнее задание;
Подведение итога урока.
Урок осмысливание уже известных знаний в их системе, выработка умений и
навыков по их применению и соответствует программе и календарно – тематичес-кому планированию. Класс средний по успеваемости, где все постоянно посеща-ют занятия, систематически выполняют домашние задания, активно работают на уроках.

Задачи урока:
Закрепить знание таблицы умножения и деления 2 – 9; об увеличении и уменьшении чисел на несколько единиц и в несколько раз; о порядке выполнения действий; отрабатывать умение решать составные задачи и задачи на развития логики; продолжать работу по формированию вычислительных навыков, построению и нахождению длины ломаной.
Развивать логическое и образное мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности.
Продолжать работать по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию внимания, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету, повторить русские народные сказки.
Оборудование:
Наглядные пособия для доски – Иван царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей; Карточки с записанными на них примерами, задачами. Геометрические фигуры, рабочие тетради, учебник, линейка, карандаш, ручка.

«Табличное умножение и деление» усвоено учащимися хорошо. И на данном уроке мы закрепляли эти знания: повторяли названия компонентов умножения и деления, решали примеры и задачи. Все этапы урока закрепления были направлены на систематизацию и автоматизацию знаний табличного умножения и деления. Один этап урока плавно переходил в другой; все этапы были связаны между собой логически и подчинены целям урока. При этом, были учтены индивидуальные особенности каждого ребёнка: например, решали примеры в парах, самостоятельно, у доски. После каждого задания, оно обязательно проверялось, т.е. использовался приём самоконтроля. Задания выполнялись по степени нарастающей трудности.
Учащиеся в начале урока были мало активны, но когда стали появляться на доске герой русских народных сказок, проявили активность. Так был соблюдён очень важный принцип коррекционно – развивающего обучения – принцип мотивации к учению. Кроме того, каждый отвечающий получал словесную оценку своему ответу. Повышению мотивации к учению способствовали интересные задания, точные инструкции их выполнения; повышение дидактической значимости оценки; создание усвоений обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и он убеждается в своих способностях.
Особо следует сказать о наглядности на уроке. Она была тщательно отобрана мной. Любая схема, таблица, карточка решала определённую дидактическую задачу. Например, таблица умножения, висевшая весь урок перед глазами учащихся, давала возможность зрительного закрепления материала; построение и нахождение длины ломаной позволило преодолеть дефект аналитико – синтетических процессов мыслительной деятельности, учила их видеть детали и целое.
В план урока были включены специальные упражнения по коррекции высших психических функций, а именно – мышления. Урок математики требует от учащихся умения логически рассуждать, значит наиболее активно, будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения. Поэтому разбор, решение, составление краткой записи задачи не вызвало у учащихся особой трудности. Она была правильно, с присутствием логики в рассуждениях, разобрана и записана на доске.
На уроке был соблюдён и охранительный режим обучения: отдых чередовался с работой, была проведена физминутка.
Частые поощрения учащихся, смена видов деятельности, игровые моменты способствовали поддержанию внимания учащихся на уроке.
Урок математики в 4 классе достиг выполнения всех целей, поставленных мною на уроке. Ребята закрепили знания табличного умножения и деления 2 – 9; увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз; на порядок выполнения действий; умение решать составные задачи и задачи на развития логики; строить и находить длину ломаной. Через специальные коррекционные упражнения активизировалась мыслительная деятельность; частая смена видов деятельности обеспечила поддержание внимания на протяжении всего урока.
Урок прошёл при средней активности и заинтересованности учащихся.

Учитель-дефектолог: Братилова Н.А.


Заголовок 115