Программа проектной деятельности младших школьников по научно – познавательному направлению «Узнаем сами»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«НШ-ДС» пст. КеркиПрограмма
проектной деятельности
младших школьников
по научно – познавательному направлению
«Узнаем сами»
Автор программы:
Учитель нач. классов Бехлер Л.С
Пст. Керки2016 г.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа:
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по проектно – исследовательской работе.
Работа над проектом или исследованием даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Освоение определенных закономерностей исследовательской проектно- исследовательской работы необходимо начинать в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектно- исследовательской деятельности в среднем и старшем звене.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Цель программы: - приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих  развитию исследовательских умений.
Какие исследовательские навыки и умения формируются у обучающихся?
Мыследеятельностные:
умение видеть проблемы;
умение выдвигать идеи (мозговой штурм);
умение ставить цели и формулировать задачи;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение обоснованно выбирать способы или методы пути в деятельности;
умение планировать свою деятельность;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение доказывать и защищать свои идеи;
умение делать самоанализ, рефлексию.
Презентационные:
построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе;
выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности;
изготовление предметов наглядности.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других;
выражать себя;
находить компромисс;
взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисково-информационные:
умение находить информацию;
умение структурировать материал;
умение выделять главное;
умение делать выводы и умозаключения.
Проведение инструментального эксперимента:
умение наблюдать;
умение проводить эксперименты (организация рабочего места, подбор необходимого оборудования и т. д.).
Содержание программы по этапам:
- Формирование проектно - исследовательских умений ( 9 ч)
Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.
- Проектно -исследовательская практика (21 ч)
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.
- Защита проектов и исследовательских работ (4 ч)
Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт
научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.
В ходе освоения программы » целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные исследовательские информационные коммуникативные
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
Содержание программы
34 часа
Этапы
Формирование проектно - исследовательских умений Проектно -исследовательская практика Защита проектов и исследовательских работ
9 21 4
1 Что такое исследование и кто такие исследователи? (1 час)
Осенний вальс
( групповой проект, изготовление панно)
(2 ч) Защита проектов и иследовательких работ
Согласуется с администрацией и проводится не реже 1 раза в четверть.
2 Отчего и почему (учимся задавать вопросы) (2 час)
Развиваем внимание. Проба пера
(групповой проект создаем сборник стихов) (3 часа) 3 Экскурсия в сельскую библиотеку
(1 час) Книжка – малышка
(индивидуальный проект) (2 часа) 4 Отчего и почему?
(учимся определять тему проекта или исследования)(1час) Индивидуальные проекты кроссворды, ребусы, загадки
(2 часа) 5 Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) (1 час) « Волшебные правила здоровья»
(групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток) (2 час) Игра. «Мы - журналисты»
( знакомство с методом интервьюирования) (1 час)
«Статья в газету»
(инд. проекты) (2 часа) 6 Любопытные опыты. (1 час) Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект)
(2 час) Анкетирование как метод исследования. (1 час)
Создание мини анкет
(инд.проект проведение анкетирования) (2 час) 7 Индивидуальные проекты
(Почему дует ветер, откуда в хлебе дырочки и др.)
(2 час) Что значит для меня ощущение успешности?
(психологический тренинг) (1 час)
Подготовка к учебно – практической конференции.
(2 час) Ожидаемые результаты освоения программы.
Обучающийся будет знать:
основы проведения исследовательской работы;
что такое мини – проект и творческий проект;
методы исследования: наблюдение, опыт;
способы поиска необходимой для исследования информации;
правила сотрудничества в процессе исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Используемая литература
Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
4. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.
М., Просвещение, 2010 г.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь
ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.