Урок Мужества на тему: Никто не забыт, ничто не забыто


Классный час на тему:
Урок Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто.… И будем помнить всегда…»
Учитель: Кондратьева Марина Николаевна
Классный час на тему: Урок Мужества «Никто не забыт, ничто не забыто.… И будем помнить всегда…»
Цель:
Показать школьникам немеркнущий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в общем ходе войны; обратить внимание учащихся на то, что лучшие нравственные качества, проявленные нашими соотечественниками, и совершенный ими подвиг не могут и не должны быть забыты со временем.
Задачи:
- Познакомить учащихся с подвигом народа в годы ВОВ;
- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, познакомить с городом-героем Сталинградом с понятиями «Родина-мать», «Мамаев Курган»;
- воспитывать у учащихся патриотические чувства: уважение    к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, рисунки детей, плакаты по теме.
Предварительная подготовка заключается в том, что необходимо заранее раздать ученикам  стихи для чтения наизусть, нарисовать рисунки о войне и Победе, разучить и прослушать необходимые песни.
Ход занятия.
(На фоне военного марша «Прощание славянки» дети маршируют …)
- Добрый день дорогие гости, учителя, дети, родители!
(1 слайд) - Сегодня мы проводим «Урок мужества. Никто не забыт, ничто не забыто, и будем помнить всегда…
(2 слайд)- Но прежде чем начать урок, давайте вспомним, что мы проводили по теме: «Великая Отечественная война». В сентябре мы проводили классный час, посвященный Ораниенбаумскому плацдарму, в январе мы говорили о блокаде, о мужественных защитниках города-героя Ленинграда. В течение года работаем над проектом: «Я помню, я горжусь…», где вы рассказываете о своих прадедушках и прабабушках, рисовали рисунки, посвященные Великой Отечественной войне. А сегодня вспомним, что в этом году наша страна отмечает 70-летие Победы, будем говорить о Дне Воинской Славы, посвященном освобождению г. Сталинграда.
( 3 слайд)-
За Родину сражались деды наши
И выиграли страшную войну
Во имя всех людей, беды не знавших,
Спасали мир, любимую страну.
Сегодня свято помнить мы
Должны две даты:
Год 41-ый
И год 45-ый
(4 слайд) - Ребята, а кто мне скажет, когда началась война? (22 июня 1941 г.)
(5 слайд)1 ученик: (Климов Артём)
Война!…Война!В ушах гремели взрывы.Полнеба дым пожарищ закрывал.И в полный рост, строги и молчаливыВсе встали на борьбу и стар, и мал.На землю нашу грозно враг ломилсяПод орудийный грозовой раскат…И пионер солдатом становилсяИ воевал бесстрашно, как солдат…
(6 слайд)2 ученица: (Балмасова Настя)
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи мне ветер
Неужели – это война?
Учитель:
- Да, это война! Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.
- Да. За ценой не стояли, бились на смерть наши воины. Долог и непосильно тяжел был путь к победе. Важные сражения проходили во многих уголках нашей страны.
(7 слайд) Золотыми буквами вписаны в летопись истории ВОВ имена городов-героев. Они олицетворяют немеркнущий подвиг советского народа, разгромившего немецко-фашистских захватчиков и отстоявших честь и независимость Родины. За массовый героизм и мужество 13 городов удостоены почетного звания город-герой. Все города-герои держали оборону, задерживали продвижение войск противника дальше вглубь страны, уничтожали десятки тысяч немецких солдат.
- Алина вам сейчас прочитает стихотворение, а вы попробуйте догадаться о каком городе – герое идет речь.
Ученица: (Рязяпова Алина)
На волжском бескрайнем просторе
Нет даже полоски земли,
Свободной от пуль и снарядов:
Здесь сотни бойцов полегли.
Был Гитлером сделан расчет:
«Победа над Сталиным будет,
Когда этот город падет»
Но город не пал! И солдаты
С призывом: «За Родину-мать!
За Сталина!» - в бой устремлялись.
Враг дрогнул и стал отступать… (Ответ: город-герой Сталинград)
 (8-9 слайд) Учитель: Царицын, Сталинград, Волгоград - все это названия одного города, расположенного на берегу великой русской реки Волги, (слайд) Крупнейший порт пяти морей - Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного,  город-металлург, выпускающий сталь и прокат, алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия. Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов.) (Слайд)
Историческая справка.
