ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Играй-класс: школа юного затейника»



ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Играй-класс: школа юного затейника»
Возраст детей: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Ермолина Ирина Борисовна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2014

Теоретическая физика –
это детские игрушки
по сравнению с игрой.
/А. Эйнштейн/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Современные дети отличаются от своих «предшественников» не только развитием, но и проблемами. Еще бы – технический прогресс не дремлет! Огромное количество информации, интернет, молниеносный темп жизни – все это заставляет проживать детство как можно более рационально. Приходится констатировать: игры, в которые пару-тройку десятилетий назад играли их родители, уже покинули школьные коридоры, городские дворы и детские площадки. А между тем, игра, как вид деятельности, доступна всем без исключения. Ее значение трудно переоценить:
игра - важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психическому, нравственному развитию;
игра - способ общения, увлекательный и познавательный досуг;
игра - метод организации и сплочения коллектива, педагогическая технология воспитания активной творческой личности;
игра - часть праздничной культуры.
С давних времен игру использовали не только как метод обучения и воспитания, но и как способ передачи опыта старших поколений младшим.
Роль и место данного курса в учебном плане.
Программа «Играй-класс: школа юного затейника» адресована учащимся от 7 до 10 лет и призвана содействовать
благоприятной адаптации детей к школе;
созданию наилучших условий для их развития и творческой самореализации;
формированию позитивного опыта общения и самостоятельной социальной деятельности;
формированию универсальных учебных действий (УУД) – регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Предлагаемый способ решения поставленных задач – приобщение младших школьников к культуре игры. Программа строится на использовании специально подобранных и определенным образом систематизированных дидактических игр.
Дидактические игры - это большая группа игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе народной) в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В процессе дидактической игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации (в научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения).
Содержательную основу программы составляют народные и театральные игры. Эти две большие группы игр обеспечивают разностороннее воздействовать на процесс развития младших школьников, позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи. Кроме того, используются и другие виды игровой деятельности: словесные и настольно-печатные игры, игры-забавы, игры-аттракционы, игровые тренинги и упражнения, соревнования, конкурсы. Познавательный аспект программы – это знакомство с малыми формами игрового фольклора, освоение знаний о народных и сезонных праздниках, школьных праздничных традициях.
Направление программы, ее новизна и актуальность
Программа «Играй-класс: школа юного затейника» имеет метапредметное содержание, тем самым оказывая разностороннее воздействие на развитие личности младшего школьника: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, оздоровительное.
Главной составляющей программы является ее социально-педагогический и воспитательный аспект: получая знания и навыки в области игровой культуры, учащиеся используют свой опыт в организации игр со сверстниками и младшими товарищами, в повседневной жизни.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных наклонностей ребенка: творческих, организаторских, лидерских.
Программа обобщает многолетний опыт автора по созданию детского коллектива, способного транслировать собственный игровой опыт через подготовку и проведение театрализованных игровых программ для младших товарищей.
Цель программы: создание условий для разностороннего развития и творческой самореализации младших школьников через приобщение к культуре игры.
В процессе реализации программы решаются следующие основные задачи:
Образовательные:
познакомить детей с разнообразием игр и возможностью использовать их при организации досуга;
дать представление об игровом фольклоре (считалки, дразнилки, пословицы, прибаутки, загадки и т.д.);
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств.
Развивающие:
активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
развивать у детей эмоционально-чувственную сферу, а также качества, необходимые для творческой деятельности (память, внимание, выразительная речь, наблюдательность, фантазия, воображение и др.);
содействовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
формировать положительное отношение к базовым культурным и духовно-нравственным ценностям;
создавать условия для приобретения опыта позитивного общения со сверстниками и младшими товарищами;
содействовать приобретению первоначального опыта самостоятельного общественно-значимого действия (научился сам – научи другого).
Мотивационные:
создавать комфортную доброжелательную атмосферу для совместной деятельности взрослых и детей, ситуацию успеха;
удовлетворять детскую потребность в игре.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-295 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Программа опирается на современные концепции воспитания детей и молодежи. Ее содержательный компонент разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской
Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2010-2015 гг.», где отражаются актуальные и перспективные задачи
обучения и воспитания молодежи в России.
Психолого-педагогической основой программы является отечественный опыт организации воспитательной деятельности, а также результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно - исторический и личностно - деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно - смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности «Играй-класс: школа юного затейника» требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 323 будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Программа предназначена для детей от 7 до 10 лет (1-4 классы).
Срок реализации - 3 года.
Количество учебных часов и режим занятий:
1-й год - 33 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).
Из них – 5 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)
2-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).
Из них – 3 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)
3-й год - 34 часа в год (1 раз в неделю по 1 академическому часу).
Из них – 4 нерегулярных (участие в игровых программах и праздниках)
Наполняемость групп: до 12 человек по каждому году обучения.
В соответствии с требованиями к организации внеурочной деятельности, занятия по программе проводятся не ранее, чем через час после уроков основного расписания. Продолжительность академического часа занятий соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут – в 1-м классе, 45 минут – во 2-м и 3-м классах.
Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися и способы их измерения
Реализация программы отражает приобретение  личностных и метапредметных результатов,  которые  могут быть представлены как:
результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, представлений (1-й год обучения);
результаты второго уровня - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (2-й год обучения);
результаты третьего уровня - получение школьником опыта самостоятельного социального действия (3-й год обучения).
