Разработка урока по физической культуре на тему «Опорный прыжок через гимнастического козла»













Разработка открытого урока по физической культуре
в 6 «Б» классе на тему
«Опорный прыжок через гимнастического козла»











Учитель: Гучинский Г.А.




План- конспект урока
по физической культуре в 6 «Б»классе

Дата проведения: 4.12.14
Место проведения: спортивный зал
Вид урока: гимнастика
Тип рока: смешанный
Метод проведения: поточный, индивидуальный, групповой, соревновательный.
Оборудование и инвентарь: г. маты, г. козел, г. мостик, магнитофон.

Цель урока: обучение технике выполнения акробатических упражнений и технике
опорных прыжков через гимнастического козла.
Задачи урока: 1/ Совершенствование изученных акробатических элементов
и соединение их в комплекс.
2/ Ознакомить с опорными прыжками через г. козла в ширину.
3/ Развитие ловкости и координации в эстафете «Чехарда»
4/ Воспитание силы воли, трудолюбия, интереса к занятиям
гимнастикой.

Часть
урока
Содержание урока
Дози-
ровка
Организационно-
методические
указания

I
Вводная
12мин.



1.Построение, сдача рапорта, сообщение
задач урока
30c.
Рапорт сдает дежурный
ученик


2.Совершенствование перестроений из
одной шеренги в две
3.Повторить размыкание и смыкание на
месте
2мин.


Размыкание с поворотом головы налево


4.Ходьба
а/ руки вперед
б/ руки вверх
в/ руки в стороны
г/ руки за спину
д/ руки за голову
е/ на пятках
ж/ руки на поясе, на носках
з/ на наружней стороне стопы
и/ на внутренней стороне стопы
к/ носками во внутрь
л/ носками наружу
м/ перекатом с пятки на носок
н/ в полном приседе
о/ в полном приседе прыжками.

5. Бег
а/ обычный
б/ спиной вперед
в/ с захлестыванием голени
г/ приставными шагами правым боком вперед
д/ то же левым
е/ махом прямых ног вперед
ж/ то же назад

6. ОРУ
а/ и.п. осн. стойка. на 1 прогнуться, левой назад на носок руки вверх, 2- и.п. то же правой
б/ и.п ноги врозь, руки на поясе. круговые движения головой
в/ наклоны головы в сторону
г/ повороты головы в сторону
д/ и.п. осн. стойка. круговые движения в плечевых суставах на 8 счетов вперед то же назад
е/ то же руки к плечам
ж/ то же руки вверх
з/ и.п ноги врозь, руки на поясе. на 2 счета- два наклона влево, правая дугой наружу вверх, то же вправо (то же со взмахом руки)
и/ и.п. руки перед собой в замок, ноги врозь, на 2 счета- 2 поворота влево, то же вправо.
к/ и.п. стойка ноги врозь, руки нам поясе
на 3 счета- три наклона вперед, 4- прогнуться.
л/ и.п. осн. стойка. на 1- упор присев, 2- упор лежа, 3- упор присев, 4- и.п.
м/ и.п. осн. стойка. На 1- присесть, хлопок спереди, 2- встать, хлопок сзади
(то же с выставлением правой (левой) ноги в сторону- вперед
н/ прыжки на двух, и со взмахом поочередно левой и правой ногой
к/ упр. на растягивание мышц тазобедренных суставов
1м.10с.















1м.40с.









6м.40с.
Под муз. сопровождение
«Прощание славянки»



Следить за осанкой
(спина прямая, подбородок приподнят)




Под муз. сопровождение
«Жили у бабуси»
«А нам все равно»


Под муз. сопровождение
«Светофор»








Под муз. сопровождение
«Спортлото»










Упражнения выполнять с постепенным увеличением амплитуды.















Под муз. сопровождение
«Летка- енька»
«Прогноз погоды»

II
Основная
30мин.



