КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами» Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика» Урок 60 Профессор Доуэль и профессор Керн Рабочее название урока: злые и добрые волшебники от науки

КОНСПЕКТЫ
Литература 5 класс

ЧАСТЬ II «Что можно увидеть с закрытыми глазами»
Раздел 2. «Научная и «ненаучная» фантастика»
Урок 60 Профессор Доуэль и профессор Керн
Рабочее название урока: злые и добрые волшебники от науки
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания

Цель урока


На данном уроке: мы, на примере произведения А.Р. Беляева говорим о том, что задача научно-фантастического романа – решение нравственных проблем, стоящих перед человечеством.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

II. Работа с текстом.
1.Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.























2. Анализ текста.


































































- Наверное, все вы читали сказки. Там есть добрые и злые герои. Они представляют Добро, другие – Зло. Если бы мы определяли произведение «Голова профессора Доуэля» как сказку, то кто в ней представлял бы сторону добра? (Мари Лоран, Артур, профессор Доуэль). А кто – сторону зла? (профессор Керн).
- Скажите, можно ли сравнить учёных с волшебниками? (можно). - - Почему? (они делают то, что не могут делать обычные люди, они в состоянии изменить мир, уничтожить его).
Если бывают злые и добрые волшебники, то могут ли быть злые и добрые учёные (конечно). Что ими может двигать, давайте попробуем определить:
(Работа в парах, один пишет качества (литературный портрет) злого учёного, другой – доброго учёного. Затем передают друг другу, отмечают ОБЩИЕ качества. Второй этап: сопоставление с портретами Доуэля и Керна).
Злые учёные (волшебники от науки)
Власть, слава, материальное богатство, вера в собственную исключительность, отношение к работе, как к самому главному в своей жизни (важнее семьи, детей, Родины), трудолюбие, гордыня (гипертрофированное, то есть слишком большое самолюбие).
Добрые учёные (волшебники).
Трудолюбие, отношение к работе, как к самому главному в жизни, любовь к семье, к детям, к Родине, желание сделать мир лучше, самолюбие, понимание смысла своего дела.
Формулируем тему урока:
Добрые и злые волшебники от науки.

- Докажите на основе прочитанных вами глав, что «Голова профессора Доуэля» – научно-фантастический роман.
(вспоминаем признаки научно-фантастического романа и сопоставляем с произведением)
- Героем научной фантастики часто является учёный, профессор. Вспомним профессоров Челленджера и Саммерли из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир». Такой герой, как и сама наука, которой он служит, может или стремиться к добру и счастью человечества, или мечтать об уничтожении одной половины человечества во имя другой, преследовать личные цели, видеть в науке средство для достижения славы, власти. В чём же была разница между профессором Доуэлем и профессором Керном? (на основании портретов Доуэля и Керна докажите разницу между этими людьми. Сопоставляя этих двух учёных, мы сопоставляем не талант и бездарность (это было бы проще всего), а двух одарённых, умных людей. Ведь то, что совершил Керн как ученый, невероятно сложно, даже если воспользоваться чужими знаниями. Недаром Керн был первым ассистентом Доуэля.)
- Какова же цель Доуэля и Керна? (работа в тетрадях, таблица под литературными портретами)
(Цель Доуэля – развитие науки на благо человечества, борьба со смертью. Почему Доуэль помогает Керну довести эксперимент до конца? Опять-таки во имя высших целей: его открытие должно принести пользу людям, неважно, чьим именем будет подписан научный труд. Цель Керна – обрести личную славу. Ради этого он готов на всё: украсть записи Доуэля, убить его самого, пытать беспомощную голову. Самое главное – сделать себе имя. Этому служат все возможные средства. Здесь полезно обратиться к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Как одно подходит к другому! Какой солидный облик у кабинета! Так и должно быть у настоящего учёного. Только всё-таки веет от этой комнаты и профессорского облика чем-то мрачным, и это сразу настораживает героиню.)
- Ответьте на вопросы 4-7 учебника (с.122-123) (работа в тетрадях).
- Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн
Материалы для учителя:
В качестве возможного ответа на этот вопрос приведём слова
Шерлока Холмса, произнесённые им в известном рассказе А. Конан Дойла «Пёстрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!.. Когда врач совершает преступления, он ужаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...». Наука – очень опасное оружие в преступных руках.
- Скажите, могут ли быть такие знания, которые для человечества опасны? От которых больше вреда, чем пользы (ответы детей).
Давайте проведём совместную работу: берём области науки и стараемся отобразить вред и пользу каждой из них.
(Например:
Атомная энергия (атомная электростанция, атомная бомба)
Электричество (свет в домах, бытовые приборы – удар электрического тока, вред от гидроэлектростанций).
И т.д.)
- Можете ли вы предположить, что существовали открытия, которые учёные прятали от общества? И, если да, то почему?
(Общество к ним было не готово).
- Когда врач получал диплом, начиная с древнегреческих времён, он должен был давать «клятву Гиппократа» - своеобразный кодекс чести врача – что он может делать, а что он, что бы ни случилось, делать не может. Давайте предположим, что нам поручили составить клятву учёного, его кодекс чести. Какие статьи вы бы в него включили (индивидуальное задание с последующей проверкой).


III. Итог урока.
Мы определили задачи, которые ставит перед собой научно-приключенческий роман и составили кодекс чести учёного.



IV. Домашнее задание
В качестве домашнего задания учащимся предлагается прочитать статью о Р.Брэдбери на с. 123





















© ООО Баласс, 2013