(10 слайд) Ученица: (Елисеева Алёна)
Потерпев в декабре 1941 года поражение под Москвой, Гитлер отдал приказ генералам за лето 1942 года прорваться к Волге и захватить Сталинград. Выход к Волге и захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Кроме того, захват Сталинграда разделил бы фронт наших армий надвое, открыл бы возможность гитлеровцам обойти Москву с востока и взять ее. Перебросив новые 90 дивизий, и все резервы, создав перевес в живой силе и технике, фашисты в середине июля прорвали оборону нашего Юго-западного фронта и двинулись к Сталинграду. Наша командование сделало все, чтобы задержать врага. Между Волгой и Доном был создан Сталинградский фронт. Из города эвакуировали детей, женщин, стариков.
Фашистские генералы получили приказ – стереть с лица земли город на Волге.
(11 слайд) Наши бойцы – «Ни шагу назад! За Волгой для нас Земли нет!»
Защитники Сталинграда стояли как скалы.
(12 слайд) Учитель: Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа, это был переломный момент Великой Отечественной  войны.          
(13 слайд) Ученица: (Балмасова Настя)
В солнечный день 23 августа 1942 года 1000 самолётов с черными крестами полетели к Сталинграду, они сбросили на жилые кварталы и нефтехранилища сотни бомб. Пылающая нефть разлилась по воде. Вся Волга была в огне. 40 тысяч жителей погибло в один только день. Горело всё, рушились здания, город окутался дымом. Гитлеру доложили: «Сталинграда больше нет! Всё живое в нем уничтожено», и получили приказ взять город. Фашистам удалось прорваться на окраину города, к тракторному заводу, но там их встретили рабочие-добровольцы, зенитчики, и курсанты военного училища. Целые сутки шёл бой, фашисты в город не вошли, за каждый район, улицу, дом сражались сталинградцы.
(14 слайд) Учитель:
Тошнило землю красной лавой,
Вулкан выплёскивал металл.
Огнём и пеплом, как отравой,
Горящий город накрывал. (А.Рытов)
Ученица: (Рязяпова Алина)
Здесь было всё, и каждому хватало
Осколков, пуль, отчаяния, смертей.
В обугленных и взорванных кварталах
Стояли мы 140 страшных дней.
И памяти останутся виденья –
Пылающий над Волгой Сталинград!
Ночные всполохи и чёрные каменья,
Уйти тебе не давшие назад.
Мы не ушли, мы дрались, мы стояли,
Смертям и ранам забывая счёт.
Во имя дня, которого мы ждали,
И верили, что этот день придёт.
Учитель:
От героев былых времен
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой.
(14 слайд) (Звучит песня «Горячий снег», (Иосиф Кобзон) все подпевают)
Клубились яростно метелиПо Сталинградской по земле,Дымились потные шинели,И шли солдаты по золе.И танк в сугробе, как в болоте,И бьют снаряды по броне...Снежинки таяли в полете,Как ветки с листьями в огне,И падал в битве человекВ горячий снег, кровавый снег.Смертельной битвы этой ветер,Как бы расплавленный металлИ жег, и плавил всё на свете,Что даже снег горячим стал.И за чертой последней, страшной,Случалось, танк и человекВстречались в схватке рукопашной,И превращался в пепел снег.Хватал руками человекГорячий снег, кровавый снег.
Опали белые метели,
Цветами стали по весне.
Большие годы пролетели,
А я все сердцем на войне,
Где отпевали нас метели,
Где в землю многие легли,
А дома мамы поседели,
У дома вишни зацвели.
А у меня в глазах навек –
Горячий снег,
Кровавый снег…
(14 слайд) Учитель:
Всему миру известен Мамаев Курган, где шли особенно кровопролитные бои.
Мамаев Курган — самая высокая точка в городе, главная  высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественной войны. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут  моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Солдаты называли курган «красным»: земля здесь была пропитана кровью. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города и России. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла даже трава. 
