Урок — исследование по теме «Великие полководцы и флотоводцы XVIII века» . Технология развития критического мышления


Методическое обоснование.
Урок - исследование по теме «Великие полководцы и флотоводцы XVIII века» разработан с учетом реализации плана работы преподавателя по теме самообразования «Применение активных форм обучения истории и обществознанию как условие развития самостоятельной, критически мыслящей, самообучающейся творческой личности».

В рамках перехода к  требованиям ФГОС основного общего образования главной целью курса обручения по предмету является - формирование  метапредметных, предметных, личностных результатов, универсальных учебных действий, духовно-нравственной культуры обучающихся средствами предметной области знаний.

Выбор метода – учебный проект, обоснован системно-деятельностным подходом в обучении, практической направленностью изучения теоретических положений. Используемый метод позволяет организовать усвоение и присвоение суворовцами накопленного социального опыта, прежде всего путём партнёрского деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности.
Главная цель научить не знаниям, а работе (самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), иначе говоря, умению учиться.

Ожидаемые результаты обучения суворовцев:
1. использование приобретенных ими знаний и умений в максимально разнообразных ситуациях;
2. формирование умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
3. развитие готовности к самообразованию;
4. Развитие познавательной компетентности;
5. Развитие навыков самостоятельной деятельности.
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в образовательном процессе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).
Критическое мышление нацелено на формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.
Применение технологии развития критического мышления на уроках истории нацелено на следующие результаты:
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:- постановка проблемы;
- повторение теории, посвященной данной проблематике;
- подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
- обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.
Основа технологии развития критического мышления – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Вызов – (восстановление в памяти – пробуждение любопытства), который подготавливает, настраивает на ту информацию и тот процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения.
Осмысление – осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации.
Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности.
Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия, которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны.
Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.
Урок «Великие полководцы и флотоводцы XVIII века» относится к разделу VIII. «Россия в XVIII веке». Актуальность и неоднозначность материала темы способствуют развитию критического мышления.
Для реализации поставленных целей урока мною применялся разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом: приём «Связь веков», постановка учениками собственных целей обучения, прием «Анализ текста по предложенной схеме», приём «Карта без легенды» на стадии вызова;
работа в группах с документами и художественной литературой, презентация работы в парах с документами и схемами сражений на стадии осмысления;
создание «Памятки будущего командира» - применение новых знаний в учебной деятельности, обоснование собственного вывода по теме, приём «6 шляп мышления» на стадии рефлексии.
Методическая цель урока: показать применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках истории.
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Великие полководцы и флотоводцы XVIII века.
Цель:показать применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках истории.
Задачи урока:
Образовательная: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Воспитательная: продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию, привитию уважения к историческому прошлому своего народа; воспитывать чувство коллективизма, культуру общения при работе в группе; вызвать стремление учеников воспитывать в себе такие черты характера, свойственные великим людям, – целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность.
Развивающая: продолжить формирование ценностно - смысловых, учебно-познавательных и информационных ключевых компетенций, развивать письменную и устную речь, мышление, умение высказывать свое мнение; продолжить формирование у учащихся оценочных умений, умений выделять причинно-следственные связи; отрабатывать самостоятельное решение задач повышенной сложности отдельными учениками и коллективом.Тип урока: урок систематизации и закрепления знаний
Форма урока: урок – исследование
Материальное обеспечение урока: учебник п/р Сахаров, Боханов, презентация, книга Митяева «Школа будущих командиров», карты – схемы сражений, видеофрагмент из к/ф «Офицеры», документы.
Методы обучения: проблемный, проектно-исследовательский.
Межпредметные связи: всеобщая история, география, обществознание, военное дело, литература.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.
Подготовка к ЕГЭ: 2.1.6 Превращение России в мировую державу в XVIII веке
Ход урока.
№ Этапы урока Время Работа обучающихся1 Организационный момент.
