Урок математики в 1 классе. Космическое путешествие. Тема. Сложение и вычитание вид: +8, — 8. Цель. Знакомство со способами сложения и вычитания 8 с переходом через десятки. Поупражняться в использовании действий в связи со счётом, с выражениями из двух д

Урок математики в 1 классе. Космическое путешествие.
Тема. Сложение и вычитание вид: + +8, - 8.
Цель. Знакомство со способами сложения и вычитания 8 с переходом через десятки. Поупражняться в использовании действий в связи со счётом, с выражениями из двух действий в случаях табличного сложения и вычитания 8. Развитие логического мышления при решении задач в два действия. Воспитание чувства гордости за свою родину.
Тип. Комбинированный.
Оборудование. Рисунки планет, картинки сказочных героев, карточки, рисунки к задачам, схемы к задачам.
Ход урока.
1. Организационный момент. Звучит мелодия песни «Я – Земля».
2. Основная часть урока.
Учитель. Сегодня мы отправляемся в сказочное космическое путешествие в ракете под названием «Родничок». В этом путешествии мы вспомним названия планет солнечной системы, познакомимся со сложением и вычитанием числа 8 с переходом через десяток, поупражняемся в составлении и решении выражений в два действия.
Солнце – ближайшая звезда, которая объединяет в свою семью 9 планет. Как объединяет? Да собственной силой притяжения. Так и кружатся, вертятся вокруг Солнца планеты: большие и малые, жаркие и холодные. Среди них и наша родная Земля. Планетам в солнечной системе даны имена римских богов. А как называются планеты, мы узнаем во время путешествия.
Ждёт нас быстрая ракета
Для прогулки по планетам.
На какую захотим -
На такую полетим.
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет.
Учитель. Прежде, чем отправиться в полёт, космонавты долго и упорно готовятся. Они настраивают себя не только физически, но и психологически. Давайте и мы настроимся перед полётом.
Свет, свет, свет везде -
Свет в тебе и свет во мне.
Мир, мир, мир, мир везде -
Мир в тебе и мир во мне.
Добро ,добро, добро везде –
Добро в тебе, добро во мне.
Радость, радость, радость
Радость везде –
Радость в тебе и радость во мне.
Счастье, счастье, счастье,
Счастье везде –
Счастье в тебе и счастье во мне.

Учитель. Проверить готовность!
Ученики. Есть проверить готовность!
Учитель. Занять свои места!
Ученики. Есть занять свои места!
Учитель. Включить моторы!
Ученики. Есть включить моторы!
Учитель. Начинаем отсчёт.
Ученики: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Пуск!
Учитель. Мы оторвались от Земли и мчимся к неизвестным планетам. Чтобы узнать название планет, нам необходимо узнать, кто же на ней живёт и выполнить задания, которые они нам предложат. Кто же ждёт нас на планете, к которой мы приближаемся?

На планете этой живут футболисты. Один из них серенький плутишка с длинными ушами, другой – неуклюжий, косолапый. Но оба они прекрасные игроки. (Заяц и медведь). Они предлагают вам поиграть вместе с ними. Игра «Забей гол».
На доске записаны примеры командам:
6 + 5 8 +4
12 – 5 11 - 2
9 + 4 13 – 4
11 -7 9 + 3
Учитель. А теперь прочтите название планеты, которую мы посетили. Меркурий. Эта планета расположена ближе всех к Солнцу.
А наше путешествие продолжается.
Отгадайте, о ком идёт речь.
Он дружок зверям и птицам,
Он – живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
Потому, что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Очень милая мордашка,
А зовётся (Чебурашка).
Задание. Расставьте математические знаки, чтобы равенство оказалось верным.







