Доклад Педагогическое наследие казахстанского народа, как фактор духовно — нравственного воспитания студентов колледжа.


Педагогическое наследие казахстанского народа, как фактор
духовно - нравственного воспитания студентов колледжа.
Подкалюк Л.Н.
Костанайский педагогический колледж
Начало становления Казахстана в качестве суверенного государства ознаменовалось активным поиском общества и государства духовно – нравственных ориентиров. Интеллектуальное развитие подрастающего поколения не представляло такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук происходило достаточно четко, планово и в обязательном порядке, опираясь на советскую систему образования. Однако духовно - нравственное воспитание молодого поколения сильно отставало и отстает. Подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект к созданию личности.
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаев одной из приоритетных задач определяет вопрос качественного роста человеческого капитала в стране. Он отмечает: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнационального согласия и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях».
Поскольку мы готовим специалистов, которые непосредственно связаны с воспитанием подрастающего поколения нашей страны, то задачей преподавателей, особенно преподавателей гуманитарных дисциплин, будет помочь студентам вначале раскрыть их духовный потенциал, воспитать в них любовь к национальному казахскому, а в дальнейшем применить эти знания и способности в своей профессиональной деятельности. С учетом этой задачи возникает необходимость изменения педагогической деятельности каждого педагога. Духовностью, нравственностью должен быть пропитан весь процесс обучения и воспитания.
Раскрывая аспекты, связанные с понятием духовно-нравственного воспитания студентов колледжа, необходимо, определиться с понятиями "духовность" и "нравственность".
«В словаре русского языка» С.И. Ожегова «духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Психологический словарь понятие «духовность» человека характеризует как «индивидуальную выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других».
В педагогике «нравственность» определяется как совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом
Как видим, понятия "духовность" и "нравственность" во многом перекликаются. В совокупности духовно-нравственное воспитание включает в себя развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами. При этом предполагается накопление студентами объективной, субъективной и иррациональной информации об окружающем мире, создание алгоритмов анализа и синтеза поведенческих действий при определении добра и зла, а также адекватной самооценки.
Одним из продуктивных способов духовно – нравственного воспитания студентов педагогических колледжей является обращение к педагогическому наследию Казахстана, к формированию и восстановлению тех духовных ценностей, которые ярко обозначены духовной традицией народа.
Наше учебное заведение уделяет серьёзное внимание духовно – нравственному оздоровлению студентов, для чего в учебный процесс введены такие дисциплины, как история Казахстана, профессиональный казахский язык, культурология, философия, педагогика, психологии. Преподаватели в цикле преподаваемой дисциплины обращаются к трудам казахстанских педагогов - мыслителей таких, как А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, А. Байтурсынова.
В теоретическом преподавании педагогики и психологии преподаватели, рассматривают вопрос о нравственности, в первую очередь, обращаясь к произведениям великого и прозорливого Абая Кунанбаева. Знакомясь с произведением Абая «Слова назидания», в котором он страстно выступал за утверждение всемогущего разума, духовного величия человека, обучающиеся видят красоту человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности человека. «Качества духовные, - писал Абай, - вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и труд его осмыслен и достаток уместен».
Многие мысли Абая о нравственном воспитании молодежи не утратили своей актуальности и в наши дни:
нравственно ценные качества закалятся и закрепляются в процессе преодоления трудностей;
к вопросам нравственного воспитания нельзя подходить с корыстных или узко эгоистических позиций: они социально обусловлены;
подлинная красота человека – в его трудолюбии;
лень порождает упрямство, лживость трусость и другие качества.
Данные прогрессивные идеи ярко демонстрируют обучающимся связь поколений и схожесть проблем целых эпох.
Проблема духовно - нравственного воспитания обучающихся активно решается не только в рамках учебных дисциплин, но и на кураторских часах. Через такую форму работы обучающиеся знакомятся с биографическими данными казахстанских просветителей, с их вкладом в развитие и становление казахстанского общества, влиянием на духовно - нравственную сторону жизни казахов.
Знакомство со статьями Ахмета Байтурсынова дало возможность обучающимся пропустить через призму современности вопросы просвещения, литературы, языка, культурного наследия казахов. Увидеть и осознать богатство казахского этноса. Проанализировать духовное наследие и идеи поэта через такие стихотворения, как «Сеятель Человечности», «Как живут казахи», «Новые традиции казахов», «Моему народу» и другими.
Изучая биографию, анализируя философские произведения Чокана Валиханова, отрывки из эпоса «Манас» обучающиеся осознали многообразие прогрессивных идей и традиций культуры древнего Востока. С каким трепетом и уважением он относится к своему народу.
Наибольший интерес у обучающихся вызвал цикл кураторских часов на тему «Традиции и обычаи казахского народа». Духовно - нравственная культура любого народа не может существовать без традиций, которых этот народ придерживался на протяжении всего своего существования. Традиции и обычаи отражают сущность нации, показывают чем живет народ, как воспитывает подрастающее поколение.
Такая форма работы дает возможность обучающимся самостоятельно добывать знания, анализировать информацию, самообразовываться, что способствует их духовно - нравственному воспитанию.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Вопросы формирования воспитания достойны пристального внимания, так как это основа завтрашнего дня Казахстана. Это – ценностные ориентиры нашего общества, национальная безопасность страны.
Литература
Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С.Метелягина, [1950- 2011 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М., 2011. - C. 31.
Материалы XII сессии Ассамблеи народов Казахстана. Выступление Президента Республики Казахстан на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана. Астана, 24 октября 2006г.
Мир образования — образование в мире. Научно-методический журнал / №3(23) 2006г./ Ержанов М.Е. Педагогические традиции народов Казахстана. С. 41-44.
