Семинар-практикум Развиваем речь детей и взрослых


СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Развиваем речь детей и взрослых»
Подготовила ст. воспитатель:
Г.В.Любивая
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
План проведения семинара:
- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».
- Практикум «Проверьте свою грамотность».
-  Рефлексия.      
 
«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»
Часть I.
 
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
            Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Часть II.
Организация:    Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
    I.            Раздел “Слово”.
1.     “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.
Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
Все слова языка. (Лексика).
Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
Часть слова без окончания. (Основа).
2.     “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. . 
Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. 
Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый. 
Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина. 
 
3.     “Почему так называется?” (Этимология).
Задание: Объяснить, почему так называются растения.
Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. 
Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. 
Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. 
Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.
4.     Подскажите слово.
Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:
Кошка мяукает, а воробей…
Соль в солонке, а масло…
У лошади хвост лошадиный, а у собаки..У ребенка рука, а у куклы …
Медведь спит в берлоге, а волк…
У кошки котята, а у слонихи…
У собаки щенята, а у жирафа…..
Корова мычит, а собака…
Цыпленок желтый, а курица…
Курица кудахчет, а утка…
Заяц пушистый, а слон…
У коровы рога, а у козленка…
У голубя перья, а у лисы…
Воробей маленький, а орел…
У зайчихи зайчонок, а у индейки …
Клест – зимующая птица, а лебедь…
Олень – рогатый, а волк…
Воробей чирикает, а ворона…
Сокол летает, а страус…
У белки дупло, а у лисы...
5.     Найдите похожие по звучанию слова:
Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
Спички – синички,
Врач – мяч,
Значок – крючок,
Ключи – кирпичи,
Стол – пол,
Халат – салат,
Елка – иголка,
Белка – стрелка,
Зайцы – пальцы,
Яйцо – крыльцо,
Огурец – продавец,
Дворец – певец,
Пирог – творог,
Ворона – корона,
Топор – забор,
Нора – дыра.
   II.            раздел “Пословицы и поговорки”.
1.     Исправьте ошибки в пословицах.
Задание: Найти ошибку и исправить.
После драки много хромых (Храбрых).
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
Пришел, увидел, купил (Победил).
У каждого своя голова на шее (Плечах).
Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
На всякий урок (час) ума не напасешься.
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
2.     Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Командам предложить карточки с перечнем слов.
Задание: Составить пословицы.
Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
III.            раздел “ В мире сказок”.
2. Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..Раздел   «Проверьте свою грамотность».
1   Грамматическая правильность (бумага зеленого цвета)
        Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.
В каком случае используется  форма глагола бегите?
        Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).
             Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Крышу кроют (толь)
Вымою голову (шампунь)
Голова покрыта (шаль)
Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени).
В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
2 Орфоэпическая правильность (бумага голубого цвета)
Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать,  балуешь, избалованный, мышление,  эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.       
  3.    Лексика   (бумага розового цвета)
Исправить предложение:
         Он полный невежа в вопросах искусства.
        Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
        Коля является ведущим лидером нашей группы.
        Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
          Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
 