Ученик: (Сампиев Абдулла)
И Мамаев курган кровью русских полит,Он весь стонет от ран, он нам молча кричит.Враг коварный пришел нашу землю отнять,Смерть свою он нашел. И врагу не понять:Не за страх те деды – за свое лишь дрались,Чтобы сбылись мечты, чтобы мы родились.Так спасибо им всем, кто погиб, кто живет.Память в вечном огне и в сердцах не умрет!
Учитель: Вплоть до января 1943 года продолжались бои за Мамаев Курган.
Нам было всё отпущено сверх меры:
Любовь и гнев, и мужество в бою.
Теряли мы друзей, родных,
Но веры не потеряли в Родину свою.
Много, очень много на этом кургане – высоте 102 – полегло наших солдат.
(15 слайд) Учитель:
Сталинградская битва показала примеры массового героизма, в котором ярко проявились лучшие качества воинов – патриотов: от солдат до маршала…
Какими они были: солдаты – защитники Сталинграда? Те, для которых Волга была последним рубежом, дальше которого земли не было. Им невозможно было отступить. И они не отступили.
(16 слайд) Ученица: (Горбачёва Ева)
Михаил Паникаха – боец 1-ой роты 193-й стрелковой дивизии. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.
(17 слайд)Матвей Путилов – связист штаба 308 стрелковой дивизии. В разгар боя нужно было исправить поврежденную связь. При выполнении этого задания ему раздробило обе руки. Истекая кровью, Матвей, теряя сознание, зубами соединил оба конца линии связи.
(18 слайд) Ученица: (Сивова Лена)
Много прославленных снайперов было на Сталинградском фронте. Самый известный – Василий Зайцев. Он лично уничтожил 240 фашистов. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя Берлинской школы снайперов майора Конингса – уничтожить Зайцева. Но вскоре и он был застрелен известным снайпером Зайцевым.
(19 слайд) Ученик: (Сампиев Абдулла)
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой…
Готовность к смерти – тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно.
И потому живут в веках они.
(20 слайд) Ученица: (Настя Буравлёва)
В Сталинграде много памятников героям – Защитникам Сталинграда. Один из них – это дом Павлова, названный в честь сержанта Якова Павлова, возглавившего оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстоянии более километра. Группа солдат: Александр Александров, Василий Глушенко, Никита Черноголов во главе с сержантом Яковом Павловым – захватила дом и превратила его в настоящую крепость. 58 дней и ночей немцы подвергали дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли. Фашисты даже думали, что там находится целый батальон. Дом Павлова стал символом Сталинградской обороны.
(21 слайд) Ученик: (Дима Сиротин)
Есть памятник у нижнего поселка в честь подвига 57 героям, которыми командовал совсем юный лейтенант Алёша Очкин. Даже когда наши войска по приказу командования оставили плацдарм, группа Очкина, отрезанная от соседей, продолжала сражаться с врагом. В обрывистом берегу Волги бойцы Очкина устроили пещеры для штаба, лазарета, складов. Вырыли траншеи, установили оставшиеся пулеметы и противотанковые ружья. Когда кончались патроны, то переправляя на лодках тяжелораненых, бойцы, возвращаясь, привозили боеприпасы с того берега. Фашисты решили, во что бы то ни стало сбросить группу Очкина в Волгу. Несколько часов они обстреливали остров из орудий и минометов, а потом пустили танковый полк. Страшные стальные машины с крестами медленно подходили к траншеям. Оглушенный и раненый Очкин продолжает стрелять…
Учитель:
Также история Сталинградской битвы хранит и немало имен женщин-медсестер, связисток – с героической и трагической судьбой.
(22 слайд) Ученица: (Сапрыкина Юля)
В холодной воде на переправе наших войск на правый берег Волги осенью 1942 г. оказывала помощь раненым и под непрерываемой бомбежкой спасала тонувших Людмила  Родионова. В одном из боёв она получила тяжёлое ранение в голову, выжила и вернулась в строй.
Ученица: (Горбачёва Ева)
420 раненых вынесла с поля боя Мария Кухарская. В атаки она ходила позади бойцов, чтобы их видеть. Они свято верили в неё. Знали, что ни одного не проглядит, ни одного не бросит.