1.Совершенствование изученных элементов по акробатике

Перестроение в две колонны
а/ кувырок вперед
б/ кувырок назад
в/ стойка на лопатках
г/ стойка на голове и руках с согнутыми ногами (м)
д/ упр. мост (д)

2. Выполнение комплекса упражнений по акробатике из изученных ранее элементов

Мальчики: стойка на голове и руках, 2 кувырка вперед, 2 кувырка назад, стойка на лопатках, переворот в сторону- встать.
Девочки: два кувырка вперед, кувырок назад, перекат назад в стойку на лопатках, мост, переворот в сторону- встать.
14мин.




Следить за группировкой.


3. Опорные прыжки через гимнастического козла в ширину ноги врозь. 7 класс (мальчики)- согнув ноги

а/ прыжок с мостика из «позы пловца» прогнувшись
б/ то же с двух шагов
в/ то же с разбега
г/ прыжки с подтягиванием ног к груди в упоре о г. козла
д/ наскок на г. козла- соскок прогнувшись
е/ прыжки с разведением ног в упоре о г. козла
ж/ опорные прыжки ноги врозь 6- 7кл.
согнув ноги 7кл. (м)

15мин.
следить за техникой безопасности при выполнении прыжков

приземление на легко сог-нутые ноги, руки вперед ладонями во внутрь




руки ставятся на дальнюю часть г. козла и резко отталкиваются с одновре-менной группировкой, спина круглая, колени почти касаются груди.


Развитие ловкости координации в
эстафете «челнок»
1мин.


III
Заключительная
3мин.



построение
ходьба в медленном темпе с различным положением рук
построение, подведение итогов



задание на дом:
повторить упражнения на растягивание мышц тазобедренного сустава
30с.
1мин.

1мин.



30с.



отметить отличившихся учеников, похвалить за самостоятельность и активность, дать наставления слабым учащимся.

Гимнастика как средство физического воспитания
Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.
Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики происходило с начала XVIII века. В XVIII - начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал - вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом - книгу Немецкая гимнастика: в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.
Современный школьный спортивный зал содержит гимнастические стенки, скамейки, мостики для опорных прыжков, брусья параллельные и разновысокие, маты гимнастические, гимнастический конь, козел, турники для шведских стенок, гимнастические бревна напольные и с изменяемой высотой. Так же, в спортивном зале может присутствовать гимнастический грибок, плинт, гимнастические кольца, канат и шест для лазания перекладина гимнастическая, и подвесные снаряды для канатов, шестов и колец.
Формы занятий гимнастикой
Под формами занятий понимаются способы организации выполнения гимнастических упражнений. Умение применять различные формы занятий в связи с поставленными задачами, конкретной ситуацией, особенностями контингента критерий педагогического мастерства и организаторских способностей руководителя. К наиболее важным формам гимнастики относятся: 1. Утренняя гимнастика (зарядка самостоятельная форма, гимнастика до занятий в школе). 2.Физкультминутки и физкультпаузы. 3.Урок гимнастики. 4. Учебно - тренировочное занятие (секция спортивной гимнастики в школе, тренировка). 5.Соревнования по гимнастике. 6. Гимнастические праздники и выступления. 7. Игры и физкультурные упражнения на удлиненных переменах. 8. Выполнение домашних заданий по гимнастике. Гимнастические упражнения являются одной из основных и неотъемлемых частей содержания уроков физической культуры и факультативных занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных развлечений в режиме школьного дня, внеклассной работе по физическому воспитанию школьников. Ведущее место в практике работы по гимнастике в школе принадлежит урочной форме. Преимущество урочной формы заключается прежде всего в том, что их ведет преподаватель, который является организатором и руководителем занятий, обеспечивает продуктивность учебно-воспитательной и тренировочной работы путем правильной постановки задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого урока (занятия), рационального выбора средств и методов его проведения, квалифицированной помощи ученикам, воспитания положительных моральных качеств, присущих русским людям.

