Отслеживание развития и формирования УУД в начальной школе (разработка выступления на пед.совете 2016)


Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
С первого класса педагоги начальных классов отслеживают развитие и формирование УУД с помощью «Мониторинга метапредметных универсальных учебных действий» под редакцией Меркуловой Т.В. , Теплицкой А.Г. и Бегловой Т.В.
Какие же задания помогают сформировать то или иное универсальной учебное действие? Для примера взяты задания из рабочей тетради за 1 и 2 классы.
Регулятивные УУД.
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей:


Умение оценивать учебные действия применяя различные критерии оценки
Познавательные УУД
Умения осуществлять логичнеские действия «Анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.

Умение осуществлять логическое действие «Синтез»

Умение осуществлять логическое действие «Сравнение»

Умение осуществлять логическое действие «Классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям

Умение осуществлять логическое действие «Причинно-следственные связи» в изученном круге явлений

Умение осуществлять логичсекое действие «Обобщение»

Во втором классе добавляется формирование коммуникативных УУД. Это можно отследить при выполнение следующих заданий:
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответсвии с задачами учебной коммуникации:
Умение формулировтаь и аргументировать точку зрения:
Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимые сведения:
УУД - это образовательный продукт. Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет видеть успешность своей деятлеьности в этом направлении, соотносить свою стратегию работы с реальными возможностями детей.