Конспект интегрированного урока русского языка и литературы по рассказу Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»


Конспект интегрированного урока русского языка и литературы по рассказу Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами» учителя русского языка и литературы Ольховой С.А.
Тема урока: «Образы и символы в рассказе Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, толковый словарь русского языка, тексты, раздаточный материал, портрет писателя, минеральная вода, стаканы.Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения новых элементов.
Универсальные учебные действия:
Личностные – развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-эстетических отношений.
Познавательные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации из текстов художественной литературы, знаково-символические действия, включая моделирование.
Коммуникативные – умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать.
Регулятивные – способность планировать реализацию учебных задач, контролировать и оценивать свои действия по результату.
Ход урока:
1. Мотивация
Учитель: Бывает ли тебе грустно…, когда ты стараешься побыть наедине с собой…, остаться в таком месте, где тебя никто не потревожит? Какое же это место?
Примерные ответы учеников: Любимый уголок - своя комната, место на опушке леса, берег родной реки и др.
Учитель: Послушайте запись (звуки водной стихии на фоне классической музыки П.И. Чайковского «Времена года - Октябрь: Осенняя песнь»). При прослушивании делайте пометы на розданных листочках о чувствах, возникающих у вас от услышанного. Слова на должны быть одной части речи.
О чём эти звуки? Что они пробудили? Что вам представилось?
Какие слова вы записали? Это слова какой части речи?
Примерные ответы учеников: Это звуки, которые мы может услышать, находясь у воды: плещутся волны, журчит ручей. Они навеяли воспоминания о походе, рыбалке.
Учитель: Можно ли говорить о том, что музыка помогает вам фантазировать и представлять?
Примерные ответы учеников: Да.
2. Актуализация
Учитель: Как одним словом назвать то, что вам представилось? Эту картинку?
Примерные ответы учеников: В нашем воображении появились символы и образы.
Учитель: Где мы можем встретить образы? Сформулируйте тему и цели урока на основе ответов.
Примерные ответы учеников: В художественном произведении. Таким образом, тема сегодняшнего урока следующая «Образы и символы в рассказе Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами». Цели урока: проанализировать рассказ и выявить созданные в нем символы и образы.
Работа учеников-консультантов. (Слово об авторе)
1 консультант:
Детство, семьяКоваль Юрий Иосифович, детский писатель, сценарист мультфильмов, детских кинофильмов, автор и исполнитель песен, художник и скульптор родился 9-го числа в феврале месяце 1938 года в городе Москва. Он был младшим братом политолога и историка Бориса Иосифовича Коваля. Родители: отец был на службе в уголовном розыске, мать работала в психиатрической больнице главным врачом. Детские годы писателя пришлись на войну. В это время он заболел костным туберкулёзом.
Образование 
Юрий Коваль закончил педагогический институт и один год работал в Татарии в сельской школе. Его специальность была "преподаватель литературы, русского языка, истории и рисования". Во время учёбы в институте он увлёкся скульптурой, мозаикой и фреской, занимался рисунком и живописью
Консультант 2:
Творческий путь писателяВ Москве Юрий Коваль стал работать учителем в средней школе для рабочей молодёжи. Писал он в это время под псевдонимом довольно оригинальным – "Фим и Ам Курилкины, сотрудничал с журналом "Детская литература". Он написал свою первую "Сказку о том, как строился дом", повесть для детей, в 1966 году. Затем Коваль стал заниматься только писательским трудом и публиковался в "Мурзилке" и других журналах. Громкий успех принес ему рассказ "Алый" о жизни на погранзаставе. Юрий Коваль открыл им серию "пограничных" рассказов. На сценарий рассказа "Алый" был снят фильм.
Юрий Иосифович Коваль стал писать произведения для детей в начале 60-х годов. Он был награждён дипломом Аркадия Гайдара в 1983 году и был лауреатом конкурса на лучшее литературное произведение для детей. При жизни было опубликовано более 30 книг. Произведения для взрослых менее известны, чем детская литература. Роман "Суер-Выер" был отмечен премией на Международном конгрессе писателей-фантастов в 1996 году. Книга была посвящена Бэлле Ахмадулиной.