Личностные результаты
Освоив программу, учащиеся будут
знать
правила безопасного поведения во время игр;
названия, содержание и правила народных и театральных игр;
малые формы фольклора: считалки, дразнилки, пословицы, прибаутки, загадки и т.д.;термины, используемые в игровой и театрализованной деятельности: правила игры, ведущий, водящий, шеренга, колонна, круг, врассыпную, шахматный порядок, страховка, пантомима, мимика, интонация, дикция, игровая программа, сценарий, режиссер, реквизит, декорации и др. иметь представление
о базовых культурных и духовно-нравственных ценностях народных и современных игровых традиций;
об основах актерского мастерства;
об игровой программе как театральном жанре;
о способах самоорганизации игрового досуга.

уметь
соблюдать правила безопасного поведения в игровой деятельности;
ориентироваться в пространстве игрового зала;
объяснить содержание и правила знакомой игры;
использовать малые фольклорные формы во время проведения игр;
пользоваться выразительными средствами речи, выполнять простейшие упражнения речевого тренинга;
мимикой, интонацией, жестами передавать различные эмоциональные состояния;
пользоваться сценическим костюмом, атрибутами и реквизитом;
выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств с помощью педагога и самостоятельно.
Получат развитие такие физические параметры, как ловкость, быстрота, выносливость, улучшатся показатели памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения и др. Воспитательный результат
Дети научатся
вступать в процесс общения, согласовывая свои действия, мнения с потребностями товарищей;
доверять, помогать и поддерживать участников игрового общения, применять свои умения при решении совместных задач;
оценивать результаты собственной деятельности и коллективной работы;
делиться своими чувствами, интересами, настроением;
проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание по отношению к участникам общения.
Будут совершенствоваться навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Школьники получат начальный опыт самостоятельного общественно-значимого действия (участие в подготовке и проведении игровой программы для младших товарищей).
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.     Регулятивные УУД:
определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий во время игр;
работать по предложенному педагогом плану;
давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы. 
   3. Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Способы и формы проверки результата освоения обучающимися программы:
Собеседование (начало учебного года);
Педагогическое наблюдение (в процессе занятий, выступлений);
Самооценка (в процессе занятий, по просьбе педагога);
Отзывы детей и родителей (устные и письменные);
Коллективное обсуждение работы (после репетиции, выступления);.Анкетирование (в конце 2-го и 3-го года обучения);
Тестирование (в конце 1-го и 2-го годов обучения);
Творческая практика (проведение игр на занятиях и в игровой программе).
Способы фиксации результата:
Карта педагогического наблюдения
Анкета-опросник
Результаты тестирования
Фото и видео отчет, мультимедийная презентация о занятиях и творческой практике
У детей – тетради с записями игр.
Учебный план
Год обучения Количество часов
Теория Практика Всего
1-й 6 27 33
2-й 5 29 34
3-й 5 29 34
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п Наименование тем 1 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Играй - класс: что это такое? 0,5 3,5 4
1.1 Школа затейников в стране Нескучалии(введение в программу, собеседование) 0,5 0,5 1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию и сплочение коллектива) - 1 1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) - 1 1
1.4 «Посвящение в первоклассники» - 1 1
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть! 2 10 12
2.1 Подвижные игры 0,5 2,5 3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки 0,5 1,5 2
2.3 В слова и со словами 0,5 2,5 3
2.4 Игры-соревнования 0,5 2,5 3
2.5 Здравствуй, Новый год! - 1 1
3. Так играли еще в старину 2 7 9
3.1 Русские народные игры 1 3 4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) 1 2 3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» - 1 1
3.4 «Сударыня-масленица» - 1 1
4. Сам себе затейник 1 6 7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) 0,5 1,5 2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) 0,5 3,5 4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» - 1 1
6. Итоговое занятие 0,5 0,5 1
ИТОГО 6 27 33
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п Наименование тем 2 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Новости играй-класса0,5 0,5 1
2. Сам себе поставь «пятерку»!
(развивающие игры) 2 13 15
2.1 Игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности 0,5 2,5 3
2.2 Игры и упражнения на развитие речи 0,5 2,5 3
2.3 Игры на развитие творческой фантазии 0,5 2,5 3
2.4 Сценки-малютки 0,5 2,5 3
2.5 Игры вокруг елки - 2 2
2.6 Здравствуй, Новый год! - 1 1
3. Так играли еще в старину 2.5 7,5 10
3.1 Игры народов мира 1 3 4
3.2 Вокруг земного шара (малые формы фольклора народов мира) 1 2 3
3.3 Что такое игровая программа. Готовим программу вместе. 0,5 0,5 1
3.4 «Несмеяна, не плачь» - 1 1
3.5 «Сударыня-масленица» - 1 1
4. Сам себе затейник: день рождения – своими руками! - 6 6
4.1 Мастерская сказки (театр-экспромт) - 2 2
4.2 Игры-аттракционы - 2 2
4.3 Игры с карточками и картинками - 2 2
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» - 1 1
6. Итоговое занятие - 1 1
ИТОГО 5 29 34
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п Наименование тем 3 год обучения
Количество часов
Теория Практика Всего
1. Нынче мы – выпускники 0,5 0,5 1
2. Сам себе поставь «пятерку»!