Литература:
Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995
 
 
Презентация на тему: " Семинар-практикум «Культура речи педагога». Цель: повышение культуры речи педагогов. Задачи: Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога." — Транскрипт:
1 Семинар-практикум «Культура речи педагога» 
2 Цель: повышение культуры речи педагогов. Задачи: Уточнение и закрепление знаний о компонентах речи педагога. Совершенствование качества языкового оформления речи с использованием основных языковых норм; Формирование профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. 
3 Что такое культура речи? Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, грамматики и словоупотребления), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью. 
4 Что такое культура речи? Кроме того, это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культура речи может и должна: помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку, научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь освободиться от "сорных" слов. 5 Компоненты речи РЕЧЬ 1234567 Запомнить компоненты речи Помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность, правильность и точность линий, Богатство красок, чистота, Как выразительны, красивы, Уместны все ее цвета! 
6 Какой компонент речи? … - соответствие речи языковым нормам правильность Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность 
7 Какой компонент речи? … - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. точность Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность 
8 Какой компонент речи? … - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. логичность Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность 
9 Какой компонент речи? … - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов). чистота Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность 
10 … - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. выразительность Какой компонент речи? Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность 
11 … - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. богатство Какой компонент речи? Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность 
12 … - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса). уместность Какой компонент речи? Логичность, правильность, точность, богатство, чистота, выразительность, уместность 
13 Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно. 
14 В речи педагогов ДОУ отмечаются следующие недостатки: использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); неправильное ударение в словах; произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его вместо[его]; копирование речи малышей, «сюсюканье»); частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!); использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения ; многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; нечеткая артикуляция звуков в процессе речи. 
15 Правильность речи -фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. 
16 Практикум «Проверь себя!» 
17 Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль) Лицо скрыто (вуаль) Крышу кроют (толь) Вымою голову (шампунь) Голова покрыта (шаль) Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род). 
18 Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). Я встала, сняв ребенка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель. 
19 Образовать форму повелительного наклонения глаголов: ехать – бежать – махать – сесть – лечь – езжай(те) беги(те) маши(те) сядь(те) ляг(те) 
20 Произнесите правильно: конечно, Ильинична, яичница, булочная, горчичник, порядочный, молочный, скворечник, сердечный; купе, теннис, декан, артезианский, пюре, супермен, рекорд, конгресс, крем, сонет; пара (чулки, сапоги, гетры, носки); несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз) пара чулок, сапог, гетр, носков несколько грузин, узбеков, болгар, киргизов 
21 Произнесите правильно наречия: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад ( НЕ взад) Позади (НЕ в заду) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куда) Туда (НЕ туда) Сюда ( НЕ суды). Там (НЕ там) Здесь (не здесь) Тут (НЕ тута) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала ( НЕ сперва, перво-наперво) Потом ( НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова ( НЕ по-новой) Глубоко (НЕ гл Ыбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ по-нарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ шире) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним) 
22 Исправить предложение: Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Врачиха выписала детям лекарство. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к завершению. Все дети своевременно выполнили задание. Врач выписала детям лекарство. 
23 Расставить ударение и прочесть слова: свекла искра творог туфля ворота щавель столяр статуя километр жалюзи квартал каталог документ договор эксперт обеспечение танцовщица средства феномен новорожденный торты банты деньгами пальцами ножницами сливовый красивее облегчить предсложить баловать свёкла `искра творог, творог туфля вор `ота щавель стол `яр статуя километр жалюзи кварт `ал катал `ог документ догов `ор эксперт обеспечение танцовщица средства феномен новорождённый т `орты б `анты деньгами пальцами ножницами сл `ивовый красивее облегчить предсложить баловать 
24 Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, торт, бант, гусь Нет чего (кого)? б`инта, т`орта, б`анта, г`уся 
25 О некоторых глаголах… Надеть – одеть Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу. 
26 О некоторых глаголах… Есть – кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно. 
27 О некоторых глаголах… Сказать – подсказать Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное решение. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по жалуйста, как пройти... 
28 О некоторых глаголах… Оплатить - заплатить Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд. 
29 О некоторых глаголах… Класть – посложить Нормой является употребление слова КЛАСТЬ, в то время как сложить является просторечием. Глагол класть употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать ПОЛОЖИТЬ считается правильным, «покласть» просторечием. Эти нормы закреплены во всегозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными. 
30 О некоторых глаголах… Печь, жечь, стричь При употреблении этих глаголов трудность создают чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пакет, пекем, пакете. НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Но НЕ! ждешь, жгет, жгем, жгете. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригете. 
31 ИТАК: Конечно, негозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно: 1. не делать грубых ошибок; 2. не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях. 

32 
 
 
Высказывания великих людей о речи (бумага желтого цвета).
 
 
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).
 
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.
 Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя.                  М.Монтень
 
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»(А.П.Чехов).
 
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
Из «Книги притчей Соломоновых»
 
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. Наполеон
 
Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
 
Ехать – ; бежать – ; махать – , сесть –  ;   лечь – .
 
Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены(тюль)
Лицо скрыто(вуаль)
Крышу кроют(толь)
Вымою голову(шампунь)
Голова покрыта(шаль)
 
Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с (колени).
В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
 
    Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать,  балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение. 
 
    Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.
Нет кого? Чего?...... 
 
    Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.
    Вижу кого? Что?..... 
 Он полный невежа в вопросах искусства.
        Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
        Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
 
 
 
 
Ф.И.О.________________________________________________________
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________
______________________________________________________________
Выполнять задания мне помогало…________________________________
______________________________________________________________
В ходе семинара мне было…_____________________________________
______________________________________________________________
Я оцениваю семинар …_________________________________________
______________________________________________________________
 
 
Ф.И.О.________________________________________________________
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________
______________________________________________________________
Выполнять задания мне помогало…________________________________
______________________________________________________________
В ходе семинара мне было…_____________________________________
______________________________________________________________
Я оцениваю семинар …_________________________________________
______________________________________________________________
 
 
Ф.И.О.________________________________________________________
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________
______________________________________________________________
Выполнять задания мне помогало…________________________________
______________________________________________________________
В ходе семинара мне было…_____________________________________
______________________________________________________________
 
Я оцениваю семинар …_________________________________________