Цель этапа: психологический настрой на урок. 1 мин. Рапорт. Концентрация внимания учащихся.
2
Стадия
вызова Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов)
Цель этапа: Обозначить тему урока, цель занятия. Мотивировать суворовцев на исследование проблемы.
Задача 1. Определение темы урока через прослушивание музыки.
Звучит героико-патриотический полонез “Гром победы раздавайся” (муз. О. А. Козловского, на сл. Г.Р. Державина). Державин посвятил их победе России в войне с Турцией 1787-1791 гг., во время которой ярко проявился полководческий талант А.В. Суворова и героизм русских солдат, в частности, при взятии штурмом крепости Измаил.
Вывод темы на слайде
Задача 2. Постановка проблемы исследования.
Вступительное слово учителя: Через год Вам предстоит выпуск из суворовского училища. Вы станете курсантами военных ВУЗов. Уже сейчас каждый из Вас выбрал, наверное, для себя военную специальность. Но став лётчиком, артиллеристом, моряком, десантником, пехотинцем или танкистом, Вы все будете иметь одну общую для всех офицеров профессиональную черту.
Назовите её, по Вашему мнению?
(Все офицеры – командиры воинских подразделений)
Какая может быть связь между темой урока и Вашей будущей профессией?
(Главным достижением армии второй половины XVIII века явилось присоединение Крыма и выход России в Чёрное море. Сегодня черноморский вопрос стоит остро: Россия потеряла Крым, Черноморский флот базируется в Севастополе на правах аренды. Смена власти в Украине может привести к потери базы и вступлению Украины в НАТО. Следовательно, в связи с ухудшением международного положения, Россия должна иметь сильные, хорошо подготовленные вооружённые силы для отпора возникающим внешним угрозам современности)Сила армии складывается из множества разных сил. Одна из них — ее командиры. Ты готовишься стать командиром, и ты должен знать, что тебе мало быть храбрым, отважным. Командиру нужны еще и другие качества. Какие?
Задание: сформулируйте проблему, над которой нам необходимо поработать на сегодняшнем уроке.
Проблема: Имеет ли ценность полководческое искусство XVIII века для командиров современной армии? (Вывод проблемы на слайд)
Задача 3. Формулирование цели исследования
На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы по этой теме? (Ответы суворовцев)
Вывод цели на слайде
Задача 4. Выдвижение гипотезы. 8 мин. Актуализация имеющихся знаний: самостоятельное определение темы урока суворовцами
Запись в рабочих листах.
Решение проблемного задания военно-профессиональной направленности.
Ответы-предположения суворовцев.
Приём «Связь веков»:
- анализ изучаемого вопроса в прошлом и настоящем.
- актуализация имеющихся знаний: самостоятельное определение проблемы урока суворовцами
- пробуждение интереса к получению новой информации посредством художественных средств.( Книга Митяева «Школа будущих командиров»)
– постановка учениками собственных целей обучения.
Суворовцы проговаривают цели, знакомятся с планом урока, самостоятельно выдвигают гипотезу.
3
Стадия
осмысления Организация исследования (проверка гипотезы) в форме деловой игры «Школа будущих командиров»:
Слово учителя: Вы будете работать в команде, но как в настоящем воинском подразделении, каждый из Вас будет иметь своё задание и принесёт свой балл в копилку команды. Сумма баллов и определит победившую команду. Итак, вперёд «учиться военному делу настоящим образом»!
3.1 Почерк полководца
Вы изучили ход боевых действий русско–турецких войн и сейчас продемонстрируете знание схем и хода великих сражений, вы будете работать в парах с картой.
Задание: рассмотрите карту – схему сражения и определите название битвы, её дату, полководцев и итог битвы.
Это задание в формате ЕГЭ, уровень В - 8 – 11.
Оценка: за каждый правильный ответ 1 балл в копилку команды 10 мин Взвод делится на три группы
Работа в парах.
Приём «Карта без легенды» на основании анализа карты – схемы сражения.
