Конспект урока по теме Понятие длиннее, короче. одинаковые по длине (1 класс)


Тема урока: Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Цель урока: В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.
Задача:
уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;
развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;
развивать навык счёта;
воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;
воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Планируемые результаты:
предметные:
уметь сравнивать объекты на глаз;
уметь сравнивать объекты с помощью наложения;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения.
метапредметные:
принимать учебную задачу, выбирать действие согласно поставленной задаче;
строить сообщения в устной форме, проводить сравнение;
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
личностные:
работать в паре и группе, оценивать товарища;
уметь слушать собеседника и вести диалог;
оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Оборудование: учебник «Математика. 1 класс» (авт. М.И. Моро и др.), рабочая тетрадь №1, проектор, ноутбук, презентация в программе Microsoft Power Point, смайлики для самооценки, ленточки двух цветов разной длины, набор полосок.
Ход урока
І. Организационный момент.
Проверка готовности. Психологический настрой.
Приветствие:
Улыбнемся солнышку,
Здравствуй, золотое!
Вправо, влево повернемся
И соседу подмигнем,
Будь здоров!
Создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Мы настраиваемся на урок – путешествие со сказочным героем.
Сегодня мы будем действовать активно!
Думать позитивно!
Будем внимательными и старательными!
Чтобы хорошо все знать мы будем рассуждать, считать
Свой ум развивать!
Cлайд № 3.Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Мы в лес за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Покажите сигнальным смайликом, с каким настроением вы пришли на урок.
А в конце урока мы проверим, изменится ли ваше настроение после путешествия.
Путешествие наше будет интересное и не простое, а математическое. У нас на пути могут встретиться разные неожиданности. Я думаю, что мы с ними справимся. Ведь все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые, одним словом, - математики.
Ну, что, вперед!
ІI. Актуализация знаний
Подготовиться в поход нам поможет устный счет.
Устный счет.
Слайд №4.
«Натуральный ряд чисел и цифр»
1. Счет предметов от 1 до 10.
2. Обратный счет от 10 до 1
3. Какое число стоит после числа 3?
4. Какое число стоит перед числом 5?
5. Назовите соседей числа 4
6.С помощью чего записываются числа?
7.Какое число стоит между числами 4 и 6?
А не заблудиться в лесу нам поможет один сказочный герой. Как его зовут, мы узнаем, когда расшифруем числа.
Слайд №5. Соедини рисунки с соответствующими числами. Какими цифрами мы запишем числа?
Грибы – 5 – М, Орехи – 3 – А, листочки – 6 – Ш , цветы – 3 – А. Какое имя получилось? «МАША»
Слайд №6. Когда-то эта девочка сама заблудилась в лесу и к кому в избушку попала? Правильно, к медведю! Как называется эта сказка? Конечно, «Маша и медведь». Мы очень хорошо её знаем, особенно на новый лад.
Слайд №7. Сколько приключений произошло с этими героями! Смешные, страшные, веселые приключения, но все они оканчивались хорошо. III. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите у меня в руках две ленточки. (Учитель показывает синюю и красную ленточки разной длины (длина лент не должна сильно отличаться))
- Мне нужно узнать, которая из ленточек длиннее? (Дети на глаз определяют, которая ленточка длиннее, высказывают свои предположения.)
- Как можно проверить, правильно ли вы ответили? (Учащиеся предлагают разные способы, останавливаемся на варианте – приложить друг к другу. Учитель прикладывает ленточки друг к другу, не совмещая края).- Какая ленточка длиннее? (Мы не можем определить.)
- Что я сделала неправильно? (Нужно один конец совместить с другим концом.)
(Учитель прикладывает ленточки друг к другу совмещая края).
- Какая ленточка длиннее? (Синяя, второй ее конец вышел за конец красной полоски.)
( У учащихся на партах лежит по три полоски: белая, черная, красная.)
- Приложите белую полоску к черной. Какая полоска длиннее? Какая короче? (Белая длиннее черной. Черная короче белой.) - Приложите красную полоску к белой. Что вы заметили? (Они одинаковой длины.)
- Что можно сказать о красной и черной полосках? (Красная длиннее черной.)
- Какие слова мы использовали при сравнении длины ленточек? (Длиннее, короче, одинаковой длины.)
- Эти слова будут сегодня главными на уроке.
IV. Работа по теме урока
Слайд №8. Маше 6 лет и осенью ей пора идти в школу. Вот Медведь и решил подготовить ее к школе, позаниматься. Но Маше это не очень понравилось. Вот Мишка и просит нас ему помочь.
Работа по учебнику.
- Прочитайте на стр. 32, чему мы будем учиться на уроке.
- Какой способ мы уже рассмотрели? (Наложение.)
- Рассмотрите рисунок. Что делают ребята? (Выгуливают собак, дрессируют их на площадке.)