Ученица: (Буравлёва Настя)
Медсестра Маша Мелихова  не только делала перевязки. Она отдавала тяжелораненым и свою кровь. Это милосердие, участие, сострадание удесятеряло силы солдат и было настоящим подвигом. Каждый день был наполнен стонами и плачем, болью и ужасом, кровью и отчаянием. И каждую минуту шла борьба этих «сестричек» за самое дорогое — за человеческую жизнь.
(23 слайд) Ученик: (Глазов Влад)
Когда, упав на поле боя-
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!
(И.Уткин)
(23 слайд) Учитель:
Наряду со старшим поколением тяготы войны переносили дети. Они рано повзрослели.
Многие из них наряду с отцами защищали свою страну.
Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков. Этот шестилетний мальчик – сирота помогал, как мог, бойцам 142-ого полка 47-ой гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.
В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал «босоногий гарнизон». Этот отряд состоял из 10-14 – летних подростков. Их было 20 человек, и они бесстрашно наносили урон врагу и сеяли панику среди захватчиков. Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.
Ученик: (Алина Рязяпова)
Лежат они глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки – девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней
В родных краях иль на чужой сторонке.
И не за тем, чтоб той судьбой своей
Убавить доблесть воинов мужскую,
Дочерней славой – славу сыновей,-
Ни те, ни эти, в смертный час тоскуя,
Верней всего, не думали о ней. (А. Твардовский)
(24 слайд) Ученица: (Настя Балмасова)
Вся страна следила за событиями на Волге. Ольга Берггольц писала:
Мы засыпали с думой о тебе.
Мы на заре включали репродуктор,
Чтобы услышать о твоей судьбе.
Тобою начиналось наше утро.
В заботах дня десятки раз подряд,
Сжимая зубы, затаив дыханье,
Твердили мы: «Мужайся, Сталинград! –
Сквозь наше сердце шло твоё страданье.
Сквозь нашу кровь струился горячо
Поток твоих немыслимых пожаров.
Нам так хотелось стать к плечу плечом
И на себя принять хоть часть ударов!»
И пробил час. Удар обрушен первый,
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.
А мы не удивились, нет! Мы знали,
Что будет так: полмесяца назад
Не зря солдатской клятвой обменялись
Два брата: Сталинград и Ленинград.
Прекрасна и сурова наша радость.
О Сталинград, в час гнева твоего
Прими земной поклон от Ленинграда,
От воинства и гражданства его!
(25 слайд) Учитель:
2 февраля 1943 года в город на Волге после упорных боев наконец-то пришла победа.
330 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, которыми командовал фельдмаршал Паулюс, оказались в кольце и были взяты нашими в плен. Ни в одной битве фашисты не потеряли столько войск, как под Сталинградом. Но и мы понесли под Сталинградом огромные потери. 5 армий, сражавшихся под Сталинградом, перестали существовать.
Дорогой ценой заплатили мы за победу под Сталинградом.
Но Сталинградская битва стала поворотным событием, за которым последовал полный разгром сил фашизма не только в нашей стране, но и во всем мире.
(26 слайд) (Звучит песня на Мамаевом кургане тишина)
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Всё надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Вот уж вечер волгоградский настаёт,
А старушка не уходит, сына ждёт,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она. (В.Боков)
(27 слайд) - День 2 февраля 1943 года– день освобождения Сталинграда от фашистских захватчиков - отмечается в нашей стране как День Воинской Славы.
(28 слайд) В 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль.
Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Это самый крупный монумент, посвященный событиям. Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона.
(29 слайд) Грандиозная 52 – метровая скульптура «Родина-мать» поднимает Меч освобождения.
(30 слайд)Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.
(31 слайд) Ученик: (Андреев Максим)
Когда гремит над Волгоградом
Салют Победы, словно гром,(32 слайд)
Встают герои Сталинграда
В воображении моем.
Мне видится их подвиг снова,
Сибиряки, уральцы, волгари,
Стальные воины Чуйкова,(33 слайд)
Родимцева богатыри.
В дыму сражения заводы,
Войска и город весь в огне.
Сыны советского народа
Здесь преградили путь войне… (В. Кейбаков)
(34 слайд)
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Ее тайны хранит потемневший гранит.
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Нет! Ничто не забыто и никто не забыт!
Звучит песня: «Сталинградская битва. В. Михайлов.(1 куплет и припев.)
