Статья Использование межпредметных связей на уроках физики и математики

« Использование межпредметных связей для развития познавательной деятельности обучающихся на уроках физики и математики»
Белая И.В.

Все школьные предметы не могут быть изолированными друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения наук в школе. Установление межпредметных связей в школьном курсе математики и физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно–воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Реализация межпредметных связей повышает эффективность обучения через развитие познавательного интереса обучающихся, способствует оптимальному применению знаний на практике, создает благоприятные условия для формирования умений и навыков.
Содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе определяется учебной программой. При изучении тех или иных тем необходимы знания по другим предметам. Например, при решении физических задач учитывается, что правила округления чисел уже изучены в курсе математики; при изучении кинематики, газовых законов, электромагнитных колебаний используются знания о функциях и умения строить графики. Учитель чаще опирается на известные школьникам знания, однако встречается материал (например, по физике), который опережает его применение в других предметах (в математике).
Важным этапом, определяющим успешность развития познавательной деятельности с использованием межпредметных связей, является предварительная подготовка учителя. Важно изучить материал из учебников математики и согласовать его с изучением материала по физике. Имея хорошо спланированный материал по межпредметным связям, учитель использует его при подготовке к уроку и глубоко продумывает методику эффективного его использования.
Уроки с использованием межпредметных связей могут быть следующих видов:
а) уроки с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежного предмета;
б) обобщающие уроки.
Это возможно осуществить с помощью повторения ранее пройденного материала по смежному предмету, решения задач межпредметного характера, проведения межпредметных семинаров и конференций, комплексных экскурсий, защиты проектов межпредметного содержания.
Любой метод обучения реализуется в свойственных ему приемах обучения и их сочетаниях. Применяя подобранные приемы можно активизировать познавательную деятельность обучающихся по усвоению материалов межпредметного содержания. Для объяснительно-иллюстративного метода существенными будут любые формы предъявления готового знания. Для репродуктивного – любые формы организации одноразового или многократного воспроизведения изученного в стандартных условиях или легко опознаваемой близости к образцу. А для частично-поискового метода главным является организация творческого поиска
Важным фактором для правильного осуществления межпредметных связей имеют взаимные контакты учителей физики и математики, обмен опытом и коллективное решение общих для них вопросов.
15