Методические рекомендации для социальных педагогов общеобразовательных учебных заведений Органазации работы с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительского попечения. Обеспечение приоритета развития семейных форм воспитания детей.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для социальных педагогов общеобразовательных учебных заведений
Организации работы с детьми-сиротами и детьми, лишёнными родительского попечения. Обеспечение приоритета развития семейных форм
воспитания детей
Автор - составитель И.Э. Ксендзова
Методист по социальной работе

СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-5" \h \z Введение2
2. Формы семейного устройства детей- сирот и детей, лишённых родительского попечения53. Выявлениедетей, которые остались без родительского попечения74. Ребёнок - сирота. Ребёнок, лишённый родительского попечения85. Перечень документов106. Психологические услуги127. Критерии успешного социального сопровождения128. Этические аспекты149. Литература17

Человек поднялся над миром всего живого, прежде всего, потому, что горе других стало его личным горем.
В. А. Сухомлинский
Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела...Добро - не наука, Оно- действие.
Р.РолланВведение
Данное методическое пособие включает в себя методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с детьми- сиротами и детьми, лишёнными родительского попечения и обеспечению приоритета развития семейных форм воспитания таких детей.
Конвенция ООН о правах ребёнка была принята в 1989году, ратифицирована Украиной в 1991 году, она гласит о том, что ребёнку для полного и эмоционально комфортного развития лучше расти в семье, в атмосфере счастья, любви и взаимопонимания. Только в семейных условиях ребёнок может вырасти максимально готовым к самостоятельной жизни в обществе.
Кто же они? Те, кто так нуждается в социально- педагогической помощи и поддержке? Откуда эти дети, которые ждут от взрослых не только добросовестного исполнения своих обязанностей, но и понимания, любви, сочувствия?
Это достаточно внушительная демографическая группа нашего государства - это ДЕТИ, и среди них:
- дети - биологические сироты;
-дети- сироты с функциональными ограничениями (физического или умственного развития;
- «отказники» (при наличии нотариально заверенного акта, который составляется в родильном доме);
- «подкидыши», родителей которых так никогда и никто не отыщет;
- «дети улицы», которые пришли на улицу из разных мест и по разным причинам;
- дети, которые проживают в социально нефункциональных семьях;
- дети, родители которых лишены родительских прав либо ограничены в них;
- дети, отобранные от родителей;
- дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, вследствие которых не могут в полном объёме воспитывать и содержать детей;
- дети, родители которых пребывают в местах лишейия свободы/ в местах содержания под стражей, подозреваются или обвиняются в совершении преступления;
- дети родителей- инвалидов;
- дети из семей беженцев;
- дети, подверженные разным формам насилия.
Самостоятельным направлением деятельности социального педагога выступает защита прав ребёнка. Особенность социально-педагогической деятельности в данном случае состоит в наличии законодательно регламентированных технологий, в осуществлении которых социальный педагог выполняет лишь отдельные операции.
Формы семейного устройства детей- сирот и детей, лишённых родительского попеченияПраво ребёнка иметь семью признано неотъемлемым на всех уровнях - от бытового до нормативно- законодательного.
В случае, когда ребёнок не может расти в семье с родными мамой и папой, альтернативой биологической может стать другая семья. В России существует четыре формы семейного устройства детей- сирот и детей, лишённых родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приёмные семьи, детские дома семейного типа.
Усыновление
Согласно Семейному кодексу России усыновление осуществляется относительно ребёнка, который не достиг совершеннолетия. Правовым основанием для усыновления ребёнка служит нотариально заверенное согласие биологических родителей (после достижения ребёнком двухмесячного возраста). Также процедура усыновления может быть проведена без согласия родителей, если они не известны, признаны безвести пропавшими, лишены родительских прав. Также в случае если судом будет установлено, что родители без уважительных причин более шести месяцев не проживают с ребёнком.
Опека и попечительство
Определение опеки/ попечительства - это устройство детей- сирот и детей, лишённых родительского попечения в семьи граждан России, которые преимущественно состоят в родственных отношениях, с целью обеспечения их воспитанием, образованием, развитием и защитой их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, которые не достигли 14-летнего возраста, а попечение - над детьми возрастом от 14 до 18 лет. Принципиальная разница между опекой и попечительством определена тем, что ребёнок возрастом до 14 лет (малолетний) имеет частичную гражданскую дееспособность, и опекун осуществляет защиту прав и интересов ребёнка от его имени. В возрасте от 14 до 18 лет (несовершеннолетний) ребёнок приобретает не полную гражданскую дееспособность, что предусматривает расширение его гражданских прав. Оформление опеки и попечительства регулирует Семейный и Гражданский кодекс России.
