Конспект урока по русскому языку на тему Подлежащее и сказуемое (3 класс)


Пояснительная записка
Данный урок русского языка в 3 классе составлен к блоку «Как устроен наш язык» по УМК Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века». Программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год, 5 ч в неделю. Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова.
В классе обучается 15 человек. Обучающиеся данного класса имеют средний уровень подготовки.
На уроке проводится самостоятельная работа, фронтальная работа и работа в паре. В ходе урока осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль, проводится самооценка.
Тема урока: Подлежащее и сказуемое.
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1) Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения данной темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию навыка письма с печатного текста, учить сравнивать предложения с определениями и без них; выявить значение определений.
2) Метапредметные:
Познавательные .Развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные . Умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и действовать по плану; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе   признания индивидуальности каждого ребенка
Коммуникативные .Развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные. Воспитывать  культуру поведения, общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
1) Для педагога - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Подлежащее и сказуемое».
2) для учащихся – учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, учебные принадлежности.
Структура (план) урока:
1. Мотивация.
2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.
3. Открытие нового (знания, способа действия).
4. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
5. Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом.
В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему урока определяют сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применяется системно-деятельностный подход в обучении. На всех этапах урока обучающиеся будут вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, им необходимо не только использовать уже имеющиеся знания, но и применить их на практике. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, происходит чередование различных видов деятельности.
Технологическая карта урока
Тема раздела: «Как устроен наш язык»
№ п/пПараметр Описание
1 Учебный предмет, класс Русский язык 3 класс
2 Тема урока Подлежащее и сказуемое
3 Цели урока 1) Предметные: организовать деятельность учащихся по планированию изучения данной темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию навыка письма с печатного текста, учить сравнивать предложения с определениями и без них; выявить значение определений.
2) Метапредметные:
Познавательные .Развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные . Умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и действовать по плану; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; учебное сотрудничество учителя с учеником на основе   признания индивидуальности каждого ребенка
Коммуникативные .Развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные. Воспитывать  культуру поведения, общения.
4 Ожидаемый учебный результат Предметные результаты
Находить подлежащее и сказуемое в предложении. Универсальные учебные действия
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Познавательные: умение структурировать знания, постановка проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание, моделирование наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные: контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном
5 Оборудование и материалы Для педагога Для обучающихся
Компьютер, проектор, экран, презентация «Подлежащее и сказуемое» учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, учебные принадлежности
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока Цель - результат Содержание (страницы учебника, номера заданий, медиаресурсы) Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оценка и контроль
Мотивация Активизация обучающихся.
Друзья мои, я очень рада, Войти в приветливый ваш класс,И для меня уже наградаСиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок.Так постараемся сегодня, И вместе проведём урок.
Презентация.
Слайд 2.
Чистописание
На слайде слово колокольчик
-Ребята, выберите для чистописания только те буквы, которые повторяются чаще всего. Найдите ещё одно слово, которое получиться, если слово прочитать наоборот с середины.
Учитель показывает написание букв и слова, которое нашли дети сами.
оОо ко оОо око оло около
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.
Проводит чистописание.
Учитель показывает на слайде правильное написание букв и слова, которое нашли дети сами.
Формулируют правила поведения на уроке
Отвечают на вопросы. Списывают буквы и слова. Самоконтроль
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями Подготовка к изучению новой темы.
Слайд 3
Словарно-орфографическая работа.
Давайте с вами вспомним словарные слова, отгадав кроссворд.
Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(ответ: береза)
2. Сколько ни ходи,
до конца не дойти
(ответ: дорога)
3. По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? …
(Ответ: Кровать)4. Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет.
Ответ: Зеркало
5. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
(Ответ: Помидоры)-Какое ключевое слово у нас получилось? (предложение).
-Какие члены предложения мы называем главными ?
- Как вы думаете, какова будет тема урока?
(Подлежащее и сказуемое .)
- Какие мы задачи поставим перед собой? Учитель читает загадки.
Организовывает работу в обсуждении вопроса
Отгадывают загадки и вспоминают словарные слова.
Формулируют тему урока и задачи урока. Открытие нового (знания, способа действия) Формировать понятие о подлежащем и сказуемом. Работа по учебнику с. 78-79
Упр. 1 Прочитай . Запиши в тетрадь сначала словосочетания. Где есть глагол, а потом предложения. В предложениях подчеркни грамматическую основу.
Работа в паре. Упр. 2 Прочитай. Найди границы предложений. Спиши в тетрадь только предложения. Всё ли ты выпишешь? Почему? Организовывает коллективную работу.
Организовывает работу в паре
Находят в предложениях грамматическую основу.
Используют алгоритм поиска границ предложения. Находят в тексте все предложения. Взаимоконтроль
Физкультминутка
Волны плещут в океане
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Закреплять умение применять знания на практике Слад 4.
Работа по учебнику с. 99
В парах .Упр. 4 Прочитай. Слева даны предложения, а справа – словосочетания. Постарайся сделать так, чтобы все словосочетания вошли в предложения.
Проверка (с опорой на готовый ответ) Организовывает работу в паре
Используют алгоритм поиска. Записывают получившиеся предложения и подчёркивают в них грамматическую основу – подлежащее и сказуемое. Самоконтроль и взаимоконтроль
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом. Подвести итог проделанной работе на уроке. Закончите предложения.
Сегодня на уроке было интересно, потому что ……
Я бы хотел похвалить себя за то ……..
На уроке понравилось то, что …….
Упр.3 с. 79.Записать предложения и в каждом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Самооценка
Приложение