Визуальная среда школы глазами современного ученика

«Визуальная среда школы глазами современного ученика»
Ерофеева Виктория Алексеевна
ученица 8 класса
Манжесова Марина Нурисламовна
учитель биологии БОУ «Тарская СОШ № 5»
Омская область

Школа это место, где миллионы детей и подростков проводят основную часть своего времени. Это время изучения, познания мира. Очень важно учитывать при этом окружающую обстановку. Находясь в комфортной визуальной среде, обучающимся проще усваивать учебный материал. В наше время «багаж» знаний, который нужно усвоить в школе, становится все сложнее, а для этого требуется больше времени. Все это увеличивает нервную и зрительную нагрузку, которая негативно сказывается на здоровье школьника.  Кроме того, визуальная среда очень важный фактор, воздействующий на человека, от него зависит не только наше зрение, но и  психическое и физическое состояние, общее самочувствие, настроение человека.
Гипотеза: предположим, что у современных школьников существуют определенные цветовые предпочтения в оформлении классных помещений.
Цель исследования: изучить мнение обучающихся о визуальной среде в БОУ «Тарская СОШ № 5».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Отобрать необходимые методики для исследования мнений о визуальной среде школы.
3. Исследовать мнение обучающихся о визуальной среде в БОУ «Тарская СОШ № 5».
4. Проанализировать полученные результаты и занести их в таблицу, построить диаграммы, сформулировать выводы и рекомендации по оформлению школьных кабинетов по результатам исследования.
Объект исследования: визуальная среда школьника.
Предмет исследования: отношение школьников к визуальной среде в БОУ «Тарская СОШ № 5»
Организация и методы исследования состояли из двух этапов диагностического и аналитического. На диагностическом этапе использовалась нестандартизированная методика - разработанная нами анкета. Основными методами явились методы - беседа, наблюдение. Аналитический этап включал в себя статистическую обработку данных, занесение их в таблицу и построение диаграмм. Практическая значимость данной работы заключается в создании рекомендаций по оформлению классных помещений.
Под видимой средой следует понимать окружающую среду, которую человек воспринимает через орган зрения. Ее можно условно поделить на две части: естественную и искусственную. Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения - лес, берег моря. Совсем другое дело – искусственная среда (производственные и жилые помещения: офисы, магазины, транспорт автобусы, автомобили, поезда, самолёты, подводные лодки и космические корабли). Она все больше отличается от природной среды и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека. Такая среда породила новую проблему экологии человека – проблему видеоэкологии.
Мы провели исследование состояния видимой среды именно в школе, потому что большую часть дня проводим именно здесь. Во время урока нам приходится смотреть на доску, на парты; слушая учителя, мы невольно обращаем внимание на стены, двери, пол. В своем исследовании мы решили изучить мнение обучающихся о наиболее комфортном цветовом оформлении классных кабинетов, о качестве освещения, необходимости наличия цветов в кабинетах, какой должна быть классная доска. Нами было опрошено 139 обучающихся БОУ «Тарская СОШ № 5» с 5 по 11 классы. В анкете обучающимся необходимо было оценить 4 предложенных кабинета с различным цветовым оформлением (рисунки 1,2,3,4).



Рисунок 1. Кабинет биологии №4. Рисунок 2. Кабинет химии №10.




Рисунок 3. Кабинет английского языка № 9. Рисунок 4. Кабинет истории № 8.


Обучающимся предлагалось ответить вопросы о комфортности, уровне освещения и качестве оформления интерьера (рисунок 5).

Рисунок 5. Визуальное восприятие школьных кабинетов.
В составленной нами анкете также предлагались вопросы о том, в какой цвет лучше покрасить кабинет, какого цвета должна быть классная доска и необходимы ли в кабинетах цветы (рисунки 6,7; таблица 1).

Рисунок 6. Варианты ответов обучающихся на вопрос: Рисунок 7. Варианты ответов обучающихся на вопрос:
«В какой цвет Вы покрасили бы стены в своем кабинете?» «Какого цвета должна быть классная доска?»

Таблица 1
Необходимы ли в кабинетах цветы? Почему?
Количество опрошенных (%)

да, легче дышать
84 человека (68%)

да, с ними уютно
54 человека (44%)

нет
14 человек (11%)

нет, могут упасть
8 человек (6%)

нет, это некрасиво
5 человек (4%)


Рекомендации по изменению визуальной среды
школьных кабинетов
1. Озеленение. Наличие растений не только способствует обогащению воздуха кислородом, но и благоприятно действует на психику человека. К тому же озеленение – самый экономичный способ улучшения визуальной среды.
2. Улучшение освещенности кабинетов. Занятия в кабинетах с достаточным освещением не утомляют зрение учащихся.
3. Поддержание чистоты. Чистота кабинета является необходимым фактором для образования комфортной видимой среды.
4. Отсутствие агрессивных и гомогенных видимых сред.
5. Изменение цветового оформления. Рекомендуется использование зеленых, синих, коричневых тонов при оформлении школьных кабинетов. Не стоит забывать о том, что цвета влияют на успеваемость и психическое здоровье человека.
Выводы:
- в результате исследования максимальные баллы по комфортности, освещению и оформлению интерьера получил кабинет биологии. Он окрашен в зеленый цвет, доска тёмно-зеленого цвета. Именно такую расцветку выбирают обучающиеся как самую уютную для проведения занятий;
- 60% опрошенных предпочитают зеленый цвет классных комнат и зеленый цвет доски (79%) что совпадает с требованиями к оформлению классных помещений;
- 68% и 44% положительно ответили на вопрос о необходимости растений в кабинетах школы, объясняя это тем, что растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воздух от микробов, украшают и создают уют в кабинете;
- состояние школьных кабинетов по всем показателям соответствует требованиям.








Рисунок 1Рисунок 4 Диаграмма 1Диаграмма 215