Конспект урока по окружающему миру на тему Лес и человек (4 класс)

Разработка урока по окружающему миру для 4 класса
Система учебников (УМК): «Школа России»
Авторы: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Учитель: Ноздрунова Полина Александровна
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа №2121


Лес и человек.

Цели.
Сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы.
Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Лес и человек», карточки с заданиям.

Ход урока.

Орг.момент.
Работа по теме (постановка целей урока).
- Начнем мы наш урок со стихотворения С. Никулиной «Русский лес».
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.

Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.


- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
(В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)
- Как же будет звучать тема нашего урока? (Лес и человек.) Слайд 1.
- Как вы думаете, какие цели нашего урока мы с вами сегодня раскроем? (Какова роль леса в жизни человека и природы, какие экологические проблемы леса связаны с человеком, какая ведется охранная деятельность людей.)
- Это стихотворение поможет нам выяснить роль леса. Самостоятельное чтение.
Слайд 2.
- Чем же является лес для человека? (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь»)
- Что значит лес «излечит», т.е. почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, грибы, орехи, чистую воду: «накормит русский лес», «нагнусь к нему напиться»
- А как лес может «обогреть»? (Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу.)
Вывод. Значит, лес для человека лес – это источник топлива.
- Посмотрите вокруг, на свои парты, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, оконные рамы, книги, тетради, карандаши, линейки)
- Найдите строчки в стихотворении, что ждет и видит человек в лесу? «Нас ждут в лесу рябинка, орехи и цветы. Душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну»
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? (Они там растут. Это их дом.)
- Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для животных.)
Вывод. Значит, лес – это дом для растений, животных, грибов.
- Посмотрите, какова роль леса, но это еще не все! Давайте, заглянем в учебник и найдем, в чем же еще заключается роль леса. Учебник с. 106-107.
- Какие роли выполняет лес? (Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)
- Чем является лес для воздуха? Защитник.
- Для чего еще лес – защитник? Лес – защитник водоемов и почв.
- Как лес защищает водоемы, почвы? Там, где растет лес, не мелеют реки, он «питает» их. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.
Подведем итог. Слайд 2.
- Так какое же значение имеет лес для человека?

Физкультминутка.
Работа в группах.
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
- Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и за отведенное время (5-7 минут) должна будет подготовить небольшое выступление.

1 группа
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
Н. Некрасов

Вопросы.
1. Назовите экологическую проблему вашего произведения.
2. Объясните, почему она является экологической?
Задание группе.
Нарисуйте знак, который отражал бы опасные действия, для леса исходя из вашего произведения. 2 группа
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Вопросы.
1. Назовите экологическую проблему вашего произведения.
2. Объясните, почему она является экологической?
Задание группе.
Нарисуйте знак, который отражал бы опасные действия, для леса исходя из вашего произведения.

3 группа

Рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Вопросы.
1. Назовите экологическую проблему вашего произведения.
2. Объясните, почему она является экологической?
Задание группе.
Нарисуйте знак, который отражал бы опасные действия, для леса исходя из вашего произведения.

4 группа
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил.
В зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер

Вопросы.
1. Назовите экологическую проблему вашего произведения.
2. Объясните, почему она является экологической?
Задание группе №4.
Нарисуйте знак, который отражал бы опасные действия, для леса исходя из вашего произведения.

5 группа
Задание.
Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать пожар. От костра на земле останется черное пятно – кострище, которое не зарастает травой много лет. Для леса это как для человека рана.
Разводя костер люди, часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костер или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Все это приводит к пожару.

Составь и запиши памятку «Как разводить костер».

6 группа

Задание.
Подготовьте сообщение о Приокско-Террасном заповеднике.

Учебник стр. 112-113


- Давайте посмотри, что же у нас получилось.
По очереди выступают члены 6 групп, по ходу их выступления идет слайд-шоу.

Физкультминутка.
Презентация групп.

Слайд 4 – Вырубка леса
Вывод. Речь идет о вырубке леса.
Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. Посмотрите, как в настоящее время производится заготовка древесины. Такие картины остаются после работы лесозаготовщиков. Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?
Наши леса в опасности! Это понимала и девочка Саша, после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Слайд 5 – Браконьерство
Вывод. Речь идет о браконьерстве, охоте на животных.
Убийство животных - одна из экологических проблем леса. Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых животных. Охота на лесных животных ограничена, браконьерство наказывается по закону, редкие и исчезающие животные и растения занесены в Красную книгу РФ и находятся под особой охраной государства. Учебник стр. 109
жуки – жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень
растения – женьшень, венерин - башмачок
птицы – филин, утка – мандаринка
звери – зубр, амурский тигр

Слайд 6 – Красная книга

Слайд 7 – Заповедник
"Приокско-Террасный заповедник"
На юге Московской области недалеко от города Серпухова находится Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник - жемчужина природы южного Подмосковья. Заповедник был создан в июне 1945 года после войны. Его площадь 4945 га. Большая часть покрыта лесами. В 1979 году заповедник получил статус биосферного заповедника. На территории заповедника произрастает 960 видов растений, среди них редкие, занесенные в Красную книгу России. Жемчужиной заповедника являются участки степной растительности в окружении сосновых боров, расположенные на юге заповедника. Это уникальная "окская флора". Здесь можно увидеть такие редкие для Подмосковья растения как ковыль перистый, типчак, тюльпан Биберштейна, русский рябчик и другие растения степной зоны. Здесь обитает 56 видов млекопитающих. Распространены обитатели Русской равнины кабан, лось, барсук, куница, ласка, зайцы: беляк и русак. Редко заходит волк. В последние годы встречается рысь и выдра. Восстановлены косуля и бобр. Фауна птиц насчитывает 140 видов. Многочисленны весной и летом мухоловки-пеструшки, зяблики, зарянки, пеночки-трещотки, большие синицы. Есть глухарь, тетерев, рябчик. А также черный коршун, пустельга, ястребы - тетеревятник и перепелятник, неясыть, домовый сыч. Среди насекомых редкие виды бабочек Мнемозина, махаон, аполлон и др. В 1948 году в заповеднике был организован Центральный зубровый питомник, ставший центром восстановления и разведения зубра в России. Звери содержатся здесь в условиях, приближенных к естественным. За время существования питомника родилось более 600 чистокровных зубров, 250 из них были расселены в леса России, Украины, Белоруссии, Литвы. В зубровом питомнике организованы экскурсии.

Слайд 8 – Свалка мусора
- Чье поведение в лесу вы считаете правильным? (Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.)

Слайд 9 – Лесной пожар
Вывод. На сегодняшний день особенно актуально проблема лесоторфяных пожаров в Подмосковье. Всего в области насчитывается 20 наиболее пожароопасных районов. В каждом из них ведутся профилактические работы. Каждый день ведётся наземное и воздушное патрулирование. Однако главной проблемой остаётся неосторожность жителей. Как показывает статистика, причиной возгорания является непотушенный костёр, костры в неположенном месте.
Слайд 10 – Памятка

- Давайте посмотрим, какие же знаки у нас получились, которые отражают опасные для леса действия человека.

Домашнее задание.
Подготовить сообщение о животном или о растении занесенных в Красную книгу.
(Учебник стр. 106 - 113 прочитать и ответить на вопросы. Нарисовать знаки, запрещающие опасные для леса действия человека.)

Итог урока.
1. Какова роль леса в жизни человека? А в жизни природы?
2. О чём должен помнить человек, приходя в лес?
3. Что запомнилось больше всего?
Каждый должен задуматься, каким увидят леса наши потомки, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам ныне.