(развивающие игры) 1 5 6
2.1 Смотрю и слушаю внимательно (игры на развитие слухового и зрительного внимания) - 1 1
2.2 Запомню все! (игры на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти) - 1 1
2.3 Говорю четко и выразительно (игры на развитие речи) - 2 2
2.4 Я на сцену выхожу (правила поведения на сцене, работа с микрофоном) 0,5 - 0,5
2.5 Праздник «Посвящение в первоклассники»
(репетиции участия в качестве ведущих) 0,5 0,5 1
2.6 Проведение праздника «Посвящение в первоклассники» - 1 1
3. Превращаемся, перевоплощаемся
(театральные игры) 1 6 7
3.1 Жест, мимика, пантомима…а что это? - 1 1
3.2 Играем в театр (сказка - пантомимой) - 2 2
3.3 Новогодние игры и забавы для классной вечеринки 1 2 3
3.4 Здравствуй, Новый год! - 1 1
4. Отличники играй-класса 1 7 8
4.1 Знаешь ли ты русские народные игры? - 1 1
4.2 Конкурс знатоков малых форм русского фольклора - 1 1
4.3 Репетиция и коллективное проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников 1 4 5
4.4 «Сударыня-масленица» - 1 1
5. Сам себе затейник: игры на улице 1,5 8,5 10
5.1 Ловишки, салки, догонялки 0,5 2,5 3
5.2 Школа прыжков 0,5 1,5 2
5.3 Скачи, скачи, мячик! 0,5 2,5 3
5.4 Веселые состязания - 1,5 2
6. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» - 1 1
7. Итоговое занятие - 1 1
ИТОГО 5 29 34
Содержание программы 1-го года обучения
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР Кол-во часов
теория/
практика/всего
1. Играй - класс: что это такое? 0.5/3,5/4
1.1 Школа затейников в стране НескучалииТеория: Краткое содержание программы, цель и задачи. Законы коллектива.
Техника безопасного поведения в игровой деятельности.
Практика: просмотр презентации. Беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по тематике программы Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. М/м презентация
«Школа затейников в стране Нескучалии» 0,5/0,5/1
1.2 Будем знакомы (игры на знакомство, организацию учебного процесса) Практика: «Снежный ком», «Ветер дует», «Послушаем тишину Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
1.3 Без старания нет внимания! (игры на развитие внимания) Практика:
«Вста-ли! Се-ли!», «Голова, плечи..», «Золотая рыбка», «Пожалуйста», Слушать и понимать речь других. Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. -/1/1
1.4 «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в интерактивном празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
2. Мы-веселые ребята, любим бегать и играть! 2/10/12
2.1 Подвижные игры Теория: объяснение содержания и правил игры
Практика:
«Мы веселые ребята», «Воробьи и вороны», «У медведя во бору», «Мышеловка» Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Работать по предложенному педагогом плану. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 0,5/2,5/3
2.2 Забавы, шутки и разные штучки Теория: объяснение содержания и правил игры
Практика:
«Пропавшая табуретка», «Шнур под стулом», «Воробей, чирикни» 0,5/1,5/2
2.3 В слова и со словами Теория: объяснение содержания и правил игры
Практика: «Летела ворона», «Испорченный телефон», «Птицы, рыбы, звери», «Винегрет», «Как на пишущей машинке» 0,5/2,5/3
2.4 Игры-соревнования Теория: объяснение содержания и правил игры
Практика:
«Тише едешь – дальше будешь», «Рассыпался горох», «Мотальщики».
«Стул есть, да никак не сесть», «Удочка» 0,5/2,5/3
2.5 Здравствуй, Новый год! Практика: участие в школьном новогоднем празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/1/1
3. Так играли еще в старину 2/7/9
3.1 Русские народные игры Теория: объяснение содержания и правил игры
Практика: «Гуси-гуси», «Краски», «Я садовником родился», «Колечко», «Горшки» Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. Игры древней Руси
http://www.pravilaigr.ru/histor_igr_drevney_rusi.php
1/3/4
3.2 Делу время – и потехе час! (малые формы фольклора) Теория:
Рассказ о загадках, потешках, пословицах.
Практика:заучивание наизусть потешек, прибауток , считалок («Огурцы-молодцы», «Ваня-простота» и др.)-по 3 каждого вида образцов детского фольклора. Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Работать по предложенному педагогом плану 1/2/3
3.3 «В гостях у тетушки Арины» Практика: участие в игровой программе, подготовленной педагогом и старшими школьниками. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
3.4 «Сударыня-масленица» Практика: участие в школьном празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) М/м презентация «Русский праздник – широкая масленица» -/1/1
4. Сам себе затейник 1/6/7
4.1 Крибле, крабле, бумс! (игры на развитие фантазии и воображения) Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика: «Дразнилка», «Превращения палочки, «Море волнуется», «Магазин игрушек» Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Слушать и понимать речь других. 0,5/1,5/2
4.2 Играй со мной, играй, как я! (любимые игры проводим сами) Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика:
самостоятельное проведение любимых игр (по желанию детей)
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других 0,5/3,5/4
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: участие в итоговом школьном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -/1/1
6. Итоговое занятие Теория: постановка цели, объяснение по выполнению теста Практика: выполнение тестов на усвоение теоретической части программы Работать по предложенному педагогом плану. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы. 0,5/0.5/1
Содержание программы 2-го года обучения
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР Кол-во часов
теория/
практика/
всего
1.1 Новости играй-классаТеория: Краткое содержание программы 2-го года, цель и задачи..Техника безопасного поведения в игровой деятельности и во время выступлений на сцене.
Практика: просмотр видео- и фото материалов. Беседа о том, как провели лето, в какие игры играли Слушать и понимать 
речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. 0,5/0,5/1
2 Сам себе поставь «пятерку»! (развивающие игры) 2/13/15
2.1 Игры на развитие памяти, внимания, наблюдательности Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика: «Фотографы»,
«Школа сыщиков», «Горячо-холодно» Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 0,5/2,5/3
2.2 Игры и упражнения на развитие речи Теория: постановка задач, план действий Практика: разучивание скороговорок.
