Элективный курс по русскому языку Говорим и пишем правильно (10 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т. Кукмор»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрена на заседании
МО учителей русского языка и литературы
Руководитель МО
________/Г.Б.Степанова/
Протокол № _ от ____ 2015 г.
Согласована с заместителем директора по учебной работе
Зам. директора по УР
_______ /Н.Г.Шигапова/
__________ 2015 г. Утверждена директором
МБОУ «Многопрофильный
лицей им. А.М.Булатова
п.г.т. Кукмор»
Директор лицея:
__________ /Л.С.Камалова/
Приказ №__ от _____ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«Говорим и пишем правильно»
для 10 класса
на 2015-2016 учебный год
Зиганшиной Гульшат Юсуповны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета
Протокол №____от _______ 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
- ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004 г
- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 №68 – ЗРТ «Об образовании»
- Учебный план МБОУ «Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год
- Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МБОУ «Многопрофильный лицей им. А.М.Булатова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Данный элективный курс разработан на основе программы элективного курса для учащихся 10-11 классов под редакцией С. А. Войтаса, Н. Г. Акоповой «Говорим и пишем правильно». М., 2007. Согласно Учебному плану лицея рассчитан на 35 часов в год /1 час в неделю.
В основу рабочей программы элективного курса положены актуальные в настоящее время идеи личностно - ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. При изучении курса уделяется особое внимание развитию таких умений и навыков, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников, например, навыков различных видов чтения учебно-научных текстов, навыков создания собственных текстов и т. п. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
- теоретическая часть (повторение правил и углубление знаний о трудных случаях правописания; определение этапов создания текста).
- практическая часть. Использование системы упражнений предусматривает различные формы деятельности: работа со словарями и справочной литературой; работа с текстами; выполнение различных видов разборов. Подготовка сообщений и их обсуждение. Лингвистические игры.
Актуальность
Элективный курс «Говорим и пишем правильно» имеет познавательно-практическую направленность, расширяет знания учащихся о русском языке, способствует формированию языковых и речевых умений, навыков различных видов чтения учебно-научных текстов, навыков создания собственных текстов. Такие навыки необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников. Полученные учащимися знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения исследований будут использованы при итоговой аттестации.
Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся; развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Задачи:
- повторить трудные случаи орфографии, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- формировать умение создавать устные и письменные высказывания (монологические и диалогические) различных типов и жанров; редактировать собственный текст; формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
- совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.

Ожидаемый результат
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований могут быть использованы при итоговой аттестации, а также в предполагаемой будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование раздела количество
часов кол-во практических (сочинений) работ кол-во контрольных работ
1 Фонетика. Орфоэпия 2 1
2 Лексика. Фразеология 3 3 Словообразование 3 1
4 Морфология 3 5 Орфография 7 1
6 Синтаксис и пунктуация 5 1
7 Прямая речь. Диалог. Цитата 1 8 Сложное предложение 4 1
9 Текст и его особенности 7 2 1
итого 35 2 6
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование тем дата планирдата фактичпримеч1 Звуки русского языка. Орфоэпия. Слог и ударение 2 Контрольная работа (входной контроль) 3 Лексика русского языка Многозначность и омонимия. Переносное значение слова. Тропы 4 Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистическая окраска слова 5 Средства связи в предложении. Фразеологизмы 6 Способы словообразования в русском языке 7 Способы словообразования в русском языке. Лексическое значение морфем 8 Контрольный тест (административная работа) 9 Части речи. Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей 10 Способы выражения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении 11 Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Развитие речи. Лингвистический анализ текста 12 Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. 13 Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Е после шипящих во всех частях речи. 14 Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний 15 Правописание –ЧИК-/-ЩИК-; -ЕК-/-ИК-; -К-/-СК; -Н-/-НН- в словах различных частей речи 16 Правописание Ъ и Ь, Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. 17 Контрольная работа (проверочный тест) 18 Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. 19 Словосочетание. Простое предложение.