Холодный снег слепит глаза,
Казалось, вьюге нет конца.
Машин скрипели тормоза,
Стучали бешено сердца.
Но шли упрямо на восток
Колонны вражеских солдат.
Расчет у Гитлера простой,
Сравнять с землею Сталинград.
Припев:
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Ее тайны хранит потемневший гранит.
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Нет! Ничто не забыто и никто не забыт!
Здесь вел огонь с железом спор,
Оставив свой зловещий след.
Таких сражений до сих пор
Еще не видел белый свет.
Час кульминации настал,
Ты слышал, город, каждый стон,
В котле войны кипела сталь,
И рассыпался в прах бетон.
Припев:
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Ее тайны хранит потемневший гранит.
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Нет! Ничто не забыто и никто не забыт!
Сомкнулось грозное кольцо,
Не видел мир таких колец.
И русский ветер бил в лицо,
Как сверх расплавленный свинец.
Фельдмаршал Паулюс-стратег,
Но в этот миг все понял он.
И потемнел наш белый снег
От черных вражеских знамен.
Припев:
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Ее тайны хранит потемневший гранит.
Сталинградская битва, Сталинградская битва!
Нет! Ничто не забыто и никто не забыт!
- Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.  Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков.  Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков.Мы помним, что фронтовики среди нас. Это наши соседи по дому, улице. Это ваши прадедушки и прабабушки…
- Сегодня мы пригласили к нам на встречу Шабанова Василия Фёдоровича, 1923 года рождения. (35 слайд)
Он тоже геройски сражался под Сталинградом.
«Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,-
Он защищал Сталинград!»
(36-40 слайд) Также Василий Федорович принимал участие в освобождении Донбасса, Николаева, Херсона, Крымского полуострова.
Василий Федорович – постоянный почетный гость в школе №4,награжден орденом Великой Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги», «За Победу над Германией» и имеет 18 медалей за боевые трудовые заслуги. (Рассказ ветерана)
- Василий Фёдорович, мы понимаем, что вам тяжело вспоминать, но расскажите, пожалуйста, ребятам о том, как вы держали оборону на правом берегу реки Волги вплоть до контрнаступления 19 ноября…
- Вам было страшно?
(эпизод под Мелитополем про разведку боем)
- Как сложилась ваша жизнь после войны?
- Что бы вы пожелали ребятам?
(41 слайд) Ученик: (Сампиев Абдулла)
Слава тебе, победитель-солдат!
Ты прошёл через все испытания
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья.
(42 слайд) Ученик: (Лебедев Глеб)
Спасибо вам, ветераны –
Солдаты минувшей войны,
За ваши тяжелые раны,
За ваши тревожные сны.
Ученик: (Новичихина Рита)
Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил, -
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.
- Давайте Василию Фёдоровичу скажем: «Спасибо за победу!» Все встают.
Учитель:
- Запомните - во время ВОВ наш народ потерял 27 миллионов человек.
(43 слайд) - В 1967 году, когда Сталинград был переименован в Волгоград, городу было присвоено звание: « Город-герой».
- Итак, ребята, я надеюсь, что вы сегодня на примере Сталинградской битвы поняли, какой ценой досталась нашему народу Победа над фашистами.
- Как вы думаете – нам нужно об этом помнить?
- Что нужно делать для того, чтобы не было войны? (Любить свою Родину, быть добрым, помогать другим и т.д.)
(44-45 слайд)- Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)
(46 слайд) - Сколько дней длилась битва за Мамаев курган? (135 дней)
(47 слайд) - Сколько дней и ночей фашисты подвергали непрерывному обстрелу дом Павлова? (58 дней)
(48 слайд)- Когда отмечается день Воинской славы, посвященный дню освобождения Сталинграда от фашистов? (2 февраля 1943 года).
- Сколько дней длилась ВОВ? (1418 дней)
- Более подробную информацию о войне, о Сталинградской битве вы можете узнать из нашей выставки книг. В старших классах познакомитесь с произведением Ю. Бондарева «Горячий снег».-Назовите, когда наш народ будет отмечать 70-летие Победы? (9мая 2015 года)
(49 слайд)
День памяти –
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам, 
Живым.
(50 слайд)
(Звучит песня День Победы)