Структура урока

Под структурой урока следует понимать определенную последовательность решения педагогических задач и соответствующий этому порядок чередования в нем физических упражнений. Основными предпосылками, определяющими наиболее целесообразную последовательность решения педагогических задач урока, т.е. его построения, являются: достижение максимальных результатов занятий с минимальной затратой энергии и времени занимающихся; сохранение высокой работоспособности занимающихся в течение всего занятия; обеспечение благоприятных для здоровья занимающихся условий проведения и режима уроков. Для любого урока гимнастики характерно наличие 3х фаз. В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе, во второй проводится основная работа, а в третьей работа завершается. Эти фазы принято называть частями урока: подготовительной, основной и заключительной. Общие и методические положения к проведению урока Определение целей обучения Исходной позицией, определяющей деятельность преподавателя на уроке являются ее цель, которая обычно конкретизируется тремя видами задач: оздоровительной (связанной с развитием), образовательной (связанной с обучением), воспитательной (связанной с формированием личностно-значимых качеств). Каждое действие преподавателя на уроке (двигательное задание ученикам, метод проведения упражнений и т.д.) должно быть мотивировано четко поставленной целью, которую необходимо довести до занимающихся. Представление о цели своих действий повышает активность занимающихся на уроке, мобилизует их усилия в нужном направлении.

Выбор средств

Основным источником, определяющим содержание занятий гимнастикой в любом звене физкультурного движения (с/школы, средние и высшие учебные заведения, ДЮСШ, производственные и ведомственные физкультурные коллективы), являются утвержденные программы. Однако различные условия проведения занятий, которые не могут быть предусмотрены одной общей программой, требуют методической ее расшифровки и в отдельных случаях некоторых дополнений. В настоящее время практикуется составление авторских программ. Основными средствами занятий по гимнастике являются: 1. Соответствующие контингенту занимающихся программные упражнения. 2. Упражнения, обеспечивающие общую и специальную физическую подготовку занимающихся. 3. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению занимающихся. 4. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.

Дозировка упражнений

Величина нагрузки, которую получают занимающиеся на уроке, определяется энергетическим весом выполняемых упражнений и количеством их повторений. Основным условием правильного распределения нагрузки на уроке гимнастики является относительно постепенное ее нарастание. Организм человека может сравнительно легко выдерживать значительную нагрузку при условии предварительной подготовки его путем выполнения более легких физических упражнений с дальнейшим постепенным повышением интенсивности работы. Плотность занятий

Общая плотность занятий определяется отношением полезно использованного времени на занятиях к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле: Р общ = ТоТП%100? где Р общ общая плотность, ПТ время, использованное на полезную (имеющую прямое отношение к занятию) деятельность, куда входит: выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, а также время, необходимое на переработку наглядной и словесной информации. То директивное, общее время, отведенное на учебное занятие по расписанию. В идеале общая плотность занятий должна стремиться к 100%. К снижению плотности занятий приводят следующие причины: 1. Неоправданные простои на занятии: опоздание с началом занятия, несвоевременная подготовка мест занятий и спортивного инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнения. 2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к занятию. Непродуманные содержание и организация занятия приводит к естественным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удается их избежать, то все равно потеря времени будет неизбежной из-за использования на занятиях случайных (на ходу придуманных), мало эффективных упражнений. 3. Излишняя или малоэффективная словесная информация для занимающихся на уроке. 4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на занятии.