Детский дом семейного типа
Детский дом семейного типа как институт воспитания детей-сирот, не является учреждением особого типа, т.е. детским домом, а является многодетной семьёй, обеспечивающей воспитанникам семейное окружение и воспитание. Воспитание детей в детских домах семейного типа можно рассматривать как государственное делегирование родителям право на воспитание .и содержание детей. Семья может получить статус ДДСТ лишь при условии приёма на воспитание пяти и более детей.
Приёмная семья
Согласно Закону Российской Федерации «Об охране детства» «приёмная семья» - семья, которая добровольно взяла из учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения от 1-го до 4-х детей на воспитание и совместное проживание. Семья получает статус «приёмной» на основании решения местного органа исполнительного совета при условии подписания договора между органом управления и родителями.
Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребёнка, присмотр, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решение медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворение ежедневных нужд ребёнка, который остался без родительского попечения.
Выявление детей, которые остались без родительского попеченияЛица, которым стало известно о факте оставления ребёнка без родительской опеки, обязаны немедленно (в теч. суток) уведомить об этом службу по делам детей по месту выявления ребёнка.
Все сообщения о детях служба по делам детей регистрирует в «Журнале учёта сообщений о детях»
На каждого ребёнка- сироту или ребёнка, лишённого родительского попечения формируется личное дело, оформление личного дела на каждого подопечного с занесением в него копий всех документов, предусматривает его хранение в течение 75 лет.
Ребёнок- сирота. Ребёнок, лишённый родительского попеченияНеоспоримым фактом является то, что дети, которые в раннем возрасте лишаются родительского попечения, по психологическим характеристикам отличаются от детей, которые воспитываются в семье. По одним параметрам они занимают равные позиции со своими ровесниками, или даже опережают, а по другим - резко отстают не только от них, но и от более младшей группы детей. При условии отсутствия проведения специальной работы, эта проблема с возрастом становится острее. Конечно, особенности психического развития учащихся данной категории в разных возрастных группах проявляется по- разному. Но очевидно одно: все они имеют серьёзные последствия в процессе формирования личности ребёнка, межличностных отношений, самоосознанности, деятельности.
К типичным особенностям детей, лишённых родительского попечения относят особенности общения, нервозность и желание как можно быстрее установить коммуникативные связи. Отсутствие умения общаться вызывает у социальных сирот доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность, либо агрессия. При этом определяется повышенная ранимость, обусловленная отсутствием отцовской любви, материнской ласки, ранней депривацией нормального общения со взрослыми.
Статус ребёнка- сироты предоставляется детям, у которых умерли или погибли родители, что подтверждается свидетельством о смерти каждого из них.
Статус ребёнка, лишённого родительского попечения предоставляется
детям:
Родители которых лишены прав, что подтверждается решением суда;
Которые отобраны у родителей без лишения родительских прав, что подтверждается решением суда;
Родители которых признаны безвести отсутствующими, что подтверждается решением суда;
Родители которых признаны недееспособными, что подтверждается решением суда;
Родители которых отбывают наказание в местах лишения свободы, что подтверждается приговором суда;
Родители которых находятся в розыске органами внутренних дел.
Решение о предоставлении статуса ребёнка- сироты или ребёнка, лишённого родительского попечения, принимается исполнительным органом городского или районного совета по месту происхождения ребёнка по предоставлению службы по делам детей.
Основания для лишения родительских прав:
Мать/отец судом могут быть лишены родительских прав если:
Уклоняются от обязанностей по воспитанию ребёнка
Жестоко обходятся с ребёнком
Являются хроническими алкоголиками или наркоманами
Прибегают к любым видам эксплуатации ребёнка, вынуждают попрошайничать и бродяжничать
Мать/отец могут быть лишены родительских прав относительно всех своих детей или одного из них.Перечень документовСвидетельство о рождении
Решение о предоставлении статуса ребёнка- сироты или ребёнка, лишённого родительского попечения
Решение о назначении опекуна/ попечителя
Удостоверение об опеке
Ксерокопия паспорта опекуна/попечителя
Копия проездного билета
Сведения об имуществе, правом пользования которым или право собственности, на которое имеет ребёнок
Акт обследования условий проживания
Опись имущества
Справкао предоставлении идентификационного номера
Ксерокопиястраховых полисов
Ксерокопияпаспорта опекаемого

Опись имущества ребёнка, лишённого родительского попечения
Опись имущества составлена200г.