Аукцион скороговорок.
Слушать и понимать речь других. Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 0,5/25/3
2.3 Игры на развитие творческой фантазии Теория: объяснение задания, постановка задач, план действий Практика: «Сочиняем сказку», «Угадай, что я делаю», «Превращения платка». Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. 0,5/25/3
2.4 Сценки-малютки Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий
Практика: инсценирование диалогов, коротких рассказов, стихов Работать по предложенному педагогом плану. 0,5/25/3
2.5 Игры вокруг елки Практика: «Заморожу», «Снежинки», «Медведь, что ешь?», «Хвостики» Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) -/2/2
2.6 Здравствуй, Новый год! Практика: участие в интерактивном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -/1/1
3. Так играли еще в старину 2,5/7,5/10
3.1 Игры народов мира Теория: объяснение содержания и правил игры
Практика:
«Здравствуй, охотник!» , «Хлебчик», «Поезда»,
Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. М/м презентация «Игры народов мира» 1/3/4
3.2 Вокруг земного шара (малые формы фольклора народов мира) Теория:
рассказ педагога
Практика:
разучивание считалок, загадок (по 3 каждого вида) Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Работать по предложенному педагогом плану Из истории игр
http://www.pravilaigr.ru/histor.php 1/2/3
3.3 Что такое игровая программа. Готовим программу вместе. Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика: участие в подготовке игровой программы Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 0,5/0,5/1
3.4 «Несмеяна, не плачь!» Практика: коллективное участие в игровой программе в качестве организаторов игр Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) -/1/1
«Сударыня-масленица» Практика: участие в школьном празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) -/1/1
4. Сам себе затейник: день рождения своими руками! -/6/6
4.1 Мастерская сказки (театр-экспромт) Практика: сочинение истории на тему «в одной волшебной сказке, а может, и не в сказке…». Разыгрывание в жанре «театр-экспромт» Работать по предложенному педагогом плану Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других. -/2/2
4.2 Игры-аттракционы Практика:
самостоятельное проведение любимых игр
-/2/2
4.3 Игры с карточками и картинками Практика: «Эрудит», «Крокодильчик», «Тик-так-бум!» -/2/2
5. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: участие в итоговом школьном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -/1/1
6. Итоговое занятие Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика: Анкета для оценки уровня школьной мотивации
Н. ЛускановойРаботать по предложенному педагогом плану. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы. 0,5/0.5/1
Содержание программы 3-го года обучения
№ п/п Наименование блоков и тем Содержание УУД ЦОР Кол-во часов
теория/
практика/всего
1.1 Нынче мы - выпускники Теория: Краткое содержание программы 3-го года, цель и задачи.
Техника безопасного поведения в игровой деятельности и во время выступлений на сцене. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. ЛускановойПрактика: просмотр видео- и фото материалов. Беседа о том, как провели лето, в какие игры играли Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. 0,5/0,5/1
2 Сам себе поставь «пятерку»! (развивающие игры) 1/5/6
2.1 Смотрю и слушаю внимательно (игры на развитие слухового и зрительного внимания) Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика:
«Летает-не летает», «Съедобное-несъедобное», «Звукоуловители», «Что изменилось» Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятия и следовать им. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -/1/1
2.2 Запомню все! (игры на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти) Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика:
«Что звучало», «Парочки», «Волшебный мешочек» Слушать и понимать речь других. Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. -/1/1
2.3 Говорю четко и выразительно (игры на развитие речи) Практика: участие в празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. -/2/2
2.4 Я на сцену выхожу (правила поведения на сцене, работа с микрофоном) Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. 0,5/-/0,5
2.5 Праздник «Посвящение в первоклассники»
(репетиции участия в качестве ведущих) Теория: читка сценария, пояснения. Распределение ролей
Практика: участие в репетиции к празднику Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) 0,5/0,5/1
2.6 Проведение праздника «Посвящение в первоклассники» Практика: участие в интерактивном празднике (организация игр с залом) -/1/1
3. Превращаемся, перевоплощаемся (театральные игры) 1/6/7
3.1 Жест, мимика, пантомима…а что это? Теория: термины, объяснение содержания и правил игры
Практика:
«Где мы были, мы не скажем», «За стеклом» Проговаривать последовательность действий во время игр. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. -/1/1
3.2 Играем в театр (сказка - пантомимой) Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий
Практика:
«Репка», «Колобок» Определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога. Работать по предложенному педагогом плану -/2/2
3.3 Новогодние игры и забавы для классной вечеринки Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий Практика: подобрать и провести игры со сверстниками Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 1/2/3
3.4 Здравствуй, Новый год! Практика: участие в школьном празднике Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Работать по предложенному педагогом плану. Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) -/1/1
4. Отличники играй-класса 1/7/8
4.1 Знаешь ли ты русские народные игры? Практика: Работать по предложенному педагогом плану Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать 
речь других. -/1/1
4.2 Конкурс знатоков малых форм русского фольклора Практика:
Разгадывание загадок, «Пословица рассыпалась», «Аукцион скороговорок»
-/1/1
4.3 Репетиция и коллективное проведение игровой программы «В гостях у тетушки Арины» для первоклассников Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий
Практика:
проведение знакомых русских игр (работа в парах) 1/4/5
4.4 «Сударыня-масленица» Практика: участие в школьном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. -/1/1
5. Сам себе затейник: игры на улице 1,5/8,5/10
5.1 Ловишки, салки, догонялки Теория: объяснение содержания, постановка задач, план действий
Практика: «Горный козел»
«Бояре» ,«Гори-гори ясно!» и др. (см. Приложение 1)
Проговаривать последовательность действий во время игр. Работать по предложенному педагогом плану. Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. 0,5/2,5/3
5.2 Школа прыжков 0,5/1,5/2
5.3 Скачи, скачи, мячик! 0,5/2,5/3
5.4 Веселые состязания -/1,5/2
6. Итоговый школьный праздник «Оккервильская корона» Практика: участие в итоговом школьном празднике Давать (совместно с педагогом и другими учениками) эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях. -/1/1
7. Итоговое занятие Практика: «Выпускной экзамен для юных затейников»: анкетирование «Что я узнал и чему научился» Работать по предложенному педагогом плану. Перерабатывать полученную информацию: делать
 выводы. -/1/1
Методические рекомендации к реализации программы

Естественная привлекательность игровой деятельности для ребенка младшего школьного возраста служит основанием для формирования устойчивой мотивации к занятиям. Играя, школьники отдыхают от регламентированной урочной деятельности.