Физкультминутка для осанки 1 мин Выполняют физминутку3.2 Исторический портрет
Это задание в формате ЕГЭ, уровень С 1-3
Задание 1: определите факторы становления личности великих полководцев на основе работы с документами и художественной литературой.
Задание 2: интерпретация полученных данных: определи основные заповеди Суворова А. В. по руководству воинским коллективом
Создав исторический портрет, Вы выполнили задание уровня С 6.
10 мин Работа в мини–группах.
Прием «Анализ текста по предложенной схеме» в рабочих листах на основе работы с документами и художественной литературой.
Презентация работы в парах и создание таблицы исторических портретов.
4
Стадия
рефлексия. 4.1 «Памятка будущего командира» - применение новых знаний в учебной деятельности.
Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением 5 мин Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков: на основании полученной информации и знаний, полученных на уроке, делают вывод о
4.2 Заключительный этап - вывод по результатам исследовательской работы.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ОУНов и УУД
Тема, цель и гипотеза Вашего исследования 4мин размышление, рождение нового знания
4.3 Рефлексия:
Наш урок подходит к концу. Хочется верить, что всё, о чём сегодня говорилось,  нашло отклик в ваших сердцах, и Вам пригодятся знания, полученные в «Школе будущих командиров».
Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
Людям даются почетные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех — защитник Родины. Память народа веками свято хранит имена отважныхвоинов — так же, как имена великих ученых, поэтов, мыслителей. 5 мин. Приём «6 шляп мышления».
– постановка учениками новых целей обучения.
Голосование на сайте «Имя победы»
Демонстрация отрывка из х/ф «Офицеры»
4.4.Задание на самоподготовку: заполнить недостающие элементы таблицы
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
1 мин. Суворовцы записывают задание на самоподготовку
Преподаватель _______________ Байчура О.Н.
Приложение № 1. Учебный проект(1)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Приложение № 1. Учебный проект(2)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Приложение № 1. Учебный проект(3)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Приложение № 1. Учебный проект(4)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Приложение № 1. Учебный проект(5)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Приложение № 1. Учебный проект(6)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Приложение № 1. Учебный проект(7)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Приложение № 1. Учебный проект(8)
ФИО суворовца Взвод, рота Тема урока Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Проблема исследования Цель исследования Гипотеза
Почерк полководца
(Подготовка к ЕГЭ – уровень В 8 – 9) Задание: Назови дату, участников и итоги битвы, используя карту

проверка гипотезы Школа будущих командиров
(Подготовка к ЕГЭ – уровень С 1- 3, С 6) Задание: на основе работы с документом, определи факторы становления личности великих полководцев
Суворов Ушаков
Годы жизни Детство Юность Образование Выдающиеся
битвы
Тактика
Наука побеждать
(интерпретация полученных данных)
Памятка будущего командира
(применение новых знаний в учебной деятельности) Задание: на основе полученных знаний, составь памятку молодого командира по организации эффективного командования воинским подразделением
Вывод по результатам исследовательской работы Сражения Ушакова
В ходе русско-турецкой войны 1787—1791 годов Ф. Ф. Ушаков сделал серьёзный вклад в развитие тактики парусного флота. Опираясь на совокупность принципов подготовки сил флота и военного искусства, используя накопленный тактический опыт, Ф. Ф. Ушаков без колебаний перестраивал флот в боевой порядок уже при непосредственном сближении с противником, минимизируя таким образом время тактического развертывания. Вопреки сложившимся тактическим правилам нахождения командующего в середине боевого порядка, Ушаков смело ставил свой корабль передовым и занимал при этом опасные положения, поощряя собственным мужеством своих командиров. Его отличали быстрая оценка боевой обстановки, точный расчет всех факторов успеха и решительная атака. В связи с этим адмирала Ф. Ф. Ушакова по праву можно считать основателем русской тактической школы в военно-морском деле.
Сражение у ФидонисиОбнаруженный Севастопольской эскадрой турецкий флот состоял из 15 линейных кораблей (из них пять 80-пушечных), восьми фрегатов, трех бомбардирских кораблей и 21 мелкого судна.
