Статья Нетрадиционные технологии как метод стимулирования речи детей раннего возраста


"Нетрадиционные  технологии
как метод стимулирования речи детей раннего возраста"
Крутских В.А.
Учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад № 6»
Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду показала, что в подготовительной группе 70 % детей с речевыми нарушениями, а в старшей – 100%. Также следует отметить, что 50% детей - это дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Проведя устный опрос воспитателей средних и младших групп, было выявлено, что и в этих группах большое количество детей с речевыми нарушениями, а несколько детей в средней группе не говорящие. Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста также свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме.
Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.
Для меня эта работа актуальна в плане сокращения количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих на логопункт. Поэтому, понимая, что я не в силах провести полноценную работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста в силу того, что на логопункт зачислено большое количество детей с речевыми нарушениями, решила пойти другим путем привлечь к этой работе педагогов группы и родителей.
Современные педагоги, а также многие заинтересованные родители владеют необходимыми знаниями и приемами работы по стимулированию речи детей раннего возраста. Необходимо только эти знания и умения привести в систему, а также разнообразить традиционные приемы работы по стимулированию речи включением в них нетрадиционных  технологий.
Прежде чем подключать к работе родителей я решила разработать и апробировать на практике логопедические игры и упражнения с включением в них нетрадиционных технологий по стимулированию речи детей. Моей идеей заинтересовались и воспитатели группы детей раннего возраста. Совместно с ними мы начали проводить игры и упражнения с включением нетрадиционных технологий по стимулированию речи детей.
И сегодня представляем вашему вниманию наши наработки.
Акватерапия уже давно и успешно используется в педагогической практике, как средство снятия психоэмоционального и физического напряжения.
С водой ребенок знакомится очень рано. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками в воде. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Также можно сказать, что игры с водой вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний и знаний. Они с радостью играют с водой. Эти игры очень естественны, это то, чем детям очень нравится заниматься, то что не вызывает у них страха, дискомфорта. В играх с водой более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и мимика). Все умения, навыки и знания усваиваются ими гораздо быстрее и проще. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
При введении акватерапии в логопедическую работу общепринятые логопедические игры и дидактические упражнения были переложены (в прямом и переносном смысле слова) в воду.
Виды игр в воде:
Пальцевый массаж и игры с предметами.
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж камнями;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
Игры на понимание речи и активизацию словаря
- существительных:
«Помой овощи (фрукты)»,
«Помой посуду»,
«Вымоем малыша» (кукла – голыш) – части тела человека.
-глаголов:
«Что делает утенок?» (плавает, ныряет, плещется, прячется…).
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.
 Кроме того активно, при использовании куклотерапии, развивается речь, насыщается эмоционально-выразительными оттенками; дети легче запоминают новые слова и выражения, при этом в сознании формируется грамматическая структура. Особой популярностью пользуется  пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены на «руках-пальчиках». Пальчик-персонаж шевелиться, танцует, подпрыгивает, разговаривает. Это лучший тренажер для развития речи, познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Он развивает способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение. 
Таким образом, игра с куклами является важным средством формирования познавательных и психических процессов, способствующих полноценному развитию ребёнка в раннем возрасте.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии:
- создание положительного эмоционального фона реабилитации;- снятие фактора тревожности;- стимуляция двигательных функций;- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;- растормаживание речевой функции;- развитие чувства ритма, темпа, времени;- развитие мыслительных способностей и фантазии;- развитие вербальных и невербальных коммуникативных
навыков;- нормализация просодической стороны речи.
Телесноориентированные техники.
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. 
Приемы работы с детьми раннего возраста такие же, как и с детьми старшего дошкольного возраста: сначала учимся выполнять упражнения для артикуляционной гимнастики, затем – упражнения для пальцев, а уже в итоге - эти оба упражнения соединяем вместе. Как показала практика, в этом возрасте детям более доступны только упражнения для губ и не сложные элементы из пальчиковой гимнастики. Упражнения не вызывают утомляемости и с удовольствием выполняются детьми, если они сопровождаются стишком или песенкой.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Кинезиология давно и успешно используется логопедами в педагогической практике при коррекции речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста, но и малышам, как показывает практика, тоже доступны простые кинезиологические упражнения.
В завершении хочется отметить, что эта работа заинтересовала воспитателей, некоторые игры и упражнения уже вошли в систему работы воспитателей. Так ежедневно проводится кинезиологическая гимнастика, артикуляционная гимнастика в сочетании с куклотерапией, массаж пальцев рук в сочетании с акватерапией и др. Я очень надеюсь, что и заинтересованные родители проникнутся этой идеей и будут нам неоценимыми помощниками по стимулированию речи детей раннего возраста.
Таким образом, своевременно проводимая работа по стимулированию речевого развития детей, начиная с раннего возраста, с помощью традиционных и нетрадиционных технологий воспитателями и родителями значительно сокращает количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.