Практика показывает: играть любят все дети. Однако многим из них очень сложно внятно объяснить правила игры, даже самой простой. Не всем свойственны и организационные способности, лидерские качества. Именно в этом и заключается определенная сложность в реализации программы «Играй-класс: школа юного затейника».
Освоение содержания программы осуществляется на основе следующих методических принципов:
Непрерывность и преемственность различных этапов (ступеней) обучения;
Вариативность программы, адаптация к способностям и возможностям каждого обучающегося;
Свобода выбора ребенком игровой деятельности и степени участия в коллективных выступлениях;
Личностно ориентированный подход к обучающимся, выявление и поддержка одаренных детей.
Программа имеет три смысловые линии – образовательную, социальную и досуговую. В соответствии с этим выстроено содержание деятельности детей и педагогическое руководство этой деятельностью.
Образовательная составляющая представляет собой освоение детьми культурологической информации (знакомство с народными играми, малыми формами фольклора, праздничной культурой, основами актерского мастерства), а также развитие физических качеств и психических процессов обучающихся (сила, ловкость, выносливость, быстрота, смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля, стремление к победе и др.). Основная организационная форма образовательного процесса – коллективное занятие.
Традиционные структурные компоненты занятия:
Вводная беседа, постановка цели.
Игротренинг творческих способностей: внимания, памяти, наблюдательности, фантазии.
Изложение педагогом новой темы, упражнения, игры, творческие задания.
Знакомая игра по желанию детей.
Подведение итогов занятия.
Программа предполагает разнообразные формы деятельности детей в учебном процессе:
беседа-диалог;
игра;
тренинг;
упражнение;
театр-экспромт;
импровизация;
творческое задание;
соревнование;
конкурс;
тестирование и др.
Основная форма деятельности детей на занятии – игровая. Руководство игрой предъявляет к педагогу следующие требования:
точность постановки задачи;
четкость объяснения содержания и правил проведения игры;
соответствие игры возрасту, уровню развития и интересам детей;
соответствие игры общему направлению деятельности объединения и задачам конкретного занятия;
эмоциональность и заинтересованность самого педагога в процессе игры;
вариативность, повторяемость и сменность игрового репертуара.
Методы, используемые педагогом в процессе организации работы на занятиях:
Фронтальный - одновременная работа всех учащихся (игры, упражнения);
Индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы в процессе занятия;
Групповой и индивидуальный - организация работы в малых группах, парах, индивидуальные задания (придумывание сценок, репетиции, выступления).
В процессе организации игровой деятельности педагог учит детей вступать в процесс общения, согласовывать свои действия, мнения с потребностями товарищей, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, решать конфликтные ситуации.
Руководство игровой деятельностью имеет свои особенности. Оно требует от педагога большого такта. Нажим и диктат здесь неприемлемы. И детям, и педагогу можно добиться успеха лишь в том случае, когда они выступают равноправными партнерами в игровой деятельности. При этом с обеих сторон присутствует желание играть. Эмоциональный комфорт – главное условие естественного поведения детей. Этого и нужно добиваться педагогу, реализующему программу. Взрослый должен стремиться к тому, чтобы позитивные отношения, складывающиеся в процессе игры, закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. С этой целью игра может использоваться как на занятиях, так и в повседневной жизни младшего школьника - на переменах, на прогулке, в досуговой деятельности.
Игровой и фольклорный материал может заменяться педагогом, работающим по программе, по своему усмотрению, т.к. появляется много современных игр. Их описание доступно (смотри Приложение 2). Желательно сохранить последовательность разделов и тем, которые подчиняются определенной логике (от простого – к сложному) и привязаны к календарным событиям школьной жизни («Посвящение в первоклассники», новогодние праздники, Масленица).
Социальная составляющая программы выражается не только в освоении детьми коммуникативных навыков. В большей мере она реализуется в процессе подготовки и проведения игровых театрализованных программ для младших товарищей, где «старшие» получают первый опыт общественно-полезного, бескорыстного действия: научился сам – научи другого.
Игровая программа напоминает интерактивное театральное действо, однако, по сравнению с ним, предполагает наиболее простую схему взаимодействия юных «актеров» с аудиторией. Педагог – главный ведущий программы, он держит под контролем сюжетную линию и при необходимости приходит на помощь «юным затейникам», задача которых – провести одну из игр с аудиторией (первоклассниками). Обычно игровая программа включает в себя 5-6 игр, а также загадки, считалки, приговорки. Задача ведущего - «затейника» - научиться четко и ясно рассказывать правила игры, а затем следить за их выполнением, использовать, если это уместно, малые формы игрового фольклора. В процессе подготовки и репетиций каждый ведущий - «затейник» имеет возможность выбрать игру, которую он хотел бы провести, и помощника (товарища по группе, не задействованного в данной программе). Помощник выносит реквизит, страхует играющих. Таким образом, вся группа «старших» участвует в проведении игр для «младших».