- Давайте по рисунку выполним задания. Вас просят сравнить «на глаз» какой поводок длиннее, какой короче; чей хвост длиннее; чьи уши короче; какая лавочка длиннее.
- Но сначала скажите, как вы понимаете что значит «сравнить на глаз»? (Сравнить не измеряя, не накладывая.)
- Когда можно сравнить на глаз? (Когда явно видно, что длиннее.)
- Ответьте на вопросы. (При необходимости учитель повторит вопросы)
- О чём ещё можно спросить, что длиннее, что короче? (О собаках, шарфах, горках и т.д.)
- Как мы сравнивали длину этих предметов? (На глаз.)
- Рассмотрите следующий рисунок. Как сравнивали длину ремней? (Приложили один к другому)
- Сравните ремни по длине. Какой ремень длиннее? (Желтый ремень длиннее.)
- Какой ремень короче? (Красный ремень короче.)
- Сравните ремни по ширине. Какой ремень шире, какой уже? (Желтый ремень шире, красный уже.)
Практическая работа в парах
- У вас на партах лежит набор полосок. Задание, которое я вам предложу, вы будете выполнять в парах.
- Сравните полоски бумаги одним из изученных нами способов – наложением или «на глаз».
- Раскрасьте самую длинную полоску красным цветом; самую короткую – синим цветом; если есть полоски одинаковой длины, раскрасьте их зелёным цветом.
- Какие полоски вы могли сравнить только путём наложения? (Те, которые одинаковые по длине.)
Физкультминутка Слайд №9. На зарядке первый класс.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
VI. Закрепление изученного материала1. Работа по учебнику
(Учащиеся делятся на группы)
А теперь вы покажите, что поняли. Мы будем работать по верхнему рисунку на стр. 33.
- Вы разделились на группы. Выберете старшего в группе. Он будет читать вопрос и говорить, кто будет на него отвечать.
А теперь давайте проверим ваши ответы.
- Старший первой группы назовёт самую длинную полоску.
- Старший второй группы – самую короткую полоску.
- Старшие третьей и четвёртой группы продолжат по одному предложению.
2. Работа в тетради на печатной основе.
Слайд №10. Отдохнули они с медведем, пообедали, и решил медведь сходить порыбачить, а Маша с ним увязалась. По дороге на речку увидели они много разного. Медведь нарисовал все это на листочке и говорит Маше: «Соотнеси картинку и математический знак». Откройте тетрадь на стр. 12.
(Самостоятельное выполнение.)
Слайд №11. Захотела Маша себе удочку сделать, нашла веточки. А какой длины выбрать? Какая подойдет? Поможем девочке.
- Какая из них короче?
- Как вы это узнали? (Это видно на глаз.)
- Раскрасьте её.
Слайд №12. Задумалась Маша. А Мишка опять вопросы готовит.
Слайд №13. Идут они домой, а по дороге им то мышка встретится, то кошка, а Медведь пристает: «Посчитай кого больше».
- Рассмотрите рисунки ниже. Заполните таблицу.
- Какой фигурой обозначена кошка? (Кругом.)
- Сколько кругов вы нарисуете? (3.)
- Как обозначена мышка? (Треугольником.)
- Сколько их? (4.)
- Какую рамку закрасите? (Кошек меньше, чем мышек.)
Слайд №14. Бежит Машенька по дорожке. Дорожка прямая, длинная…
А Медведь за ней: « Напиши цифру 4 в тетради»…Ждет девочка вашей помощи. (Письмо цифры 4.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 33.))
Слайд №15. Устали наши сказочные герои. Пускай отдохнут. А мы пока вспомним сегодняшний урок. Приготовьте желтый, зеленый и синий карандаши.
- Желтый карандаш короче зеленого. Зеленый карандаш короче синего. Какого цвета самый короткий карандаш? А самый длинный?
- Покажите ответ на первый вопрос, на второй вопрос.
Слайд №16. Молодцы, ребята!
Понравилось вам путешествие? А как вы думаете, помогли вы Маше и Медведю? Оправдались наши ожидания? Какие понятия вспомнили на уроке?
А сейчас покажите сигнальчиком, с каким настроением вы заканчиваете урок.VIII. Подведение итогов урока
- Посмотрите вокруг. Что у нас в классе имеет отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
- Где можно применить новые знания?
Слайд №16. Молодцы, ребята!
Понравилось вам путешествие? А как вы думаете, помогли вы Маше и Медведю? Оправдались наши ожидания? Какие понятия вспомнили на уроке?
А сейчас покажите сигнальчиком, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Слайд №17. Очень жаль, что путь недолог, Возвращаться нам пора…
Скажем «до свидания» нашим сказочным героям, нет, лучше «до встречи».
Слайд №18. Спасибо за работу. До скорой встречи!