Патриотическое воспитание в начальной школе.


Дмитриева Светлана Николаевна
Учитель начальных классов МОУ СОШ №14
Патриотическое воспитание в начальной школе.
Проблема патриотического воспитания является актуальной и особо значимой в сегодняшнее время. Построение гражданского общества, развитие нашей страны зависит от усилий людей которые, любят и заботятся о своей Родине. Поэтому воспитание гражданина-патриота сегодня – есть залог гарантированного будущего для всего Российского общества. «Патриотизм – это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны», - говорил Патриарх Алексий II [5; с.65]. Именно с православием, с традициями православной культуры в русском национальном самосознании сливается главная составляющая личности – чувство патриотизма как готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради Родины. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите Православия и наоборот, отсюда и образ Святой Православной Руси. «Патриотизм – это чувство гордости своим Отечеством, его истории и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан – богаче и счастливее. Патриотизм – это источник силы народа»[1; с.12].
Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский отводил патриотическому воспитанию в нравственном развитии ребенка ведущую роль. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства» [3; с.306]. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. В обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина. И, если дети проникнутся культурой нашей страны, возможно, они полюбят и саму Россию. В связи с этим, мы можем уверенно говорить о большой ценности Православной культуры для патриотического воспитания[6; с.30].
В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования является духовно-нравственное воспитание детей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни[2; с.27].
Мы видим, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. И если главная задача нашего народа – созидание собственной страны, то главная задача учительства – патриотическое, духовно-нравственное воспитание наших детей[4; с.102].
Под патриотическим воспитанием младших школьников понимается систематическая и целенаправленная деятельность школ, органов государственной власти и общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. А также это непрерывный, последовательный педагогически организованный процесс освоения ценностей народной культуры, отношения к малой Родине, языку, своему народу, его традициям, обычаям, идеалам, обеспечивающих патриотическое становление личности ребёнка[7; с.33].
В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психолого-возрастные особенности детей. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы – эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств. Именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному – к глубинам народной культуры [8; с.97].
Устойчивая сторона культуры – это традиции, благодаря которым передается и закрепляется социальный опыт от поколения к поколению; это условия, при которых поддерживается опыт, обосновывается и узаконивается простой ссылкой на его существование в прошлом. Традиция – это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъекта культуры
Воспитание патриотизма невозможно без активной деятельности ребенка. Это основа для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на патриотическое воспитание младших школьников.
В процессе своей работы мы должны воспитать устойчивый интерес школьников к истории Родины, к народным традициям; знание жизни своего народа, его культуры, родного языка, почитаемых людей; уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям. Ребенок должен сознательно участвовать ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни города, школы, класса.
В таблице представлены 8 направлений патриотического воспитания школьников[9; с.58].
Направления и формы патриотического воспитания
Направления работы Цель Основные формы работы
Историко-краеведческое направление Изучение истории родного края, проведение краеведческой
Работы, формирование гордости и
чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе. Беседы «Тверь православная», «ЖЗЛ», экскурс в «Наш край в прошлом», «О чём рассказали раскопки», посещение музеев и выставок народного творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, участниками Великой Отечественной войны, проект «О чём рассказала фотография».
Литературно-музыкальное направление. Изучение народного фольклора, произведений и творчества
местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
Участие в народных праздниках,
работа фольклорного кружка, инсценирование народных сказок, конкурс частушек, конкурс стихов «Моя родина», конкурс сочинений «Моё Отечество», концерт для ветеранов Великой Отечественной войны.
Физкультурно-оздоровительное направление. Возрождение и развитие народных игр, воспитание здоровогоспортивного соперничества между детьми. соревнование между классами «Самый спортивный класс»,
игра «В здоровом теле здоровый дух».
Экологическое направление Воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, охрана и изучение природы родного
края. Конкурс – вы-
ставка «Природа и мы», операция «Озеленение», выпуск стен газеты «Лекарственные растения»,
Трудовое направление. Привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание
потребности заботится о чистоте, уюте, порядке в доме, в классе, в школе.
Праздник «История костюма моего народа», работа кружков.
Семейное направление Изучение и овладение опытом
предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.
Проекты «Наши корни», «История моей семьи», беседа «Семейные праздники», фотовыставки составление генеалогического древа «Моя родословная».
Героико- мемориальное направление Формирование чувств гордости героической историей Родины, формирование гражданской позиции. урок мужества «Герои нашего города», оформление стенда «Символы России», организация помощи ветеранам ВОВ,
игра-путешествие «История моего города – история моей страны».
Дидактическое направление Осознание учащимися патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности.
введение в урок элементов краеведения. Урок «Название моего города»,
Конкурс «Таланты земли Тверской».
Тесное взаимодействие субъектов образовательного процесса способствует достижению наибольшей эффективности в патриотическом воспитании учащейся и нам это необходимо учитывать и использовать в своей работе.
Таким образом, мы видим, что содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики, православной культуры в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.
Хочется обратиться к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству» [1; с.14].
Список литературы
Аксенов, Г. Слово и дело Церкви : об участии Русской Православной Церкви в патриотическом воспитании [Текст] / Г. Аксенов // Отечественные записки. - 2010. - № 3.
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
Жуковский, О. Ф. Патриотизм и современное российское общество [Текст] / О. Ф. Жуковский // Россия и мир : гуманитарные проблемы. - СПб., 2011. - Вып. 11.
Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики //Просвещение. - 2009. - №1.
Лутовинов, В.И. В патриотизме молодёжи – будущее России / В.И. Лутовинов. – М.: «Фонд Андрея Первозванного», 2012.
Лызлов, Р. В. Национальная проблематика и вопросы патриотического воспитания в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» [Текст] / Р. В. Лызлов // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность. - Н. Новгород, 2011.
Мазыкина, Н. В. Анализ опыта работы системы патриотического воспитания в регионах [Текст] / Н. В. Мазыкина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - №6.
Патрушева, Е.А.Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Е. А. Патрушева-Челябинск, 2010.Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.– Изд. 2-е. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2011.