Подготовка и проведение игровой программы требует от юных затейников применения своих умений при решении совместных задач. Они учатся оценивать результаты коллективной деятельности, делиться своими чувствами, интересами, настроением, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Не регламентируемой (досуговой) частью программы является участие обучающихся в школьных праздниках и игровых программах (если они не являются непосредственными организаторами и ведущими - «затейниками» в них).
Программа предполагает 3 этапа реализации. Этапы соответствуют годам обучения и имеют свои особенности.
Работа на первом году занятий строится на базе развивающих методик. Побуждая детей к активности в игре, педагог устанавливает эмоциональный контакт в группе, изучает индивидуальные особенности детей, формирует интерес к занятиям. На этом этапе у занимающихся вырабатываются навыки работы в группе, осуществляются первые попытки творческого самовыражения в театральной игре. Вместе с тем формируются личностные качества: память, речь, внимание, воображение, мышление и др. Педагог помогает ребенку осознать свою индивидуальность, обеспечивает возможности освоения учебного материала в индивидуальном темпе. Наряду с игрой активно используется диалог педагога с учащимися. Темой для диалога может стать событие из жизни детей, детские переживания, мысли и чувства. Цель педагога – поддерживать положительное самоощущение детей, формировать у них представления о собственных возможностях и способностях. На этом этапе первоклассники получают представление об игровой программе, которую проводят с ними «старшие» - ученики 3-го класса.
На втором году обучения знания и навыки детей углубляются и расширяются. В театральных играх, тренингах, упражнениях учащиеся овладевают различными техниками работы над собой (знают, как тренировать терпение, выдержку, добиваться четкой артикуляции, поддерживать в «рабочем состоянии» голос и другое). Через тренинг общения развивается чувство партнера, согласованность, взаимодействие, навыки общения на невербальном уровне, тренируется умение вести диалог, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми.
Большую часть времени педагог уделяет развитию у обучающихся организаторских навыков: дети учатся внятно объяснять правила игры, вовлекать в игру сверстников, добиваться выполнения ими правил. Это происходит на занятиях. Когда педагог просит самостоятельно провести любимую игру.
Игровой материал в программе подобран таким образом, чтобы каждый ребенок мог воспользоваться полученными знаниями. Например, составить развлекательную программу празднования собственного дня рождения (подборка игр – в Приложении 2). Уже на этом этапе обучения в детском коллективе выявляются свои лидеры, обладающие организаторскими способностями, и те, кто просто любит играть.
Третий год обучения – этап активной творческой самореализации, когда происходит отбор умений и навыков для участия в практической деятельности (творческом проекте) – как индивидуальной, так и коллективной.
«Лидеры» пробуют себя в роли сценаристов, режиссеров, исполнителей ролей игровой программы. Другие же участники группы охотно им помогают. Так, в игровой программе «В гостях у тетушки Арины» педагог распределяет обучающихся на пары (лидер и помощник). Таким образом, реализуется индивидуальный подход. В процессе такой совместной работы закрепляются навыки самодисциплины, взаимопомощи. Практический результат - создание игровых программ, выступления на концертах в роли ведущих, участие в инсценировках и др.
Выступления в игровой программе на данном этапе обучения стимулируют активность детей, способствуют развитию чувства ответственности за общее дело, умение соподчинять свое желание общей цели. К участию в игровой программе могут привлекаться родители обучающихся.
Часть занятий на 3-м году обучения проводится на пришкольной территории – игровой площадке, стадионе (раздел учебно-тематического плана «Сам себе затейник: игры на улице»). Ссылки на подборку игр даны в Приложении 2.
Методический комплекс (см. Описание учебно-методического комплекса) программы включает в себя авторские разработки: игры, упражнения, игровые приемы, сценарии театрализованных занятий, игровых программ, праздников. Материально- техническое обеспечение реализации образовательной программы:
Необходимым условием успешной реализации программы является наличие:
просторного помещения, не загроможденного мебелью;
пришкольной игровой площадки или стадиона;
звуковоспроизводящей аппаратуры, фонотеки;
компьютера и интерактивной доски или экрана и видеопроектора;
возможности отрабатывать практические навыки на сцене (организация концертов, игровых программ);
Желательно, чтобы была возможность записи на видеокамеру занятий и выступлений детей для последующего их анализа.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий, в расчете на каждого обучающегося.
Стулья по количеству занимающихсяПовязки на глаза (6 шт.)
Небольшие игрушки (10 шт.)
Мяч надувной (1 шт.)
Карманные зеркала (12 шт.)
Сценические костюмы (русские народные) - не менее10 комплектов.
Тетрадь, ручка на каждого ребенка.
Реквизит к игровой программе «В гостях у тетушки Арины» (сундучок, лапоть, колечко, 5 поленьев, гладко струганые палки (3шт), глиняный горшочек)Организационно-педагогические ресурсы
По программе может работать учитель или педагог дополнительного образования, владеющий знаниями возрастной психологии младших школьников, умеющий завоевать доверие и авторитет обучающихся.
Литература в адрес педагога, учащихся, родителей
Гурин, Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. Энциклопедия игр./ Ю.В.Гурин, Г.Б.Монина. – Санкт-Петербург: Сфера. – 2008. – 256 с.
Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе/ Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. – Москва: Школьная пресса, 2000. – 95 с.