Должностным лицом _______________________________________________
(Ф.И О., должность)
В присутствии представителя исполнительного органа_______________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
Имущество принадлежит: _ ________
(Ф.И.О., дата рождения ребенка)
Который проживает:
адрес на время, когда ребёнок остался без родительского попечения
Имущество, право собственности на которое или право пользования которым имеет ребёнок*
Наименование объекта движимого и недвижимого имущества (общая характеристика) Место расположения или хранения движимого имущества (адрес) Документы, подтверждающие право собственности на имущество, место его хранения Меры по сохранению движимого или недвижимого имущества
Имущество, относительно которого ребёнок выступает наследником
Наименование
объекта движимого и
недвижимого
имущества (общаяхарактеристика) Место расположения
или хранения
движимого
имущества (адрес). В
случае, если движимое имущество осталось на хранении у физического лица отмечается его фамилия, имя, отчество Фамилия, имя,
отчество
наследователя Примечание
Наименование вещи Количество единиц Место хранения Примечание
вещей и сведения о лице, которое отвечает за их хранение Должностное лицо службы по делам детей _____________________________________
Должностное лицо ____________________________________________
_Общественный инспектор:
Акт
обследования условий проживания
Дата обследования « »______________________________20________г.
Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность специалиста, проводившего обследование_____________________________________________
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина (далее – ребенок) ______________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
свидетельство о рождении: серия _____№_________________________
_____________________________________________________________
(когда и кем выдано)
паспорт ______________________________________________________
_____________________________________________________________
(когда и кем выдан)
место жительства ________________________________________________
________________________________________________________________,
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
место пребывания ________________________________________________
___________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
1. Сведения о родителях ребенка.
1.1. Мать _______________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения ____________________________________________,
место жительства _________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
________________________________________________________________,
место пребывания_________________________________________________
________________________________________________________________,
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения) _____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) _________________________________________________
________________________________________________________________.
1.2. Отец _______________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения ____________________________________________,
место жительства _________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
________________________________________________________________,
место пребывания_________________________________________________
________________________________________________________________.
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы, контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) __________________________________________________
________________________________________________________________.
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно.
2. Сведения о ребенке.
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и т.д.) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.) ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________;
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды)_____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________,
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка
_______________________________________________________________________________________
3. Семейное окружение.
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
ФИО, год рождения Степень родства с ребенком Проживает постоянно/временно/не проживаетУчаствует/не участвует в воспитании и содержании ребенка
3.2.Сведения об иных родственниках ребенка_________________________ ______________________________________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)_____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________;
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.)_______________________
_______________________________________________________________________________________;
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители, другие члены семьи, соседи, другие лица)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает___________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет ________________ кв. м, состоит из ______________________ комнат,
размер каждой комнаты: _______ кв. м, _________ кв.м, _________кв. м. на _________ этаже в ___ этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является ____________
________________________________________________________________;
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные, и прочее) _____________________________________________________________________________________________;
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.)______________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) ____________________________________
___________________________________________________________________________;
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) _________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
4.8. Сведения об имуществе и имущественных правах ребенка __________
________________________________________________________________________________________________________________________________;
4.9. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и пр.) ___________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________.
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту и д.т._____________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка, либо препятствующие его нормальному воспитанию и развитию ____________:
(имеются/отсутствуют)
7.1.____________________________________________________________;
7.2. ____________________________________________________________;
7.3. ______________________________________________________ и т.д.
8. Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком __________________________________________:
(имеются/отсутствуют)
8.1.___________________________________________________________;
8.2.___________________________________________________________;
8.3._______________________________________________________ и т.д.
9. Дополнительные данные обследования__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
10. Выводы.
10.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка _________________________________________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
___________________________________________________________________________ (отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи)
__________________________________________________________________________.
10.2.Родительское попечение над ребенком __________________________
(фамилия, инициалы ребенка )________________________________________________________________.
(имеется/отсутствует со стороны обоих родителей (единственного родителя))
10.3. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.,) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
10.4. Помощь, в которой нуждается семья (социальная, правовая, психологическая, медицинская, материальная и т.д.) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
10.5. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь; отобрание в порядке, установленном семейным законодательством; временное помещение в организацию (образовательную, медицинскую, оказывающую социальные услуги, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и т.д.) ___________________________________________________________________________
Подпись лица, проводившего обследование ______________________________ _____________

Психологические услугиАдаптация ребёнка в новой семье, создание благоприятного психологического климата, характерным для которого является уважение, любовь, забота, эмоциональная связь;
Участие в формировании у ребёнка чувства собственного достоинства, адекватной самооценки, самостоятельности, гражданской позиции;
Минимизация негативных последствий психологических травм;
Коррекция поведения детей;
Проведение психодиагностики, направленной на изучение социально- психологических характеристик личности, с целью психологической коррекции/ реабилитации;
Консультации по улучшению взаимоотношений с окружающей социальной средой;
Предоставление дополнительной информации, необходимой для решения трудных жизненных ситуаций.