Вопросы консультантов:
Какое образование имел писатель?
В каких сферах культуры попробовал себя?
В чем специфика его рассказов?
Какое произведение Коваль посвятил Бэлле Ахмадулиной?
Выразительное прочтение фрагмента произведения (диалогическое чтение)
Учитель: Вам стало известно, что Ю. Коваль является автором многих произведений для детей. О чем же произведение, которое вы читали дома?
Примерные ответы учеников: Это произведение о мальчике и девочке, которые задумались о смысле жизни.
Учитель: Сейчас я предлагаю выразительно прочитать фрагмент рассказа по ролям.
(Чтение диалога героев по ролям)
3. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа с пометами
Учитель: Спасибо нашим актерам. Их выразительное чтение помогло правильно понять настроение произведения. Каково же оно?
Примерные ответы учеников: Настроение произведения грустное, герои задумчивые, переживающие за себя и окружающих.
Учитель: Дома, читая рассказ, вы делали пометы: (! – важно для понимания идеи рассказа; + мне это знакомо, ? - это требует дополнительного объяснения).
Разберём слова с пометой «?». Посмотрите значение этих слов в словаре.
Опираясь на пометы «!», заполните кластер, находящийся у вас на партах.
А) Выделение главных образов.
Б) Какие еще образы есть в рассказе? Что герои одушевляют?

Работа в группах
Учитель: При входе в учебный кабинет вы брали разноцветные фигурки. Теперь объединитесь по группам по цвету. Должно получиться три группы.
Задание 1
1 группа выписывает эпитеты из произведения;
2 группа выписывает олицетворения;
3 группа слова с корнем -вод- и слова, символизирующие воду.
Группа готовит ответ на вопрос, с какой целью автор использует найденные вами средства.
Задание 2
Найдите в последнем абзаце произведения фразу, содержащую эпитет, олицетворение и слово вода.
Примерные ответы учеников: «Вода с закрытыми глазами»
4. Включения изученного в систему знаний
Учитель: Какое слово в этом словосочетании главное?
Примерные ответы учеников: Вода. Группа 3 рассказала о том, что вода в произведении играет важную роль, а если обратиться к теме урока, то выясним, что роль воды еще и символична.
Учитель: Какова же символика воды в рассказе?
Примерные ответы учеников: Вода в рассказе везде: ручей, облака, вода в кружке. Можно предположить, что Нюра пришла к ручью с целью успокоиться, рассказать природе о своих проблемах, поэтому вода в рассказе является символом успокоения и умиротворения.
Учитель: Какой еще символ присутствует в рассказе? В чём он проявляется? Где мы его видим?
Примерные ответы учеников: В рассказе есть также символ осени, который проявляется в состоянии природы и героев: «Он случайно появился среди пасмурной осени», «каким коротким будет этот день», «поляны, заваленные опавшим листом», «Ты чего невесёлая?».
Эксперимент
Учитель: На протяжении всего рассказа Нюра не выпускает кружку из рук. Как она пьет воду? Почему? 
Примерные ответы учеников: Нюра пьет воду с закрытыми глазами. Возможно, так вода кажется вкуснее.
Учитель: У каждого из вас на парте стоит стакан с водой. Возьмите его и выпейте немного воды так, как это делает Нюра. Что вы чувствуете?
Примерные ответы учеников: Появилось чувство спокойствия. Можно сделать вывод, что вода обладает целительными свойствами.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель: Составьте синквейн в парах по сегодняшнему уроку.
Примерные ответы учеников: Осень. Грустный, холодный. Унывать, пить, исцелиться. Вода обладает целительными свойствами. Вода
Учитель: Зачитайте свои синквейны.
Домашнее задание: 1. Сделайте иллюстрации к рассказу.
2. Раскрасьте рассказ: каждая часть речи – определенный цвет.