Назарова, А.Т. Игротренинг. Методичнское пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста /А.Т.Назарова. - Санкт-Петербург: Типография ОФТ, 2003. – 103 с.
Покровский, Е.А. Детские игры. Преимущественно русские /Е.А.Покровский. – Москва: Терра, 1997. – 413 с.
555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников /Составители А.Г.Бочарова, Т.М.Горева, В.Я.Окунь. – Москва: Юнвес. – 2001. – 382 с.
Энциклопедия развивалок. – Москва: Эксмо, 2012. – 238 с.
Описание учебно - методического комплекса
Компоненты УМК Для педагога, учащихся и родителей
Методико-прикладные средства
Информационные, справочные материалы. «Какие бывают театры». - М.: Школьная пресса, 2011
Островский С.Л., Усенков Д.Ю. «Как сделать презентацию к уроку».- Фестиваль педагогический идей «Открытый урок», электронное издание «Первое сентября», 2011. Инструкция по технике безопасности.
Научная, специальная, методическая литература. Гиппиус С.В. «Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств» - СПб: Издательство "Речь", 2001
Тематические методические пособия, разработки. «Театрализованные игры» Тематическая папка.
«Сочинение волшебной сказки» Методический материал.
«Технология проведение мониторинга образовательной деятельности». Методическая разработка.
Учите детей пластической образности!
(для школьных театров)
Дидактические игры. «Эрудит», «Тик-так, бум!», «Друдлы» (упражнения на развитие креативности)
Таблицы, схемы, плакаты, картины, фотографии, портреты. «Угадай мимику» (подбор иллюстраций)
Кроссворд «Знаток театра»
«Ловкость языка» (наглядный материал по скороговоркам)
Раздаточный материал (Карточки, образцы работ, памятки и др.) Карточки
«Скороговорки»
«Пословица рассыпалась»
Кино - видео - мультимедийные материалы, аудиозаписи, Видео презентации «Школа затейников в стране Нескучалии» «Так играли еще в старину», «Русский праздник – широкая масленица», «Игры народов мира»
Электронные ресурсы Из истории игр
http://www.pravilaigr.ru/histor.phpИгры древней Руси http://www.pravilaigr.ru/histor_igr_drevney_rusi.phpКонспекты занятий. Конспект открытого занятия «В гостях у тетушки Арины»
Разработка занятия по развитию двигательных навыков (сценическое движение) для обучающихся 7-11 лет
Сценарии Праздник «Посвящение в первоклассники»
«Сударыня-масленица»
Обобщенный опыт (Фото, рефераты, и др.) Фотоотчет «Творческий проект «Игры русского дома»
Психолого-педагогическая диагностика личности
Анкеты «Что я узнал и чему научился»
Тесты На освоение теоретического материала программы
Опросники «Что ты знаешь об игре»
«Твое самочувствие на сцене»
Диагностические карты «Выявление образовательных потребностей обучающихся»
Тематические, авторские, комплексные методики Методика «Карта интересов»
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. ЛускановойПамятки «Законы коллектива» (для детей)
Психолого-педагогическая диагностика коллектива
Опросники «Партнерское взаимодействие семьи и школы» (для родителей)
Игры «Мышка в клетке», «Слепец и поводырь», «Взгляды»
Диагностические карты Карта наблюдений «Психолого-педагогическая характеристика обучающихся»
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня
«Образовательные потребности обучающихся»
Тематические, авторские, комплексные методики Методика «Образовательные потребности обучающихся»
Методические разработки «Итоговые испытания на получения «Сертификата качества» (выявление качества усвоения образовательного компонента программы)
Нормативные и методические основы внеурочной деятельности:
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
ФГОС НОО (утверждены приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);
ФГОС ООО (утверждены приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
СанПиН 2.4.2. 2821–10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-295 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Локальные акты по организации внеурочной деятельности в ОУ
Электронные информационно-образовательные ресурсы
Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ http://vestnik.edu.ru/Внеурочка.ру http://vneurochka.ru/menu1/dir1
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/glossary/
Информационно-методический журнал «Внешкольник»
http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
http://273-фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe-obrazovanieМетодкабинет. РФ. Всероссийский педагогический портал http://методкабинет.рф/Программы дополнительного образования
http://dopedu.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya/Служба поддержки участников образовательного процесса
http://www.usperm.ru/library/law/1082-prikazФедеральный информационно-методический портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/rssОбразовательная пресса
Учительская газета
Газета «Первое сентября»
Газета «Начальная школа»
Приложение 1
Описание некоторых игр, используемых в программе
Подвижные игры
«Воробьи и вороны»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
"День-ночь"
Игра начинается с выбора водящего, который отворачивается от остальных игроков и произносит слово "День".
В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное условие - нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово "Ночь". 
В это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не "спит", то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок выбывает из игры (либо становится водящим, зависит от количества игроков).
Самым "интересным" было продолжать двигаться за спиной у водящего (чтобы он не заметил) даже "днем" или рассмешить игрока напротив, вынудив его проиграть, опять же так, чтобы не заметил водящий. Водящий же может называть" День и Ночь "в любой последовательности и в любом порядке, путая игроков и заставляя их ошибаться.
Русские народные игры
«Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
 - Кто там?
 - Покупатель.
 - Зачем пришел?
 - За краской.
 - За какой?
 - За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше     красок.
«Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:          Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.
"Колечко"Игроки садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Водящий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные лодочкой руки и приговаривая:"Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю" и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит:"Колечко-колечко, выйди на крылечко!" При этих словах отмеченный игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому отмеченный старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.