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. 20 Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения 21 Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. 22 Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений. 23 Контрольная работа 24 Синтаксические конструкции с прямой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования. 25 Знаки препинания в бессоюзном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте 26 Сложносочиненные предложения. Использование ССП в художественном тексте 27 Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. 28 Проверочная работа 29 Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и с целью, и с условиями общения прикрепленность языковых единиц к определенной стилевой системе. Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. 30 Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Создание текста и его редактирование 31 Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. Развитие речи. Редактирование текста 32 Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. Развитие речи. Редактирование текста 33 Текст и его анализ. Выразительные средства речи. 34 Контрольная работа в форме ЕГЭ (итоговый контроль) 35 Анализ работ. Подведение итогов Форма итогового контроля
Формой проведения итогового контроля в 10 классе является тестирование в формате ЕГЭ (части 1, без сочинения)
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе
1. Назначение контрольных измерительных материалов.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 10 класса Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
2. Документы, определяющие содержание КИМ.
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
1) Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
2) Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Продолжительность экзамена по русскому языку
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 урока (90 минут).
4. Система оценивания экзаменационной работы по русскому языкуЗа верное выполнение заданий 2-6, 8-14, 16-23 экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.
За всю работу можно получить 33 балла.
Зачёт, если ученик набрал 13 – 33 балла (от 40% до 100%)
Незачёт, если ученик набрал меньше 13 баллов – (от 39 % до 0%)
Демонстрационный вариант.
Часть 1Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3)<...> этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.
Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.
Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.
Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.
В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Например, Тем самым Несмотря на это, Если А
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.
вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.
к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.
к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам. О. к занятиям.
к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н.
в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
отключЁнный Отрочество шофЁр Оптовый новостЕй5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Глубокого уважения заслуживает плодотворная педагогическая, общественная и ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ деятельность известного актёра.
Цель программы - расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выпускать больше продукции.
Россия имеет ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения со многими странами.
Мякоть КОРНЕВОГО сельдерея очень плотная, ароматная, со сладковатым вкусом, поэтому это растение широко используется в кулинарии.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд / за СЕМЬЮ замками / пачка МАКАРОНОВ / в ДВУХТЫСЯЧНОМ году / ВКУСНЕЕ торта
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
Б) ошибка в построении сложного предложения Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье орнам..нт те..ретический к..снулся п..норама9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..цельный, ра..кол не..глядный, з..ходил пр..обрёл, пр..белый раз..скать, на..скось пре..стать, о..бойный10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
худ..нький обур..вать милост..вый замш..вый глянц..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
пол..щая (огород) вид..щий (насквозь) (гуси) щипл..т (траву) раду..щийся (гостю) кол..щий (предмет)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
ЖивописьИ.К.Айвазовскогополучила признание зрителей (НЕ)ОБЫКНОВЕННО рано: уже в юности за этюд «Воздух над морем» художнику была присуждена серебряная медаль.
Автор проекта понимал: реконструируя старую часть города, ему придётся принять отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ решение.
Поэзия А.А.Ахматовой возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии (НЕ)ОЦЕНИВАЕМ.
(НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
С тёмного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, раздаются раскаты грома.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.
Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.
Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В) ДАЛЬ.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Врубель.
Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Космическая эра началась (1) может быть (2) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что человек способен полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу её полёта (3) именно (4) К.Э. Циолковский.
18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое - испытание нуждой. (7)Второе - благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
«Удивительное дело, - писал поэт-декабрист Рылеев, - мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
- (26)Кто это сделал? - спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (ЗЗ)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду - уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - советская писательница, журналист.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости.
Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.
Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.
Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.
В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложениях 3-9 представлено повествование.
Предложения 12-13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10-11.
В предложениях 31-35 содержится рассуждение.
В предложениях 40-42 представлено рассуждение.
В предложениях 50-53 представлено описание.
22. Из предложений 44-47 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 34-42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)___(предложения 24, 29-30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём - (Б)___ (предложения 17-18, 28-29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство - (В)___ («как себя», «как в своей собственной»
в предложении 22) и троп - (Г) («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Список терминов:
книжная лексика
эпитет
противопоставление
разговорная лексика
анафора
олицетворение
вводное слово
синонимы
сравнительный оборот
Список используемой литературы
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.
10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2011.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. - М.: Русское слово, 2007
3. Пучкова Л. И. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. – Москва, Экзамен, 2015
4. Цыбулько И.П. Русский язык. ЕГЭ – 2015. Типовые экзаменационные варианты. - Москва, 2015.