Рабочая программа внеурочной деятельности Мастерская речи.



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Мастерская речи»






Составитель: Дубок Дина Владимировна
Учитель-логопед

















Пояснительная записка
     Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.
Речь является важнейшей психической функцией человека. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.
С началом обучения у детей имеющих смешанное расстройство школьных навыков, задержку психического развития обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. Смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии в период начального школьного обучения. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Всё сказанное выше определяет актуальность программы, рассчитанной на 1 год занятий.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для работы с детьми 8 лет в коррекционном классе.

Направленность программы: коррекционная.
Программа предназначена для развития речевой, познавательной и интеллектуальной активности школьников необходимых для коррекции чтения и письма.
Содержание занятий кружка представляет собой специальную систему занятий, направленную на профилактику и коррекцию дисграфии у детей со смешанным расстройством школьных навыков и задержкой психического развития. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
На занятиях формируются общеинтеллектуальные умения необходимые для полноценного формирования письма: операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мышления, устойчивость, концентрация переключения внимания и самоконтроля.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников со смешанным расстройством школьных навыков, задержкой психического развития имеющих трудности в формировании письма и предоставляет им возможность в игровой форме усвоить материал и развить учебную мотивацию.
Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей детей. Новые, более сложные задания первоначально даются на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале.
В конечном счёте, занятия кружка должны содействовать профилактике и коррекции у детей нарушений письма (дисграфий).
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, анализировать речевой материал, строить связное высказывание, активизировать речевую и познавательную деятельность и самостоятельность.
Занятия включает работу на следующих уровнях:
1.Работа на уровне звука.
2.Работа на уровне слога.
3.Работа на уровне слова.
4.Работа на уровне предложения.
В структуру занятия могут входить:
Упражнения для развития артикуляционной моторики;
Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
Дыхательная гимнастика;
Кинезиологические упражнения;
Релаксационные упражнения.
Программа предусматривает уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Школа», «Школьные принадлежности», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень», «Перелётные птицы», «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Зима», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Электроприборы», «Посуда», «Школьные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Весна», «Цветы», «Транспорт», «Профессии».
Цель программы: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.
Основные задачи программы:
1.Закреплять навык работы со словом (его звуковым и слоговым составом).
2.Уточнять слухопроизносительные дифференцировки фонем.
3.Развивать лексический запас, расширять и обогащать словарь как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей навыков активного использования различных способов словообразования.
5. Развивать анализаторы, участвующие в акте письма: слуховой, зрительный, кинестетический.
6.Совершенствовать познавательные процессы необходимые для письма: слуховое внимание, зрительное внимание, слуховую память, зрительную память, логическое мышление.
7.Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Формы и методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (самостоятельное выполнение работ по схемам, алгоритмам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский-самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников со смешанным растройством школьных навыков и задержкой психического развития и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся: речевые игры с мячом; последовательная смена одним из учеников «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения заданий; работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах. Итоговые занятия проводятся в форме викторины и игры путешествия между командами.
Основные виды деятельности: речевая,
·игровая, познавательная, поисковая.
Сроки реализации программы: 1год.

I этап диагностический: (сентябрь) Цель: анализ письменных работ, обследование речевой функции.
II этап развивающий: (октябрь-май) Цель: содействие формированию и развитию навыков устной и письменной речи.
III этап итоговый:(май) Цель: анализ письменных работ, составление плана дальнейшей работы по коррекции чтения и письма.
Структура программы:
Программа предусматривает изучение материала Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие, воспитывает уверенность в своих силах.

Раздел программы
Количество часов



Общее кол-во
Практика


Неречевые звуки.
2
2


Игры со звуками и словами.
5
5


Игры со словами.
8
8


Игры со слогами.
3
3


Обобщающее занятие. Викторина «Звуки, слоги и слова»
1
1


В мире слов.
13
13


Обобщающее занятие. Игра-путешествие «Тайны слов».

1
1


Тематическое планирование:


Тема занятия

1-2
Неречевые звуки.

3-4
Игры со звуками и словами. «Звуковая чашечка»


5-6
Игры со звуками и словами. «Расколдуй слово»


7
Игры со звуками и словами. «Теремок»


8-9
Игры со словами. «Рассели слова»


10
Игры со словами. «Шифровальщики»


11
Игры со словами. «Похищенные буквы»


12
Игры со словами. «Буквы разбежались»

13
Игры со словами. «Слово в слове».