Моторная плотность

Моторная плотность определяется отношением затраченного времени непосредственно на выполнение упражнений к общему времени урока (в %) по формуле: Р мот = Ту ? 100 %То где Р мот моторная плотность урока; УТ время, потраченное на выполнение упражнений. В отличие от общей плотности, моторная плотность занятия в идеале не стремится к 100 %. По суммарному показателю моторной плотности всего занятия нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе занятия. Неизбежность этих изменений объясняется прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования на занятии и методами проведения. Например, для подготовительной части занятия подбираются упражнения небольшого энергетического веса и проводятся они, как правило, с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха. Поэтому подготовительная часть урока всегда имеет более высокий показатель моторной плотности. В основной части урока показатели моторной плотности обычно бывают ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. При разучивании упражнений на гимнастических снарядах увеличению моторной плотности способствуют: 1. Использование снарядов, позволяющих одновременно выполнять упражнение группе учащихся (удлинение перекладины и брусьев). 2. Правильный выбор снаряда для разучивания конкретного упражнения. Так, например, смешанные висы и упоры целесообразно изучать не на перекладине, а на гимнастическом бревне, на котором могут одновременно выполнять упражнение несколько учеников. 3. Использование дополнительных снарядов при разучивании упражнений. Например, при разучивании упражнений на бревне, целесообразно, чтобы учащиеся в паузах между подходами к основному снаряду выполняли аналогичные упражнения на полу, на гимнастической скамейке или низком бревне. Моторная плотность является важным критерием эффективности урока. Однако, стремление к ее увеличению должно быть разумным. В каждом конкретном случае существуют оптимальные пределы моторной плотности, при которых объем и интенсивность физической нагрузки в наибольшей мере благоприятствует успешному решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Подготовительная часть
По своему назначению задачи подготовительной части урока делятся на две группы: В одну группу входят задачи по преимуществу биологического аспекта: 1. Подготовка ЦНС и вегетативных функций. Имеется ввиду психологический настрой занимающихся на занятии, повышение жизнедеятельности организма, создание благоприятного фона, обеспечивающего успешность последующей деятельности. 2. Восстановление индивидуально возможной гибкости (подвижности) в сочленениях. 3. Обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий. Другую группу составляют воспитательно-образовательные задачи. Это задачи преимущественно педагогического аспекта: 1. Формирование умений у занимающихся выполнять двигательные действия с различными заданными параметрами (степень напряжения, направление, амплитуда, темп, ритм). 2. Овладение отдельными компонентами движений или законченными простыми двигательными действиями. Чаще всего подготовительная часть начинается со строевых упражнений. Затем они применяются в процессе всего занятия, играя при этом служебную роль. Комплекс ОРУ, как правило, завершает подготовительную часть. В начале комплекса следует давать упражнения с умеренной амплитудой, в спокойном темпе и ограниченной дозировкой. По ходу выполнения комплекса амплитуда движений, темп и дозировка нарастают, достигая в конце необходимых величин. Все методические приемы, применяемые преподавателем в подготовительной части занятий, направлены на то, чтобы обеспечить: 1. Точность выполнения заданных упражнений. 2. Согласованность выполнения упражнений. 3. Самостоятельность выполнения упражнений каждым занимающимся. 4. Интерес занимающихся к выполнению упражнений. Для выполнения перечисленных выше требований преподаватель должен уметь: пользоваться различными способами информирования занимающихся об упражнениях, оказывать помощь, исправлять ошибки, рационально размещать занимающихся на площадке. 1. Способы информирования а) синхронным способом информирования сочетание показа с одновременным рассказом (зеркальный показ); б) расчлененным способом при этом преподаватель показывает упражнение и рассказывает о нем, расчленяя его на элементарные движения и предлагает выполнять их одновременно с показом; в) информирование только рассказом преподаватель называет или пересказывает упражнение, не показывая его; г) информирование только показом, причем, после показа он может подать все необходимые команды для начала и окончания упражнения, а может предложить занимающимся копировать все его действия, в том числе и в паузах между упражнениями. Четыре способа проведения комплекса ОРУ: раздельный (обычный), поточный, проходной, расчлененный. 1. При раздельном (обычном) способе между упражнениями делаются паузы для показа и объяснения очередного упражнения. 2. При поточном способе все упражнения комплекса выполняются непрерывно, без пауз для показа и объяснения очередного упражнения. Этот способ повышает плотность вводной части урока и активизирует занимающихся. 3. При проходном способе упражнения выполняются в движении или со значительным передвижением занимающихся. Этот способ позволяет включать в комплекс самые разнообразные упражнения и их сочетания с ходьбой, бегом, прыжками, танцевальными и акробатическими упражнениями. 4. Расчлененным способом (по разделениям). Он применяется при обучении сложным упражнениям, с группами, слабо подготовленными в двигательном отношении. Простые по технике исполнения упражнения могут проводиться только "по показу" или только "по рассказу" и "игровым способом". "По показу" упражнения проводятся главным образом с дошкольниками, учащимися младших классов, когда нужно организовать их внимание. Только "по рассказу" применяется с целью развития образного и логического мышления, памяти на движения, координации движений. Игровой способ применяется для закрепления пройденного на уроке материала, увеличения физической нагрузки, эмоциональной окраски урока или отдельной его части. Учебный труд на занятии может быть организован фронтальным, групповым (и как разновидность группового круговым), индивидуальным способом. 1. Фронтальный способ применяется в подготовительной части, заключительной. Иногда применяется и в основной части, например при разучивании в\у, массовых спортивных выступлений. При развитии двигательных качеств с использованием гимнастической стенки, скамеек, скакалок, гантелей. 2. Групповой способ применяется в основной части. Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем все меняются местами. Каждая группа имеет командира. 3. Круговой способ задания выполняются по станциям. 4. Индивидуальный способ каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно.