Встретились флоты утром 3 (14) июля 1788 года[3] недалеко от дельты Дуная у острова Фидониси (Змеиный). Соотношение сил сторон было неблагоприятно для российского флота. Успех был решительным. Турецкий флот уже не имел господства над морем, а Крым не подвергался опасности высадки десанта. Турецкий флот ушел к румелийским берегам, а эскадра Войновича — в Севастополь для ремонта.
Керченское морское сражение
Сражение произошло 8 июля 1790 г. Турецкая эскадра насчитывала 10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 вспомогательных судов. Она шла из Турции для высадки десанта в Крыму. Её встретила русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 16 вспомогательных судов) под командованием Ушакова.
Используя наветренное положение и превосходство в артиллерии (1100 орудий против 836), турецкий флот с ходу атаковал русский, направив свой главный удар на авангард бригадира флота Г. К. Голенкина. Однако тот выдержал атаку неприятеля и точным ответным огнём сбил его наступательный порыв. Капудан-паша всё же продолжил свой натиск, подкрепляя силы на направлении главного удара кораблями с большими орудиями. Видя это, Ушаков, отделив наиболее слабые фрегаты, сомкнул корабли плотнее и поспешил помочь авангарду.
Этим маневром Ушаков пытался отвлечь противника на слабые суда, разделив его силы. Однако Гуссейн-паша все усиливал давление на авангард. Победа русского флота в Керченском сражении сорвала планы турецкого командования по захвату Крыма. Кроме того, поражение турецкого флота привело к снижению уверенности руководства в безопасности своей столицы и заставило Порту «взять осторожности для столицы, дабы в случае со стороны российской на оную покушения, защитить бы можно было».
Сражение у мыса ТендраУтром 28 августа 1790 г. турецкий флот под командованием молодого капудан-паши Гуссейна, состоящий из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 14 мелких судов стоял на якоре между Гаджибеем и Тендровской косой. Неожиданно для противника со стороны Севастополя был обнаружен российский флот, идущий под всеми парусами в походном ордере трёх колонн, состоящий из 5 линейных кораблей, 11 фрегатов и 20 более мелких судов под командованием Ф. Ф. Ушакова.
Ушаков активно участвовал во всех эпизодах сражения, находясь в самых ответственных и опасных местах, являя подчиненным образец храбрости, личным примером побуждая их к решительным действиям. При этом он предоставлял младшим флагманам и командирам кораблей возможность поступить «каждому по способности случая», не сковывая их инициативы. В ходе сражения со всей очевидностью сказалось преимущество в морской выучке и артиллерийской подготовке русских моряков. Кроме того, их стойкость и мужество значительно способствовали достижению победы.
В результате турки потеряли 2 тыс. человек ранеными и убитыми, русские — всего 21(!) человека убитыми и 25 ранеными. Столь огромная разница объяснялась исключительной смелостью и решительностью атак русских кораблей, заставлявших турок приходить в смятение и стрелять без должной выдержки и наводки.
Сражение у мыса КалиакрияСражение у мыса Калиакрия произошло 31 июля 1791 г. Турецкий флот состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и 43 более мелких судов, стоящих на якоре у берега под прикрытием береговых батарей. Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова состоял из 16 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей, 17 крейсерских судов, брандера и репетичного судна. Соотношение орудий было 1800 против 980 в пользу турок. Состав сил турецкого флота претерпел изменения. Он был усилен за счёт алжирско-тунисских корсаров под командованием Сеит-Али, успешно действовавших в Средиземном море в кампании 1790 г. против отряда российского арматора майора Ламбро Качиони. Для этих целей повелением султана им были выделены 7 линейных кораблей из состава турецкого флота, из которых была сформирована эскадра, независимая от капудан-паши.
