Пояснительная записка к УМК М.З. Бибалетовой Enjoy English 4 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 4 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с основной нормативной базой в области образования:
1) Закон РФ об образовании №122 ФЗ в последней редакции от 02.02.2011;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2004 г.
3) Примерная программа начального общего образования по иностранным языкам (английский язык);
4) Авторская программа курса английского языка к ОМК «Английский с удовольствием» для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск, изд. Титул 2008 год).
5) Приказ № 09 от 10.01.2013 г. «Об утверждении Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов» Муниципального учреждения « Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Московской области».

Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Программа нацелена на формирование у учащихся высоких навыков овладения английским языком.
Цели обучения:
1) сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
2) развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение английским языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
3) освоение знаний об английском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах, основных нормах английского языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
4) формирование умений опознать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информация;
5) применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой.

Задачи обучения:
1) развитие всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения, письма;
2) формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
3) формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами английского языка, обогащение словарного запаса речи учащихся;
4) формирование у младших школьников отношения к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке; а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь.

Общая характеристика программы
Программа построена в соответствии с принципами системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдается преемственность с начальной школой: обучение английскому языку в 4 классе предусматривается на высоком, но доступном уровне трудности, в быстром темпе, ведущая роль отводится теоретическим и практическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Разделы учебника содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности,к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учеников, формирования общеучебных умений ( слушать, выделять главное, работать с текстом, планировать последовательность действий, контролировать и др.). Темы по развитию речи коммуникативных умений пропорционально распределены между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения устной речи, условия для ее организации.
Реализация программы осуществляется в классно-урочной системе.
Программой предусмотрены фронтальные, групповые, индивидуальные и проектные формы работы; построена программа на основе реализации компьютерных (новых информационных) технологий обучения.
Осуществлять проверку умений и навыков школьников предполагается средствами контрольных срезов; объектом контроля являются речевые умения и навыки учащихся (степень владения четырьмя видами речевой деятельности).
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются входной контроль в начале и итоговый контроль в конце каждой четверти, самостоятельный контроль «Проверь себя», участие в проектной деятельности. Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая отметка выпускника начальной школы по английскому языку складывается из накопленной оценки по предмету и оценки за выполнение итоговой работы.
Текущий контроль тестовый контроль всех видов речевой деятельности, включающий творческие задания в рабочих тетрадях, тесты по грамматике, перевод, - осуществляется каждую четверть. Формами учета достижений учащихся является урочная деятельность (оценивание работ в тетрадях, анализ текущей успеваемости), а также внеурочная деятельность школьников (участие в конкурсах).
Накопленная оценка (или портфель достижений) учеников по английскому языку складывается также из работ, демонстрирующих достижение ими планируемых результатов: текущих (тематических) и промежуточных проверочных работ, аудиозаписей устных (монологических и диалогических) высказываний.
Важной составляющей портфеля достижений являются оценочные листы, фиксирующие индивидуальный прогресс учащихся в решении поставленных перед ними коммуникативных задач, освоении умений речевого взаимодействия, овладении фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, постепенном наращивании объема высказываний. Тем самым портфель достижений служит средством объективной оценки достижения планируемых результатов по английскому языку как для самого ученика, так и для любого проверяющего.
Реализация программы обеспечивается с помощью УМК, комплекта раздаточных материалов, компьютерных обучающих программ, компьютерных презентаций, разработанных учителем. Технически она требует использование аудиомагнитофона, аудиокассет, компьютера, экрана и проектора.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образовании; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. №1312
На изучение английского языка в 4 классе общеобразовательных школ отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистический и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации к динамично изменяющемуся и развивающемуся миру;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, способности к пониманию и сопереживанию чувств других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осознание английского языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
- формирование представлений о мире как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
- сформированность элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
- умение переносить навыки работы с русско-язычным текстом на задания с текстом на английском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
- умение осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля;
Коммуникативные УУД:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические,лексические и грамматические);
- навыки говорения (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных учащемуся типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологическое высказывание с описанием себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
- навыки аудирования (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
- навыки чтения (восприятие и понимание текстов ограниченного объема, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся, с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
- навыки письма (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объема);
- социокультурная осведомленность (англо-говорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обретения способности к межкультурному общению, познания реализации и социальной адаптации;
- развития толерантности и адекватной нормы поведения путем знакомства с иной культурой;
- обретения готовности слушать собеседника и вести диалог;
- участия в презентациях;
- представления результатов проектной деятельности;
- выс
·тупления с краткими сообщениями;
- чтения адаптированных книг на английском языке;
- просмотра фильмов для детей на английском языке;
- организации письменной речи (написание письма или e-mail):
- поиска информации в Интернете для проектных заданий.
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов

Итоговая оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по английскому языку имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов Стандарта и примерной программы по иностранному языку к системе оценивания. Итоговая оценка проводится в соответствии с планируемыми результатами, представленными в блоке «Выпускник научится» ко всем разделам примерной программы по иностранному языку в начальной школе. Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку, обобщенно представляют те иноязычные коммуникативные умения и языковые навыки, которые необходимы учащимся для продолжения обучения в основной школе и овладение которыми являются обязательным. Их достижение свидетельствуют об овладении на элементарном уровне иноязычной коммуникативной компетенцией, позволяющей младшим школьникам общаться на английском языке в устной и письменной форме в пределах тематики начальной школы. Решение о целесообразности и формах проведения итоговой работы может приниматься учителем, методическим объединением или педагогическим советом школы.