Критерии успешного социального сопровожденияНаличие позитивного морально- психологического климата в семье;
Отсутствие/ успешное решение/предупреждение острых конфликтных ситуаций;
Достижения в личностном развитии ребёнка: улучшение показателей обучения, приобщение к кружковой работе, наличие успехов в формировании социальных навыков;
Достаточный уровень подготовки ребёнка к самостоятельной жизни: сформированность профессиональных планов, умение избегать опасных ситуаций, ведение здорового образа жизни, сотрудничество;
Использование ресурсов и потенциала общества для полноценного развития ребёнка, его успешной социализации.
Родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия человека. Главное, чтобы у родителей было желание понять, желание наблюдать за всеми переменами, которые происходят с ребёнком. Контакт не возникает сам по себе, его следует создавать.
Этические аспектыПри работе с данной категорией учащихся следует руководствоваться тремя этическими принципами. Они тесно взаимосвязаны.
Первым из них можно назвать принципом любви к детям. Речь идёт не
обабстрактном чувстве, не просто о работе с детьми и не о желании быть учителем и воспитателем. Это чувство должно иметь конкретный жизненный и действенный характер. Любовь заслуживает каждый ребёнок. Для того, кто стал педагогом по призванию и вырос до настоящего профессионала, такой ребёнок- это ранимое существо, которое прежде всего нуждается в сочувствии и которому необходима действенная помощь. Такое отношение вовсе не исключает чувства уважения. Право на уважение распространяется на каждого школьника, включая даже самого запущенного.
Второй этический принцип - принцип неформальных взаимоотношений с ребёнком. О значении этого принципа не раз говорил В.А.Сухомлинский. Любовь педагога к ребёнку закономерно приводит к тому, что между ними устанавливаются нормальные, глубоко доверительные отношения. «Когда дети чувствуют в тебе равного, - определял В.А.Сухомлинский, - они открываются перед тобой, доверяют тебе то, что бы никогда не доверили, если ты был только их руководителем». Такие отношения обычно появляются вне школьных стен.
Третий принцип можно назвать принципом деликатности. В чём его
суть?
Педагог, защищая права ребёнка, делает это не просто из интереса - он руководствуется профессиональными обязанностями, чтобы помочь ребёнку в преодолении трудностей, которые встали перед ним. Однако всё это не означает, что учитель должен бесцеремонно, без ограничений влезать во внутренний мир человека. Не следует забывать о педагогическом такте и, гуманной, высокоморальной деликатности интеллигентного человека. Стоит напомнить о том, что специалисты социально-психологической службы, согласно этическому кодексу ,несут личную ответственность за свою работу; обязаны избегать, препятствовать и не допускать антигуманных последствий в своей профессиональной деятельности.
Социальный педагог обязан оберегать профессиональную тайну, придерживаться конфиденциальности во всём, что касается отношений с клиентом, его личной жизни и жизненных обстоятельств. Исключение составляют случаи, когда клиент просит или соглашается, с тем, что передача информации третьему лицу в его интересах.
Документация социального педагога должна содержать в себе лишь необходимые материалы. К данным материалам, связанных с конфиденциальной информацией посторонние лица доступ иметь не должны.
Социальный педагог не передаёт материалы лицам, не уполномоченным осуществлять психологическую деятельность; не раскрывает сути и назначения конкретной методики (исключением могут быть доступные разъяснения правоохранительным и судебным органам). В решении спорных вопросов социальный педагог руководствуется положениями Этического кодекса практического психолога и должностной инструкцией.

Литература1 .Комарова Н.М., ПешаИ.В. Пособие для социальных работников по подготовке и социального сопровождения приёмных семей и детских домов семейного типа: в 2-х кн. - К.:Держсоцслужба, 2006.- Кн.1,- 118 с.
Бевз Г.М. и др. Пособие для социальных работников по подготовке и социального сопровождения приёмных семей и детских домов семейного типа: в 2-х кн. - К.: Держсоцслужба, 2006.- Кн.2.- 180 с.
ГильбухЮ.З. Учитель и психологическая служба школы/ Пер. с русск. - К.: Ин-т психологии АПН Украины, 1994. - 140 с.
Справочник социального педагога: 5-11классы/ Авт.-сост. Т.А. Шишковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.;ВАКО,2007.-336 с. - (Педагогика. Психология. Управление.).Сухомлинский В.А. Сто советов учителю.- К.: Радянська школа, 1984.- 137с.
Постановление Кабинета министров Украины № 866 от 24.09.2008
Постановление Кабинета министров Украины от 17.10.2007 №1228