Тарусин М. Реальная страна: Элита и духовность // Фома, № 11 (55) ноябрь, 2007. С. 10
“Сеятель Человечности”
перевод Еркина УдербаяСпешил посеять гордость, человечность,В бесплодной почве искал млечность.И семена с усердьем сеял,Народ поднять с колен мечту лелеял.
Пустыми были труд, старанья,Рабу нет лучше рабства и страданья.Ползи же дальше, тварь земная,Скотина жизнь живет, стеная.
Создатель скот создал лишь для того,Чтоб резать, забивать и драть его,Ползи же дальше, кандалы тяни,Ты знаешь горький вкус камчи.
Привыкший к розгам – свободы не найдет,В неволе проживя, в неволе он умрет.Не знает правды люд, расчет таков,Он гнёт за благо принимать готов. 
“Как живут казахи”. 
Перевод Еркина УдербаяМы стаей гордых птиц взмывали в синеву,Летали по степи, плечом к плечу в строю.Огонь проклятья опалил нас, лишил крыльев,Что стало с нами? Я тебя спрошу.
Алаша люди, все нас знали:Остался ль кто, не взвешенный весами?Бахвалящихся стало много,Что толку в них? В них толку никакого.
И пустозвоны есть, слагают гладко,Наговорив, куда-то исчезают гадко.А юные джигиты… Да что о них твердить?Не могут шагу без отцов ступить!
И аксакалы сгорбились. Их главное чаянье –Найти сегодня пожирней питанье.Слабы характером, душой добры,Довольны малым, люди есть, они почти рабы.
Кто без добродетели, – они жадны, так как богаты,Богатство их, однако, шатко так, как бедняка хата.Но больше всех тех, кто спит спокойно, мирно,Им ничего не надо, они живут смирно.
Средь них и мы с тобой живем (иль существуем?),Нося последнюю рубашку, мы ликуем.Но что за польза от твоего искусства и познанья,Коль пользованья нет ему, тебе – признанья?
Сплошное горе, что описал в письме,Казахи, потеряв свой дух, несут в себе.Богатый жаждет золота, ученый – чина,А о судьбе народа нет забот ни одному мужчине.
Стихотворения Ахмета Байтурсынова в переводе Мухамет-Халела Сулейманова
“Новые традиции казахов”
Мы были белыми гусями,Едиными и равными в строю,Парили вольными над чистыми лугами,Ныряли в родниковую струю.
Невесть откуда взявшийся пожар,Огнем всю нашу доблесть, честь слизал.Лишь у немногих тлеет сердца жар,У большинства – пожар его пожрал…
Сегодня много бьющих в грудь себя,Свою предусмотрительность хваля.Умишка лишь на то хватает им,Чтобы хватать себе в ущерб другим.
Сегодня стало много болтовни,Делячества, снобизма напоказ,Но деловитость, только пальцем ткни,Как пыль с кошмы, слетит бесследно враз.
Богатых также много развелось,Но толк от них – напиться горьких слёз,А больше всех – любителей поспать,Носителей пустых мечтаний, грёз…
Увы, нет больше ценностей у нас,Богатым нужен скот,Ученым – власть,И мало уж кому – народ…(1908 г.)
Современное бытие казахов
Мы в утлой, старой, ветхой лодкеСидим без весел, без ветрил.Дёрем мы, споря, свои глотки,Плывем… А сумрак путь затмил.
Плывем туда, куда нас волны,Как щепку могут отнести.Одни проклятия и стоныНикак не смогут нас спасти.
И до судьбы такой плачевнойМы не сегодня добрались,Уже давно, единство предав,Мы по лачугам разбрелись.
Сшибаясь, грызлись мы друг с другом,Считали сена каждый стог…Устав терпеть вражду и ругань,Другим угодья отдал Бог.
Вот тут-то мы и прослезились:“Пристать бы к берегу, вот-вот…”Но с мыслью многие смирились:“Что отнял Бог, то Бог вернет”.(1909 г.)
“Сеятель человечности”
(посвящение Абаю)
Посеять человечность он решилВ сердцах, закоченевших изнутри,Для всех несчастных, не жалея сил,Трудился от зари и до зари.
Сей труд напрасным обречен был быть:Рабы привыкли лишь по-рабски жить.Покорно прозябал двуногий скотНе в силах жалкий рок свой изменить.
Не в том ли разве назначение скота,Чтоб резать, ездить, стричь и бить?Хомут на шее должен он носить,Кнут и сапог наездника сносить.
Кто роль скота привык прилежно исполнять,Не может на других за свой удел пенять:Погонщик вмиг сошлется на осла,Которого без плетки не поднять(1908 г.)
Моему народу
Дружно взяться  ты за делоНеспособен, мой народ,Там где прямо ходят смело,Ты идешь – спиной вперед.
Как вороны, дружной стаейЛюбишь празднества чинить,Ловко выклянчив у баев,Нищенский “зякат” делить.
Уравниловку ты любишь,К даровитым нетерпим.Все брюзжишь да брови супишь,Дескать, что неймется им?
Энергичных и толковыхНоровишь ты сбить с пути.Любишь серых, безголовых,Чтобы медленней идти.
А когда дойдет до дела,Суетишься, как дитя,Правишь лодку неумело,Навыков не обретя.
Если знающий подскажет –Возопишь, как на хулу.Опыт творчества не нажит,Не привык ценить заслуг.
Разве в том мы заводные,Чтоб друг другу насолить?Оттого нас бьют чужие,Что готовы им служить…(1908 г.)
Способствование духовно - нравственному и самосовершенствованию должно осуществляться посредством приобщения человека к культурным ценностям.