"Али-баба"
По правилам игры участники делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии пять - семь метров. Игру начинает одна из команд словами: "Али-баба!" Вторая команда хором отвечает: "О чем слуга" Вновь говорит первая команда: "Пятого, десятого, Ваню нам сюда!" При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т.е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.
Игры народов мира
"Поезда"
Аргентинская игра для семи и более человек. Перед игрой участники делятся на водящего "паровоз" и остальных игроков "вагоны". На большой площадке игроки, каждый себе "строят депо" очерчивая небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного игрока к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим паровозом.
"Шарик в ладони"
Игра из Бирмы, в которую, играют не менее шести игроков с одним шариком или камешком. Игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30 - 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь. Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и тогда игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.
Игры-соревнования
«Паровозик»
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая  закончившая передвижение.
«Белые медведи»
Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются «запятнать» бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т. д., и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.
«Петушиный бой»
Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.
Игры – забавы
«Донести рыбку»
Дети делятся на две команды. На линии старта двум игрокам вручается по две удочки длиной в 1 метр. На конце каждой удочки кладется фанерная рыбка. Удочки держатся одна в правой руке, другая – в левой. Участники должны пронести и опустить «рыбок» в спасательный круг, который находится на линии старта на расстоянии 8-10 метров. Играющие начинают движение одновременно по сигналу судьи. Уронивший «рыбку» должен тут же положить ее на удочки и двигаться дальше. Выигрывает та команда, которая раньше опустит «рыбок» в круг.
«Повяжу я шелковый платочек»
Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10-15 надувных шаров, которые разрисованы  под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та команда, которая быстрее повяжет платочки.
Игры на площадке
«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету».
«Горный козел» (таджикская)
Играющие собираются на площадке. Двух, трех детей назначают охотниками, а остальные – «горные козлы». Дети, изображающие «горных козлов», ходят или бегают по площадке. По сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (салят их мячиками). Осаленный «горный козел» садится на скамейку. Это означает, что он пойман. Правила игры: В одного игрока могут бросить мяч сразу два охотника.
«Хлебчик» (украинская)
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.
 - Пеку-пеку хлебчик! (кричит хлебчик)
 - А выпечешь? (спрашивает последняя пара)
 - Выпеку!
 - А убежишь?
 - Посмотрю!
С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком. Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.
«Волк и ягнята» (бурятская)
Выбираются: один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» -
«Чтобы вас всех съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а «овца» загораживает их. Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.
"Тише едешь-дальше будешь"
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.
Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: "Тише едешь - дальше будешь. Стоп!" Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно, и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.
Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.
"Светофор"
Для игры выбирается площадка и определяется водящий. На площадке чертят две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Игроки должны построиться за одной из линий. Водящий становится между линиями, примерно посередине спиной к играющим. Далее он называет какой-нибудь цвет и игроки должны начать переходить за другую линию. Если у игроков присутствует названный цвет в одежде, то они спокойно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет у игрока, то он должен убегать от водящего. Если водящий запятнал игрока "без цвета", то тот становится не его место.
Такая игра хорошо развивает зрительную память и внимание.
«Увернись от мяча»
На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее  выбьет соперников.
"Штандер-стоп"
Для игры нужно не меньше четырёх игроков и мяч. Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга, который образуют остальные игроки.
Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша" Тот, чьё имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: "Штандер-стоп!" Все замирают на месте. Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Дальше игрок начинает говорить, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока. Шаги такие:
*гигантские - шаг на весь размах ноги
*человеческие - обычные шаги
*лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой
*муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)
*зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге
*утиные - шаги вприсядку
*лягушка - прыжок
*верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул
Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: "До Маши 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.
«Перехватчики»
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине, лицом к детям, находится водящий. Дети хором произносят:
Мы веселые ребята.
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
«Мельница»
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее двух метров друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и    т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним
Приложение 2
Подборка подвижных игр на школьной площадке (во дворе, в лагере и т.д.)
Сова (день-ночь) http://www.psyoffice.ru/4-0-113.htmПалочка – выручалочкаhttp://www.psyoffice.ru/4-0-656.htmБыстрый поезд http://www.psyoffice.ru/4-0-5175.htmПрыгунки http://www.psyoffice.ru/4-0-5169.htmКлассики http://www.psyoffice.ru/4-0-5416.htmЗолотые ворота http://www.psyoffice.ru/4-0-5332.htmВызов http://www.psyoffice.ru/4-0-563.htmЛовишки с приседанием) http://www.psyoffice.ru/4-0-5395.htmПятнашки http://www.psyoffice.ru/4-0-726.htm12 палочек http://www.psyoffice.ru/4-0-3815.htmЗдравствуй, догони! http://www.psyoffice.ru/4-0-505.htmСолнце http://www.psyoffice.ru/4-0-491.htm
Ключи (нар.) http://www.psyoffice.ru/4-0-5395.htmПодборка игр в семейном кругу
Затейник (внимание, фантазия) http://www.psyoffice.ru/4-0-606.htmПочта http://www.psyoffice.ru/4-0-734.htmДжунгли http://www.psyoffice.ru/4-0-2736.htm
Маски http://www.psyoffice.ru/4-0-2736.htmИдет, идет к нам Дед Мороз http://www.psyoffice.ru/4-0-2736.htmРигу-рагу http://www.psyoffice.ru/4-0-635.htm
Неподвижная картина http://www.psyoffice.ru/4-0-4577.htmКрокодил http://www.psyoffice.ru/4-0-1738.htmТеатр-экспромт http://www.psyoffice.ru/4-0-2645.htmПриложение 3
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)
Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса оценка за 1-й ответоценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
http://www.psyoffice.ru/