14-15
Игры со словами. Игра-путешествие по улице парных согласных.


16
Игры со слогами. «Собираем слова из слогов».


17
Игры со слогами. «По сугробам мы пройдём, слова соберём».


18
Игры со слогами. «Слоговая арифметика».


19
Викторина «Звуки, слоги и слова».


20-21
В мире слов. Слова предметы.
 

22-23
В мире слов. Слова действия.


24-25
В мире слов. Слова признаки.


26-27
В мире слов. Слова родственники. «Собери семейку слов».
 

28
В мире слов. Слова родственники. «Найди чужака»




29-30
В мире слов. Слова- друзья.


31-32
В мире слов. Слова –враги.


33
Игра-путешествие «Тайны слов».



Содержание программы
1 год обучения (33 часа)
Неречевые звуки (2 часа)
Игры на формирование понятия неречевые звуки. Бытовые шумы, шумы улицы, природы.
Игры со звуками и словами (5 ч)
Игры на развитие звукового анализа и синтеза, на определение порядка звуков в слове, определение соседей звуков, характеристика звуков по опорным мнемотаблицам и без. Конструирование и реконструирование букв. Составление предложений с заданными словами.
Игры со словами (8 ч)
Игры и упражнения на развитие языкового анализа и синтеза. Работа с кроссвордами на различные лексические темы. Зашифровка, расшифровка слов различных лексических тем с использованием гласных и согласных букв. Расшифровка, зашифровка слов с пропущенными буквами. Поисковые задания на нахождение слова в слове. Составление слов из букв.
Подбор слов паронимов. Игры «Вставь букву», «Вылечи слова». Проверка парных согласных на конце слов. Составление предложений с заданными словами.
Игры со слогами (3ч)
Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. Определение количества и последовательности слогов в словах. Расшифровка слов с пропущенными слогами. Работа с ребусами. Постановка ударения, определение ударного и безударных гласных. Игра «Выйди на крылечко, позови словечко»
Составление предложений с заданными словами.
Итоговое занятие (1 ч)
В мире слов (13).
Подбор и поиск слов предметов, действий, признаков по различным лексическим темам. Классификация слов. Определение лишнего слова. Словесное объяснение, чем отличаются предметы. Смысловые ряды. Игры «Назови части», «Назови предмет», «Аукцион», «Подбери слово действие», «Подбери слово признак», «Отгадай по описанию». Разбор и группировка предметных картинок по лексическим темам. Запись названий картинок (каждая лексическая группа на отдельных листках) в столбик с использованием пасты разного цвета «составляем списки картинок для логопедического кабинета». Игры «Наоборот», упражнения на подбор антонимов –имён существительных, наречий, нахождение антонимов в загадках, замена слов в предложениях на антонимы, нахождение ошибок в употреблении, работа с фразеологизмами –антонимами. Составление предложений с заменой слов. Упражнения «Построй предложения», «Наведи порядок», реконструкция пословиц, поговорок, работа по восстановлению недостающих слов в предложениях, замена слов в предложении на синонимы, антонимы. Использование слов признаков, действий. Нахождение и подбор слов предметов, действий, признаков используя технологию семантических полей, подбор родственных слов, находить прямое и переносное значение слов. Составление словарика слов. Составление предложений с заданными словами.
Итоговое занятие (1 ч)
Игра- путешествие по пройденному материалу.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися следующих воспитательных результатов и эффектов деятельности:
В результате коррекционно-логопедического воздействия у учащихся будут сформированы регулятивные УУД.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Различать способ и результат действия.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
В результате коррекционно-логопедического воздействия учащиеся научатся познавательным УУД:
Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Делать выводы на основе анализа объектов.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться в речевом материале.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
В результате коррекционно-логопедического воздействия у учащихся будут сформированы коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать других.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
Создавать речевые высказывания.
В результате коррекционно-логопедического воздействия у учащихся будут сформированы личностные УУД:
Умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Положительный интерес к изучаемому предмету.
Сформированы элементарные навыки самоконтроля.
Сформированы необходимые навыки самостоятельной учебной деятельности.
Система отслеживания результатов освоения программы детьми проходит через анализ письменных работ в конце года. В соответствии с этим планируется работа на следующий год.

Литература
1. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
2.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
3.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
4.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
5. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
6. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
7. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
8. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
9.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
10.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
11. О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2011.

15