Конспект урока по русскому языку на тему Подлежащее и сказуемое (3 класс)

Удодова Наталья Васильевна
УМК «Начальная школа XXI века»
3 «А» класс

Тема: Подлежащее и сказуемое.
Задачи: 1) Учить сравнивать словосочетания и предложение.
2) Развивать умения составлять предложения.
3) Отрабатывать умения находить грамматическую основу.
4) Формирование орфографической зоркости и каллиграфических навыков.
Оборудование: С. В. Иванов Русский язык: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях Ч.1., проектор, презентация урока, выполненная средствами Power Point.
Ход урока:

Организационный момент.
- Ребята, мы начинаем урок русского языка.
II. Актуализация темы и цели. (слайд № 1)
- Как называются слова, без которых предложение не имеет законченной мысли?
- Что выражает подлежащее в предложении? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?
- Что выражает сказуемое в предложении? На какие вопросы отвечает? Как подчеркивается?
- Молодцы! Значит, какая тема урока? (Дети сами приходят к теме урока).
III. Минутка чистописания (по вариантам).
Пп подлежащее
Сс сказуемое
IV. Словарная работа (слайд № 2)
- Составьте и запишите предложения, оформляя правильно на письме. В слова левого столбика, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
п.тух лает
с.рока чирикает
с.бака мычит
в.робей кукарекает
к.рова каркает
в.рона стрекочет
V. Работа над темой урока. (слайд № 3)
Работа с рубрикой «Давай подумаем»
- Прочитайте: идти в школу, собирать цветы, смотреть телевизор, учить уроки.
Алёша сказал, что это предложения, потому что в них есть глагол, а глагол чаще всего бывает сказуемым. Значит, если есть сказуемое - есть и предложение.
Наташа не согласна с Алёшей. Она считает, что это не предложения, а словосочетания: одно слово главное – оно командует, от него можно задать вопрос. А другое слово зависимое – оно подчиняется главному, к нему ставится вопрос от главного: идти (куда?) в школу. Но в словосочетании нет сообщения о том, что кто-то или что-то совершает действия, испытывает какие-то чувства, поэтому их нельзя называть предложениями.
Наташа предложила сравнивать слово, словосочетание и предложение. Вот что у неё получилось: играть; играть в прятки; я играю в прятки. (слайд № 4)
Только Я играю в прятки можно назвать предложением, потому что имеются все признаки предложения: интонация, законченная мысль, есть тот, кто совершает действие, и само действие. ( слайд № 5)
Прочитайте: Суп сварился; вкусный суп; мама варит суп; варить суп; молочный суп (слайд № 6) Запишите в тетрадь сначала словосочетания, где есть глагол, а потом предложения. В предложениях подчеркни грамматические основы.
Самопроверка (слайд № 7)
VI. Физминутка
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук - качание головой, встряхивают кистями
Но ещё не всё пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. – разворачиваются лицами друг к другу
С делом справимся вдвоём, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнём - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнём! - отряхиваются
VII. Закрепление материала
Работа в парах. Выполнение упражнения 4 на стр.68
- Не нарушается ли сочетаемость слов, когда мы говорим: дождь идёт, море волнуется, глухой лес? Как называется такое явление?
VIII. Рефлексия
Закончи предложения.
Сегодня на уроке
Я узнал.
Я понял.
Мне было интересно
Мне было трудно
IX. Домашнее задание
Стр.68 упр.5, правило