Языковые средства и навыки пользования ими

Каллиграфия и орфография
Английский алфавит. Звуко-буквенные соответствия. Основные буквосочетания. Транскрипция. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание слов активного словаря.
Фонетическая сторона речи
Четкое произношение и дифференциация на слух всех фонем и звукосочетаний английской речи. Соблюдение основных норм английского произношения: долгие и краткие гласные, звонкие согласные в конце слога и слова без оглушения, согласные без смягчения перед «узкими» гласными. Дифтонги. Связующий [r]. Ударение в слове, словосочетании. Безударное произношение служебных слов. Интонационное выделение смысловых групп в предложении. Ритм и интонация в повествовательном, восклицательном и побудительном предложениях, общих и специальных вопросах. Интонация перечисления. Интонация междометий и вводных слов.
Лексическая сторона речи
Примерно 600 единиц продуктивной и рецептивной лексики в соответствии с доступными учащимся начальной школы коммуникативными ситуациями на материале тем. Наиболее распространенные, простые и устойчивые словосочетания, оценочная лексика, фразы речевого этикета, принятые в культуре англоговорящих стран. Интернациональные слова. Лексические представления о простых способах словообразования.
Грамматическая сторона речи
Утверждение, побуждение и вопрос, общий и специальные вопросы. Вопросительные местоимения. Порядок слов в утвердительном и вопросительном предложениях. Место отрицания в предложении. Простое предложение. Простое глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Побудительные предложения. Безличные предложения. Оборот there is/ there are в предложении. Простые распространенные предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Грамматические формы изъявительного наклонения. Образование прошедшего времени. Правильные и неправильные глаголы. Инфинитив. Глагол to be как глагол-связка. Глагол to do как вспомогательный глагол. Основные модальные глаголы. Глагольные конструкции. Единственное и множественное число существительных (правила и исключения). Артикль (определенный, неопределенный, нулевой). Существительные в притяжательном падеже. Образование положительной, сравнительной и превосходной степеней прилагательных (правила и исключения). Личные местоимения в именительном и объектном падеже. Притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные местоимения и их производные (случаи употребления). Наречия времени, степени, образа действия. Количественные и порядковые числительные. Предлоги.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 4 класса

Предметные результаты:
- приобретение начальных навыков общения на английском языке в устной и письменной форме в соответствии с речевыми возможностями и потребностями учащихся, освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- формирование дружелюбных отношений и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности:
1) в говорении:
- вести и поддерживать элементарный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение;
- кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
- рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и т. п. (в пределах тематики начальной школы);
- воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
- кратко передавать содержание прочитанного (услышанного) текста;
- выражать отношение к прочитанному, услышанному;
2) в аудировании:
- понимать на слух речь учителя, его связные высказывания, построенные на знакомом материале и содержащие некоторые незнакомые слова; высказывания одноклассников;
- понимать основное содержание услышанного (небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале) как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;
- извлекать конкретную информацию из услышанного;
- вербально или невербально реагировать на услышанное;
- понимать на слух разные типы текста (краткие диалоги, описания, рифмовки, песни);
- использовать контекстуальную или языковую догадку;
- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;
3) в чтении:
- читать с помощью изученных правил чтения и с правильным словесным ударением;
- читать с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;
- читать предложения основных коммуникативных типов (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);
- читать небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации;
- читать и понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на вопросы по содержанию текста;
- определять значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (суффиксы и приставки) и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с родным языком, конверсиии, контексту, иллюстративной наглядности;
- пользоваться справочным материалом (англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции;
- читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
- читать с соответствующим ритмико-интонационном оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;
- понимать внутреннюю организацию текста:
- читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события в тексте с личным опытом;
4) в письменной речи:
- правильно списывать текст;
- выполнять лексико-грамматические упражнения;
- делать подписки к рисункам;
- отвечать письменно на вопросы;
- писать открытки-поздравления ко дню рождения и другим праздникам;
- писать личные письма в рамках изучаемой тематики с опорой на образец;
- правильно оформлять конверт с опорой на образец.


Содержание учебной программы в 4 классе.

