Разработка урока по теме «Паразитические черви и меры борьбы с ними», 7 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Светловская основная общеобразовательная школа
Коченёвского района Новосибирской области





ПЛАН УРОКА

ТЕМА: «Паразитические черви
и меры борьбы с ними».

7 класс






















п. Светлый - 2014 год
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах предупреждения заражения гельминтами.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
Продолжить формирование умения работать с учебной и дополнительной литературой;
Продолжить воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил личной гигиены.
Тип урока: комбинированный;
Методы, используемые на уроке: словесный, частично-поисковый.
Оборудование: учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс
И.И. Сонин, В.Б. Захаров; атлас «Многообразие животного мира», карточки-задания, таблица «Паразитические круглые черви», фильм «Паразиты», ПК и мультимедиа.

Ход урока

I.Организационный момент.
Объявление темы, постановка цели и задач урока.
II. Актуализация знаний.
Проверка выполнения письменного домашнего задания.
Тест на знание общей характеристики и особенности строения круглых и плоских червей с использованием программы «Много мышей». (Приложение 1)
III. Изучение нового материала.
- Какие организмы называются паразитами?
- Какие знания о паразитах необходимы каждому человеку? Почему?
(Дети отвечают: - Где паразитируют? - Какой вред наносят? - Как защитить свой организм от паразитов?)
- Верно, это всё очень важно для каждого человека.
Просмотр фрагментов фильма «Паразиты»
- Насколько тема сегодняшнего урока актуальна для нас?
(Дети приводят факты из только – что просмотренного фильма).
-Как плоские черви стали паразитами? (Сообщение ребёнка).
-Где паразитируют и какой вред они наносят?
-Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим жизненный цикл некоторых паразитических червей.
(Учитель рассказывает с использованием презентации цикл развития человеческой аскариды бычьего цепня и печёночного сосальщика)
Во время просмотра презентации «жизненного цикла паразитических червей», дети заполняют таблицу:

Печеночный сосальщик
Бычий цепень
Человеческая аскарида

1. Промежуточный хозяин
Моллюски
Корова
-

2. Окончательный хозяин
Корова, овца, человек
Человек
Человек

3. Пораженный орган
Печень
Кишечник
Кишечник

4. Пути заражения
Сырая вода
Поедание непроваренной говядины
Сырая вода, немытые овощи

- Для чего необходимо знать цикл развития паразитов?
(Чтобы знать меры профилактики)

Самостоятельная работа учащихся с использованием дополнительной литературы в группах по заданиям.
Цикл развития свиного цепня
Цикл развитие эхинококка
Цикл развитие лентеца
Обучающиеся представляют результат своей работы в виде схем.
Приспособления к паразитизму
(Самостоятельная работа с Интернет – ресурсами с последующим обсуждением)
Форма тела позволяет паразиту удобно располагаться в теле хозяина.
Наличие специальных органов прикрепления (присосок, шипов, крючьев).
Упрощение строения (отсутствие нервной системы и органов чувств, дыхательной системы, упрощение пищеварительной системы).
Устойчивость к пищеварительным ферментам тела хозяина.
Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).
Высокая плодовитость.
Динамическая пауза (проводит дежурный ученик)
Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.
(Самостоятельная работа с Интернет – источниками с последующим обсуждением)
Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.
№п/п
признаки
причины

1
Запоры
Паразиты могут закрывать протоки, просвет кишок, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

2
Понос
гормоноподобные вещества паразитов могут приводить к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям.

3
Газы и вздутие
Паразиты, живущие в верхней части тонкой кишки вызывают воспаление, что приводит к вздутию и газам.

4
Гастрит
Паразиты вызывают воспаление стеной кишечника

5
Аллергия
Паразиты могут раздражать, и даже повреждать оболочку кишок, что приводит к повышению активности иммунной реакции организма в виде производства повышенных доз эозинофилов. Кишечные паразиты могут вызывать экзему, крапивницу, сыпи и другие кожные реакции аллергического характера.

6
Боли в суставах
Боли и воспаления суставов и мышц являются результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, посилившимися в этих тканях

7
Анемия, хроническая усталость
Кишечные паразиты высасывая питательные вещества у хозяина могут привести к большим потерям крови. У человека развивается апатия, депрессивное состояние, ухудшается память, наблюдается очень быстрая утомляемость

8
Скрежет зубами
Данная реакция особенно заметны у спящих детей и вызвана паразитическими инфекциями.

9
Нервозность и нарушение сна
Продукты обмена веществ паразитов являются токсичными и раздражают нервную систему. Нарушения сна могут являться следствием ночного выхода паразитов через задний проход


 Зарядка для глаз (проводит учитель)
- Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?
Беседа с учащимися.
Обсуждение методов защиты от паразитических червей (слайды).


· Соблюдать правила личной гигиены

· Мыть овощи и фрукты перед едой.

· поддерживать чистоту в доме.

· Всегда кипятить воду из открытых водоёмов перед употреблением.

· Тщательно прожаривать и проваривать мясо.

· Уничтожать переносчиков паразитов.

· Слушать советы взрослых.

Гельминтология – наука о паразитических червях.
Вклад Константина Ивановича Скрябина в разработку способов борьбы с гельминтами и профилактику гельминтозов (слайд).

IV. Закрепление знаний (слайды).
Выберите верный ответ
1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:
А) малого прудовика;
Б) крупного и мелкого рогатого скота;
В) пресноводных рыб;
Г) кошек.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:
А) живут взрослые паразиты;
Б) взрослые паразиты размножаются;
В) развиваются яйца;
Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:
А) живут взрослые паразиты;
Б) развиваются личинки;
В) личинки питаются;
Г) откладывают яйца.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:
А) крупный рогатый скот;
Б) малый прудовик;
В) кошки;
Г) пресноводные рыбы.

5. Паразитические плоские черви откладывают яиц:
А) во много раз больше, чем свободноживущие;
Б) столько же, сколько свободноживущие;
В) намного меньше, чем свободноживущие.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:
А) Молочно-белой планарии ______________
Б) Бычьего цепня ______________
В) Печеночного сосальщика ______________

Ведут паразитический образ жизни.
Листовидная форма тела.
Имеют присоски, шипы, крючья.
Свободноживущая форма.
Тело лентовидное, поделено на членики.
Паразитирует в кишечнике.
Паразитирует в печени.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Инструктирование по выполнению домашнего задания.

VI. Рефлексия.
15