Главный удар был нанесён по передовой, наиболее активной части противника, в кильватере которой шёл весь остальной турецкий флот вместе с капудан-пашой. Это позволило нарушить строй турецких кораблей и, несмотря на существенное преимущество противника в артиллерии, осуществлять его эффективное огневое поражение с коротких дистанций, в результате которого неприятель понёс большие потери в живой силе и материальной части.
Средиземноморский поход Ушакова
Во время Средиземноморского похода 1798—1800 годов, Ушаков проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик и дипломат при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции. Показал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами и особенно островом Корфу (Керкира), при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом. В ходе похода имел разногласия с британским адмиралом Нельсоном относительно блокады (предложение Нельсона) или штурма (предложение Ушакова) о. Мальты.
В 1799 году произведён в адмиралы. В 1800 году эскадра Ушакова вернулась в Севастополь.
КАК САША СУВОРОВ
УЧИЛ ВОЕННУЮ АЗБУКУ
24 ноября 1730 года в Москве, в доме
у Никитских ворот родился мальчик. Событие это, конечно, никем не было замечено, кроме родных и знакомых.
А между тем оно было важным для всей
России — родился ее могучий защитник,
ее военная слава, ее народная гордость.
Звезда ордена Андрея Первозванного — первого русского ордена.
Легендарные богатыри уже в детстве
совершают необыкновенные поступки.
Геракл еще в колыбели задушил двух
змей. Увидев это, люди* поняли, что
мальчику принадлежит великое будущее.
А маленький москвич Саша Суворов
был слаб и хил, и никто не ждал
от него никаких доблестей. Отец его
Василий Иванович решил, что самое
Лучшее — быть сыну, когда вырастет,
чиновником.
Василий Иванович имел чин генерал-
майора. Его крестным отцом был не кто
иной, как Петр I. Царь-полководец взял
пятнадцатилетнего Василия себе в денщики и преподал ему первые уроки
военного дела. По тому порядку, который завел Петр, Василию Ивановичу, как дворянину, надлежало уже с самого рождения определить сына к военной службе. Генерал не сделал этого: армии нужны сильные и здоровые, выносливые офицеры, а сын его вечно простужен, вечно нездоров. Саша рос, как росли тогда все дети
небогатых дворян, — без особого присмотра, без гувернеров и хороших учителей. Но у Саши нашлись прекрасные наставники. С ними легко было говорить, и они рассказывали такое, от чего дух захватывало. Это были книги по военной истории в отцовской библиотеке. Чего стоили, например, «Сравнительные жизнеописания» древнегреческого писателя
Плутарха! Все великие полководцы
древнего мира жили на страницах
этой книги. В воображении мальчика они сходили со страниц в его комнату, строили свои войска и вели их в сражения.
Особенно нравились Саше Ганнибал и
Цезарь. Дерзкие, стремительные, умные,
они были для него вершинами в роду
человеческом. Как и теперь у детей, у Саши тогда были игрушечные солдатики. Только играл он ими умно. Его солдатики не налетали друг на друга как попало. Нет. Они совершали маршипо горам и болотам, укрывались в засадах, обманывали неприятеля ложным отступлением, строились в фалангу, в когорту, выжидали момент для атаки и стремительно бросались на врага. Вместе с Ганнибалом
и Цезарем солдатики Саши Суворова
прошли все трудные дороги в Европе
и Африке, повторили все сражения
великих полководцев. Воины Ганнибала и Цезаря были сильными, крепкими, они могли долго идти
по пустыне, не боялись жары, холода,
жажды. А Саша, как уже говорилось,
был на редкость слабым. Какой же он
товарищ героям? И тогда маленький
мальчик решил стать сильным.
Ему не давали советов врачи, просто сам решил закалить себя, и все тут.
