Конспект выступления на родительском собрании в 6 классе на тему: Проблемы современного детства


«Проблемы современного детства»
Выступление на родительском собрании в 6 классеРаботая с детьми разных возрастов уже много лет, невольно задаёшься вопросом. А какое оно – современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы?
От старшего поколения часто слышишь жалобы : «На современных детей смотреть ужасно! Бездушные, привыкшие насмехаться буквально надо всем – над историческим наследием, над государственными символами, традициями и праздниками, над религией, над наиболее значительными произведениями живописи, литературы и кинематографа, над школьными учителями, над любовью к родным и домашним животным, над попытками родителей приучить к доброте, честности и справедливости.»
В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было лет тридцать назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений.
Давайте кратко рассмотрим факторы влияющие на особенности современного детства.
Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.
Если несколько десятков лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. (вспомните тех страшных кукол, трансформеров) (привести пример с куклами)
Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства
В современном ребёнке, отмечают учёные, много жестокости. Откуда же появляется жестокость в детской душе? А где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, вышедшего из могилы покойника,? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены фильмы, которыми увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер – пока "мультики". Если дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. "Аленький цветочек", "Чебурашка". Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики.
Так же очень сильно заметны психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: чем больше ребёнок сидит у телевизора, тем сильнее слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана..
3) Интернет и компьютерные игры, как факторы влияющие на современное детство.
Мы все знаем о вреде компьютера, о том что во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Так как компьютер наносит вред телесному здоровью. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. Компьютер не только вспомогательный инструмент в разных видах человеческой деятельности – на нем можно играть. Тут не нужны товарищи – товарищем ребёнка становится –компьютер
В чём опасность азартной игры? А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв – закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой.
А что же такое Интернет с точки зрения подростка?
Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе.. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. Интернет плох тем, что он не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от не нормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Проблема современных детей ещё и в том, что дети читают очень мало.
4) Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
Дети воспринимают мир через своих родителей. Сколько в наше время родителей уделяют минимум своего времени развитию детской души? В подавляющем большинстве люди заняты заботой о «добыче хлеба насущного».
Чаще ,в современной семье родители отсылают ребёнка: «Иди чем-нибудь займись». Лишь бы «под ногами не путался», лишь бы не мешал... Если спросить родителей, когда последний раз вы говорили по душам с вашим ребёнком? Многие при этом вопросе задумываются, глядя куда-то вдаль, а потом начинают рассказывать о том, что «работа заела и времени нет»... часто в семье отсутствуют тесные доверительные взаимоотношения, семейные традиции.
В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. Иногда это даже приобретает категорический характер: если ты отличник - то хороший, а получаешь тройки и двойки - значит, плохой. А в жизни чаще происходит иначе, троечники устраиваются в жизни лучше, чем те, кто в школе были «отличниками»
Современные дети резко отличаются от тех, детей которые жили ещё 20 лет назад. По данным психологов, нынешнее поколение проявляет меньшую любознательность и желание действовать. Сегодняшние дети совсем не те, которых описывали классики мировой педагогики - Ушинский, Песталоцци, Коменский, Пирогов. В настоящее время психологи фиксируют реальные изменения детства - как в физиологическом отношении, так и в развитии сознания и самосознания ребенка.
Изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические условия жизни, повлекшие за собой такие изменения в характеристике современных детей, как большая информированность, приобщение к технике, свобода и раскованность, в поведении и образе жизни, независимость от кого бы то ни было, повышенная критичность, свобода выбора и волеизъявления, ориентированность на западноевропейский и американский образ жизни, более раннее взросление, переоценка жизненных ценностей, большая ориентированность на материальные ценности, у некоторых — неприкаянность и одиночество...
Впервые в истории человечества реальностью стало появление молодежной субкультуры, к которой дети приобщаются очень рано. Имеются и негативные тенденции в детской среде: неадекватные социальные нормы и формы поведения, вплоть до девиантного; приобщение к нервно-стимулирующими средствам (табакокурение, алкоголь, наркотики, токсические вещества); безнадзорность и беспризорность, детский суицид... Разумеется, это осложняет процесс воспитания. И порождает новую проблему современной педагогики — экологию детства и экологию воспитания. Есть над чем крепко задуматься составляя воспитательные, коррекционные, развивающие программы.