Основная часть

Задачи: развитие волевых и физических качеств занимающихся; формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных умений. Моторная плотность этого отрезка занятия едва достигает 3040%. В результате занимающиеся хотя и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, однако далеко не исчерпывают своих технических возможностей. Средства: применяются упражнения, требующие значительных волевых и физических усилий (упражнения большого энергетического веса)упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, прикладные упражнения, ОФП. Общие требования к проведению: 1. Четкое представление о заданном упражнении. 2. Доступность. 3. Повышение качества выполнения заданного упражнения в каждой попытке. 4. Оптимальное количество повторений. 5. Безопасность выполнения упражнений. Методические приемы проведения основной части занятий. 1. Способы информирования занимающихся: а) показ (необходимость многократного показа); б) объяснение; в) демонстрация наглядных пособий. 2. Оказание помощи занимающимся: а) подсказ, б) анализ и оценка техники выполнения упражнений занимающимися, в) наблюдение и исправление ошибок, г) меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений. Способы повышения плотности в основной части урока Плотность урока можно повысить применением следующих методических приемов: 1. Выполнение некоторых упражнений (подтягивание, переворот в упоре, сгибание выпрямление рук в упоре и др.) по два одновременно на одном снаряде. 2. Увеличение количества снарядов. 3. Организация дополнительных мест для выполнения подводящих и подготовительных упражнений. 4. Проведение основной части урока по методу круговой тренировки. Эффективность методических приемов во многом определяется активностью занимающихся на уроке. Низкая активность может свести на нет все методические и организационные ухищрения педагогов. Активность занимающихся зависит от объема и чередования видов упражнений. Высокая работоспособность занимающихся достигается применением следующих методических приемов: 1. Новый материал изучается в начале основной части на первом снаряде, на втором может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем повторение пройденного, развитие двигательных способностей. 2. При работе на снарядах упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре. 3. Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению другими последующими упражнениями или не оказывало бы отрицательного влияния. 4. Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередования режима работы и отдыха.

Заключительная часть

Общие задачи направлены на быстрое восстановление занимающихся, а также на подведение итогов урока и сообщение заданий для самостоятельной работы дома. К средствам, используемым в заключительной части относятся: успокаивающие упражнения: ходьба, бег, массирующие упражнения (потряхивание, расслабление, массаж). отвлекающие упражнения :упражнения на внимание, спокойные игры, музыкальные задания и т.д. упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния занимающихся: игры, эстафеты, танцы и т.д. Педагогическое значение этих упражнений заключается в том, что они сплачивают коллектив, создают бодрое, жизнерадостное настроение, а главное, усиливают желание занимающихся регулярно посещать занятия гимнастикой.

15