Тема Количество часов
Поговорим о погоде и временах года. 8 часов
(Любимое время года 3 ч. Поговорим о
Будущем 3ч., Когда погода ясная 2ч.)
1 Зимние и летние виды спорта
2 Безличные предложения. Времена года. Погода.
3 Сложное предложение. Текст «Утка и лягушка»
4 Будущее время. Любимое время года.
5 Спутники будущего времени.
6 Разговор о погоде.
7 Прогноз погоды
8 Погода в моем городе
Мой дом. 8 часов
(Моя квартира, комната 3 ч; Что в твоей комнате
- 3 ч; Родной дом 2ч.)
1 Мой дом
2 Оборот «имеется, находится». Текст «Большой
Секрет» 1 часть
3 Моя квартира
4 Мебель. Предлоги.
5 Текст «Большой Секрет» 2 часть.
6 Предлоги.
7 Текст «Наша комната». Комната моей мечты.
8 Обобщающий урок
Жизнь в городе и на селе. 6 часов
(Место, где мы живем 2 ч, Различие города и деревни 2 ч,
Люди и животные в городе и дереане 2 ч.)
1 Деревня. Письмо Светы.
2 Названия городов и стран.
3. Степени сравнения прилагательных.
4 Степени сравнения прилагательных. Исключения.
Текст «Зеленый сад».
5 Степени сравнения сложных прилагательных. Животный мир.
6 Мой город. Текст «Угадай кто это»
Рассказываем истории. 10 часов
(Летняя история 3ч, Мир фантазий 3 ч, Вопросы в
Прошедшем времени 4ч.)
1 Простое прошедшее время. Правильные глаголы.
2 Простое прошедшее время. Неправильные глаголы
3 Текст «В лесу». Любимые животные.
4 Спутники прошедшего времени.
5 Отрицание в прошедшем времени.
6 Текст «Умная птичка» 1 часть.
7 Вопросительные предложения.
8 Текст «Умная птичка» 2 часть.
9 Обобщающий урок по теме «вопросы в прошедшем времени»
10 Резервный урок по теме «Вопросы в прошедшем времни"



Моя семья. 11 часов
(Счастливы вместе 4 ч, Помощь в семье 3ч, Разговор по
Телефону 2 ч, Быть вежливым 2 ч.)
1. Семья Мэг.
2 Семья. Повторение прошедшего времени.
3 Диалоги о семье.
4 Соседи Мэг.
5 Словосочетания с глаголами. Помощь в семье.
6 Текст «Мэг помогает».
7 За столом. Дружная семья.
8 Фразы речевого этикета.
9 Разговор по телефону.
10. Поведение в семье и гостях. Текст «Ленивая Джейн».
11 Открытка к дню рождения.
Покупки. 9 часов
(В магазине одежды 3ч, Нет плохой погоды, есть плохая
Одежда 3 ч, Покупка продуктов 3 ч.)
1 Покупки. Одежда.
2 В магазине.
3 Текст «Слоненок и его одежда» 1 часть.
4 Правила чтения. Текст «Слоненок и его одежда» 2 часть.
5 Что ты носишь. Покупки в дождливый день.
6 Поход в магазин. Моя любимая одежда.
7. Наречие «немного». Продукты.
8. Закрепление лексики по теме «Продукты».
9. Обобщающий урок по теме «Продукты».
Школа 16 часов
(Что мы делаем в школе 5 ч, Школьные принадлежности 6 ч,
Школьные истории 5ч.)
1 Школа.
2 Любимый предмет.
3. Поведение на уроке.
4. Моя классная комната.
5. Текст «Джейсон и Бекки в школе»
6. Школьные принадлежности
7. Наша классная комната
8 Разговор на перемене
9 Диалоги о любимом предмете
10. Школьные предметы
11. Текст «Лучшее время для яблок».
12. Текст «Король и сыр» часть 1.
13. Текст «Король и сыр» часть 2.
14. Забавные истории о школе
15. Обобщающий урок по теме «Школьные принадлежности»
16 Обобщающий урок по теме «Школьные истории»
Итого: 68 часов
























Список литературы.

Основная литература.
1. Биболетова М.З. Учебник «Английский с удовольствием 4» изд. «Титул» Обнинск 2008.
2. Биболетова М.З. Книга для учителя «Английский с удовольствием 4» изд. «Титул» Обнинск 2008.
3. Биболетова М.З. Рабочая тетрадь «Английский с удовольствием 4» изд. «Титул» Обнинск 2008.


Дополнительная литература.
1. Голицинский Ю.Б. «Грамматика английского языка» изд. «Каро» С.-Пб 2007
2. Барашкова Е.А. «Грамматика английского языка 4 класс» изд. «Экзамен» 2011
3. Воронова Е.Г. «Текст за текстом» изд. «Менеджер», Москва 2008


Материально-техническое обеспечение.
1. Сборник песен «Game Songs» с компакт-диском.
2. Аудиоприложение к учебнику «Английский с удовольствием 4».













СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по НМР

_____________/Боровикова И.В.

«_____»_______________20_____г.


СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол №____ от «____»__________20____г.
Руководитель ШМО

_______________/Сафиуллина З.Р./










15