Считают, что генералиссимус Суворов
провел 60 сражений и боев и одержал
60 побед. Правильнее будет считать
их на одну больше: 61 сражение и
61 победа. Первый бой — с собственнойслабостью, и победа, одержанная над ней, должны быть по справедливости отнесены к самым знаменитым и удивительным победам полководца. Саша занимается гимнастикой, обливается холодной водой, в стужу не кутается, ходит в легкой одежде. Потом, став командиром, он всегда будет в самой гуще боя, его тонкая шпага будет разить неприятельских гренадеров в рукопашных
схватках, он будет в осенниехолода носить летний полотняный китель и сменит его на теплый только тогда, когда всему войску выдадут зимнее обмундирование...
Только случай изменил ход жизни.Однажды к Суворовым приехал старинный друг Василия Ивановича, тоже генерал, прадед Пушкина, «арап Петра Великого», Ганнибал. Друзья долго говорили о разных делах, и Василий Иванович не упустил случая пожаловаться на упрямство сына. Ганнибал взялся поговорить с мальчиком. Завязалась
оживленная беседа о военных
правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений мальчика. Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен им самим, и притом вполне правильно.
—- Если бы жив был батюшка Петр
Алексеевич (Петр I), — добавил он, —
поцеловал бы его в лоб и определил бы
обучаться военному делу.
Василий Иванович хотел было позвать
мальчика, но Ганнибал остановил его:
— Нет, брат, не зови его сюда: его
беседа лучше нашей. С такими гостями,
как у него, уйдет он далеко».
Так было решено будущее Александра
Суворова. Одиннадцати лет он был записан в знаменитый лейб-гвардии Семеновский полк солдатом-мушкетером. Шесть лет будущий генералиссимус учился военному делу дома, постигая арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию, инженерное дело, артиллерию.
В 17 лет он получил чин капрала,
а через год после этого начал службу
в полку, в 3-й роте. Офицерский чин
поручика был присвоен ему почти черезсемь лет службы. Его воинское звание менялось так:
1747 год — капрал.
1750 год — подпрапорщик.
1751 год — сержант.
1754 год — поручик.
1756 год — премьер-майор.- 1762 год — полковник.
1768 год — бригадир.
1770 год — генерал-майор.
1774 год — генерал-поручик.
1786 год — генерал-аншеф.
1794 год — генерал-фельдмаршал.
1799 год — генералиссимус.
За двадцать походов войска Суворова
захватили у неприятеля 609 знамен.
2670 пушек, 107 судов, 50 тысяч пленных.
Детство и юность Ушакова
Будущий адмирал родился в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии 13(24) февраля 1745 года.
''До 16-летнего возраста Ушаков провёл жизнь в уединённой деревне отца своего, предоставленный более самому себе, нежели кем-либо руководимый; но строгая нравственность и высокие религиозные чувства, возбуждённые примерами его семейства, отличавшегося особенной правдивостью и набожностью, глубоко напечатлелись в его сердце и сохранились во всю последующую жизнь.'' (Р. К. Скаловский. Ук.соч. стр. 34.) Ф. Ф. Ушаков отличался врождённым бесстрашием характера: со старостой деревни своей он ходил на медведя.
Семейство Ушаковых, состоявшее из родителей адмирала — Фёдора Игнатьевича и Параскевы Никитичны и 4-х сыновей — Гаврилы, Степана, Ивана и Фёдора, относилось к приходу храма Богоявления-на-Острову, находившегося в 3-х верстах от Бурнаково, на левом берегу Волги. В этом храме Фёдора Фёдоровича крестили, здесь же, при храме, находилась школа для дворянских детей, где он получил начальное образование.
15(26) февраля 1761 года Ф. Ф. Ушаков поступил в Морской Шляхетский Кадетский корпус. 12(23) февраля 1763 года он был произведён в гардемарины, спустя год (10 апреля 1764 года) назначен капралом. 1(12) мая 1766 года был произведён в мичманы. В списке 59 воспитанников, выпущенных с ним в офицеры, он значится четвёртым, что свидетельствовало о хорошей учёбе. В том же году на пинке "Наргин" ушёл из Кронштадта в плавание вокруг Скандинавии до Архангельска, откуда возвратился в 1767 году. В 1768 году на корабле "Три Иерарха" под командой капитана 1-го ранга С. К. Грейга Ф. Ф. Ушаков находился в практическом плавании по Финскому заливу от Кронштадта до о. Гогланд. 23 декабря (3 января) того же года он был откомандирован на Дон под команду контр-адмирала А. Н. Сенявина для службы в Азовской флотилииСУВОРОВ Александр Васильевич (13.11.1730-6.05.1800), выдающийся полководец, генералиссимус (1799), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799).