Учитель. Мы прибыли на самую яркую планету. Открывается Венера. Солнце любит эту планету и освещает очень ярко. Некоторые по ошибке называют её звездой.
Учитель. Продолжаем своё путешествие. Жители этой планеты знакомят вас с новыми случаями сложения и вычитания. Но кто же они такие? Угадайте их.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется .(«Три поросёнка»
Знакомство со сложением и вычитанием числа 8.
8 + 8 = 16 16 – 8 = 8
9 + 8 = 17 17 – 8 = 9 17 – 9 = 8.
Время на запоминание таблицы сложения и вычитания.
Учитель. Давайте же узнаем на какой планете живут эти герои. Открывается. Марс. Марс – это ближайший сосед нашей планеты – Земля.
Учитель. А мы продолжаем свой полёт. Но что же за планета там впереди? Трудно разглядеть. Она слишком далеко.
Физминутка.
Ребята, взяли личные телескопы.
Посмотрели в небо.
Настроили аппаратуру (чик, чик, чик!).
Открыли окно (вжик, вжик, вжик).
Увидели звезду (о).
Увидели много звёзд (о-о-о).
Увидели комету (у).
Увидели много комет (у-у-у).
Увидели летающую тарелку (дзинь-дзинь-дзинь).
Из неё выпал инопланетянин (блук-блук-блук).
Пошёл метеоритный дождь (аплодисменты).
Учитель. А вот и планета, к которой мы так стремились. Открывается Юпитер.
Учитель. А мы продолжаем свой полет. И вот уже встречают нас жители следующей планеты. Как вы думаете, кто они?
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино) .
И девочка с голубыми волосами. (Мальвина).
Выполнение задания 2 стр 77.
и Буратино, и Мальвина живут на планете (Сатурн).
Учитель. Продолжаем своё путешествие.
Бабушка девочку очень любила –
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну-ка, скажите, как звали её? (Красная Шапочка).
Учитель. Она предлагает вам решить задачу 4 страница 78.
Мы посетили планету Уран. Уран – особенная планета. Все планеты вращаются вокруг себя против часовой стрелки, а Уран и Венера – по часовой.
Наш космический корабль мчится к новой планете. А живёт на ней
Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся (Чиполлино).
Задание по индивидуальным карточкам (решение примеров).
Учитель. Прочтите название планеты, на которой живёт Чиполлино. (Нептун.)
Учитель. Последняя планета, находится дальше всех от Солнца. Кто же живёт на ней и как она называется?
Он всегда живёт всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, весёлый (Карлсон).
Он предлагает вам решить уравнения:
Х – 4 = 7, 16 – х = 8, 9 + х = 17.
Давайте познакомимся с планетой, жителем которой является Карлсон. Открывается название планеты Плутон.

Учитель. Пора возвращаться домой. Как называется наша планета? (Земля). А чтобы приземление было удачным, а посадка мягкой, давайте вспомним то, что мы с вами сегодня узнали.
Чему равна сумма чисел 8 и 8? Составьте разности, используя значение этой суммы. Сколько будет, если к 9 прибавить 8? Какие разности можно записать?
Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Что может быть прекраснее, чем родная земля, отчий дом. Но и дома нам предстоит работа, так как человек не может жить без неё. Домашнее задание: задание 5 страница 78, задание в зелёной рамочке стр. 78.
Звучит песня «Земля в иллюминаторе» .
Итог урока.









Урок математики в 1 классе.
Тема. Нахождение значения буквенного выражения а + 6; а – 6.
Цель. Дать понятие о способах сложения и вычитания числа 6.
Задачи. Научить решать задачи нового типа, составлять примеры по определённому заданию. Развить интерес к литературным произведениям. Воспитывать нравственные качества личности.
Тип. Урок – сказка.
Метод. Словесно – наглядный, практический, логический.
Наглядность. Иллюстрации к сказке (дом, печка, яблонька, речка, изба на курьихножках, девочка, мальчик, гуси – лебеди) , цифры от 1 до 10 с буквами внизу.

Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Ну – кА проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Слово учителя.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки. А вот какой – мы сейчас узнаем, если правильно расставим цифры от 1 до 10.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

г
у
с
и
л
е
б
е
д
и

О чём эта сказка? ( о том как гуси – лебеди украли братца Иванушку).
Ребята, девочка одна, а нас много, давайте поможем ей и отправимся в путь вместе с нею.

III. Устный счёт.
Бежит девочка, стоит печь ( вывешивается иллюстрация). Девочка просит сказать, куда гуси – лебеди полетели. Печка согласилась помочь девочке, если та выполнит задания:
а). Сосчитайте от 2 до 7, от 10 до 4
б). Назовите соседей числа: 4, 7, 9.
в). Сравните 5 и 9, 2 и 7.
г). Составьте выражения, используя числа 9, 4, 5.
Какие выражения вы составили? Почему они называются числовыми? Назовите компоненты при сложении. Вычитании.
д). Решить задачу:
На двух ветках сидело 6 птичек. Сколько птичек сидело на каждой ветке? ( возможные варианты ответов: 5 + 1, 4 + 2, 3 + 3).

IV. Оформление работы в тетради.
а). Записать число.
б). Прописать цифру 6.

V. Новая тема.
1. Побежала девочка дальше. Стоит яблоня. (вывешивается изображение яблони).
Яблонька, покажи, куда гуси – лебеди полетели? Выполните моё задание и я покажу, куда гуси – лебеди полетели. Яблоня на яблочке даёт задание. а +6 а - 6 . Что вы видите? (буквенные выражения). Почему такие выражения мы называем буквенными? Можно ли превратить данные буквенные выражения в числовые? Как это можно сделать?
а). Выполнение задания №1 стр.110.
б). Выполнение задания № 2 стр.110.

2. Побежала девочка дальше. Навстречу речка. (вывешивается иллюстрация речки). «Речка, речка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?»
- Скажу, если вы выполните моё задание.
а). Выполнение задания № 2 стр.110 .

3. Побежала девочка дальше. Увидела она увидела избушку на курьих ножках.
Сидит у окошка братец, схватила его и побежала обратно, а на пути опять препятствия – гуси догоняют, а впереди речка.
- Речка, речка, спрячь нас – просит девочка. Речка даёт задания:
а). Решение задачи
Саша в речке поймал 8окуней, а ершей – на 6 меньше. Сколько ершей поймал Саша?
б).Марат поймал 6 сазанов, а карпов – на 4 больше. Сколько карпов поймал Марат?
Спрятала речка девочку с братцем, гуси и пролетели мимо.

4. Физминутка.
Мы писали и решали,
Очень очень мы устали.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнём
И опять считать начнём.

5. Побежала девочка дальше, а гуси – лебеди увидели их и вот – вот догонят и вырвут братца. Добежала девочка до яблоньки.
- Яблонька, яблонька, спрячь нас.
- Решите мою задачку, тогда и спрячу, - отвечает яблонька.
а). Под яблонькой лежало 10 яблок. Ёжик унёс 6. сколько яблок осталось?
Спрятала речка девочку с братцем. Дождались они, пока гуси – лебеди улетели и побежали дальше.
6. А гуси их увидели и снова в погоню. Просит девочка помощи у печки. А печка предлагает им выполнить задание
а). Бабушки испекла 9 пирожков с картошкой, а с мясом 8 пирожков. На сколько больше было пирожков с картошкой, чем с мясом?
Что необходимо сделать, чтобы сравнить два числа?
Спрятала печка детей. Покружили, покружили над ней гуси лебеди и улетели. Девочка подхватила братца и бегом домой. Прибежала, а тут и папа с мамой из города вернулись и привезли подарки. А чтобы их получить необходимо вспомнить, чем мы занимались на уроке.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок VII. Домашнее задание: задача 4 стр.110,












13PAGE 15


13PAGE 14615



12

2

3

=

13

17

7

3

=

13



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415