Памятка по работе над ошибками по русскому языку Пишу правильно

Памятка по работе над ошибками
«Пишу правильно»
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: звонок, ученик
3. Деление на слоги.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные буквы.
Делай так: у/чи/тель, ма/лень/ка/я
4. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на, груст-ная.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, коньки, пальто.
6. Гласные и, а, у после шипящих ж, ш, ч, щ,.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: карандаши, ежи, роща, туча, ищу, стучу.
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн, чт
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, ночной, женщина, мощный, чтение.
8. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады – сад, волна – волны, весна – вёсны, кричит – крик, прямой – прямо.
9. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением ( словарные слова).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
10. Парные звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово и напиши рядом.
Делай так: рукав – рукава, кружка – кружечка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
11. Непроизносимые согласные.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Подчеркни орфограмму.
Делай так: звезда, звёздочка, звёздный; свисток, свистеть, свистнул.
12. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой и подчеркни её.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Нижний Новгород, Чёрное море.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия городов, деревень, рек, морей, озёр, гор, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Подчеркни ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, ручьи, ружьё,
Запомни! Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, и, ю, я.
14. Разделительный твёрдый знак Ъ
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни гласную. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: подъезд, объявление, съёжился.
Запомни! Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, я.
15. Двойные согласные.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Подчеркни двойную согласную. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Делай так: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
16. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! ).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Когда наступит зима?
17. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
18. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули; подбросил, подпилил, подсушил;
отнёс, отбежал, отдохнул; сделал, сбежал, сбросил, струсил.
19. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
20. Мягкий знак Ь на конце существительных после шипящих Ш, Ж, Ч, Щ.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: луч (м.р.), шалаш, товарищ; ночь (ж.р.), тишь, помощь.
21. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово.
Делай так: водовоз, самолёт.
22. НЕ с глаголом (орфограмма – пробел).
Выпиши слово с «не». Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму – пробел.
Например: не пришёл, не выучил, не взяли.
23. Предлог с местоимением (орфограмма – пробел).
Выпиши правильно местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, к тебе, со мной.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
24. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (н.в., 2-го лица, ед. ч.)
Запомни! На конце глаголов 2-го лица ед. числа пишется Ь.
25. Глаголы, оканчивающиеся на «ТЬСЯ» и «ТСЯ».
Выпиши глагол правильно. Поставь к нему вопрос что делает? или что делать?
Делай так: умывается (что делает?), собирается, любуется;
умываться (что делать?), собираться, любоваться




15