В 1742 Суворов был записан в Семеновский полк, начал в нем службу капралом в 1748. В 1754 поручик Суворов был назначен в Ингерманландский полк. В 1756-59 был на разных штабных должностях. Свою боевую деятельность подполковник Суворов начал в годы Семилетней войны (1756-63), участвовал в сражении под Кунерсдорфом (1759), во взятии Берлина (1760), в 1761 командовал отдельным отрядом, нанес ряд поражений прусской армии в Польше и действовал под Кольбергом. В 1763 — 69 в чине полковника (1762) и бригадира (1768) командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге. В 1769-72 бригада генерал-майора (1770) Суворова действовала против отрядов польских конфедератов. В 1773 Суворов был направлен в 1-ю армию П. А. Румянцева. Большое значение для успешного окончания Русско-турецкой войны (1768-74) имела победа Суворова при Козлуджи (1774), где русский 18-тысячный отряд разбил 40-тысячную армию турок. В конце 1774-75 Суворов в Поволжье участвовал в преследовании Е. И. Пугачева. Дальнейшая служба Суворова была связана с южными районами и границами России: в 1778 — 79 командовал Кубанским и Крымским корпусами, в 1780-82 — в Астрахани, в 1782-84 — командовал Кубанским корпусом, в 1787 — Кременчугской дивизией.
Русско-турецкую войну (1787-91) Суворов начал в чине генерал-аншефа, одержал ряд блестящих побед под Кинбурном (1787), Очаковом (1788), у Фокшан (1789), при Рымнике (1789), взял штурмом крепость Измаил (1790). В 1791 Суворов назначен командующим русскими войсками в Финляндии, в 1792-94 — на юге Украины. В 1794 он был отправлен на подавление польского восстания, нанес ряд ударов по польским войскам и штурмом овладел предместьем Варшавы. В 1794 был произведен в генерал-фельдмаршалы, в 1795-96 командовал русскими войсками в Польше и на Украине.
Пропрусские перемены в армии с приходом к власти Павла I вызвали у Суворова резкое недовольство. В 1797 он был уволен Павлом от службы и выслан в имение Кончанское. В феврале 1799 опала была снята, т. к. возникла необходимость в действиях против французской армии в Италии.
Итальянский (1799) и Швейцарский (1799) походы стали вершиной его полководческой славы. Победы русской армии на реках Адде и Требии, поражение французов при Нови позволили освободить всю Северную Италию от противника. Во время Швейцарского похода, когда суворовская армия оказалась в сложнейших условиях, брошенная союзниками на произвол судьбы, Суворов и его “чудо-богатыри” показали чудеса при взятии перевала Сен-Готард и Чертова моста. Войска Суворова с честью вышли из окружения: “русский штык прорвался сквозь Альпы”. За Швейцарскую кампанию Суворов получил чин генералиссимуса, а вслед за тем последовала новая опала, продолжавшаяся до самой смерти полководца.
Суворов был высокообразованным человеком. Владел несколькими языками, занимался литературным творчеством, философией и историей. Жизнь Суворова была трудной жизнью воина, он бывал много раз ранен, терпел лишения и обиды. Был необыкновенно трудолюбив. Невзгоды переносил мужественно, его прямой характер не позволял мириться с несправедливостью, пресмыкаться при дворе. Суворов, по словам Дениса Давыдова, “положил руку на сердце солдата и изучил его биение”, недаром солдаты платили ему любовью, называя его “солдат-фельдмаршал”. Всю свою жизнь Суворов отдал служению России. Он говорил: “Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству”.