Рабочая программа учебной дисциплины Материаловедение

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) профессии  среднего профессионального образования (далее СПО)  29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».

Организация разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»


Разработчик:
Казикина Наталья Константиновна, преподаватель ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» высшей квалификационной категории
 



Согласовано с цикловой методической комиссией профессиональной подготовки
Протокол ЦМК № _____ от «__» ________2014г.
Председатель комиссии _______ / Казикина Н.К./

















СОДЕРЖАНИЕ

1
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3

2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5

3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15

4
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17



 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Материаловедение»
 
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области производства столярных и мебельных изделий.
1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: ДИСЦИПЛИНА ВХОДИТ В ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
подбирать и применять в работе основные конструкционные и вспомогательные материалы для изготовления столярных и мебельных изделий;
определять породы древесины, сортировать древесину по порокам, рационально использовать ее при изготовлении столярных и мебельных изделий;
хранить и сушить лесо- и пиломатериалы;
подбирать и применять в работе древесные материалы (шпон, фанеру, древесностружечные и древесноволокнистые плиты) для изготовления столярных и мебельных изделий;
подбирать и применять в работе крепежные изделия, арматуру, фурнитуру, стекольные изделия, зеркала и другие вспомогательные материалы.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
конструкционные и вспомогательные материалы для производства столярных и мебельных изделий;
строение дерева и древесины, ее физические, химические, и механические свойства, специфику применения при производстве столярных и мебельных изделий;
основные породы древесины, их характеристику, пороки и сортность древесины, основы лесного товароведения;
правила хранения и сушки лесо- и пиломатериалов;
специфику и сортимент древесных материалов, область их применения;
специфику и сортимент крепежных деталей, арматуры, фурнитуры, стекольных изделий, зеркал, и других вспомогательных материалов.

1.4. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
Максимальной учебной нагрузки студента - 96 часов, в том числе:
         обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 64 часов;
         самостоятельной работы студента - 32 часа.
        








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
 
Вид учебной работы
Кол-во
 час.

Максимальная учебная нагрузка (всего)
96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64

в том числе:
 

        практические занятия
16

 Самостоятельная работа студентов (всего)
32

Итоговая аттестация в форме экзамена







2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» 
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
 лабораторные и практические работы, 
самостоятельная работа студентов
Объем
часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Строение дерева и древесины
 
8
 

Тема 1.1.Строение дерева и древесины
 
 



 
Содержание учебного материала
 
 


1
Строение дерева. Части растущего дерева: корни, ствол, крона их назначение
4
1
 


2
Разрезы древесины: радиальный, тангенциальный и поперечный




3
Макроскопическое строение древесины. Строение ствола: кора, луб, камбий, заболонь, ядро и сердцевина.




4
Микроскопическое строение  древесины: древесные ткани и сосуды  клеточное строение древесины




Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Отличительные внешние признаки радиального, тангенциального, поперечного разрезов.
Влияние структуры древесины на качество обработки.
Микроскопическое строение  древесины: древесные ткани и сосуды  клеточное строение древесины


4


Раздел 2. Свойства древесины
 
16
 

Тема  2.1. Физические  свойства древесины
 
 
 
 
 
 

Содержание учебного материала
4
2
 


1
Свойства, определяющие внешний  вид и запах древесины.




2
Влажность древесины и свойства связанные с ее изменением.




3
Плотность древесины.




4
Теплопроводность, звукопроводность и электропроводность древесины.




 
Практические работы
2


 


1
Определение содержания поздней древесины в годичном слое.



Тема 2.2. Механические и технологические  свойства древесины
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
Основные понятия о механических свойствах древесины и способах их определения
4
 
 
 
2
 
 
 
 
 


2
Прочность древесины при растяжении, сжатии, изгибе, смятии и сдвиге.




3
Твердость, деформативность и ударная вязкость древесины




4
Технологические свойства древесины.




 
Практические работы
2
 
 
 
 


1
Определение вида деформации по предложенным образцам.




Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Химический состав древесины.
Определение показателей макроструктуры
Нагрузки на деревянные изделия и конструкции.
4


Раздел 3. Пороки древесины и их влияние на физико-механические свойства древесины
 
 
14


Тема 3.1 Пороки древесины
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание учебного материала
 



1
Пороки формы ствола: сбежистость, закомелистость, наросты, кривизна.
8
2


2
Пороки строения древесины.





Сучки, их виды и измерение.




4.
Трещины. Виды трещин.




5
Химические окраски. Грибные поражения. Повреждение древесины насекомыми.




6
  Дефекты и инородные включения. Деформации древесины.




 
Практические  работы
2
 


1

Определение пороков древесины на образцах (плакаты). Сортировка древесины по порокам.





Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Характерные отличия пороков древесины от ее дефектов
Причины дефектов обработки древесины, покоробленности и целесообразность ее использования в определенных изделиях.
4
 
 
 


Раздел 4. Основные породы древесины, их характеристики и применение.
 
14
 

Тема 4.1. Основные породы древесины
 
 
 
 
 
Содержание учебного материала
 




Основные породы древесины, их характеристику, пороки и сортность древесины, основы лесного товароведения. Определение породы древесины по макроскопическим признакам.
8
 
 
2
 
 


2
Хвойные породы.




3
Лиственные породы. Кольцесосудистые лиственные породы. Рассеянно – сосудистые породы с мягкой древесиной. Рассеянно – сосудистые лиственные породы с твёрдой древесиной. Породы древесины, ввозимые из зарубежных стран. Специфика применения древесины при производстве столярных и мебельных изделий





Практические работы
2



 1


Определение пород древесины по внешним признакам, рациональное использование древесины при изготовлении столярных и мебельных изделий.

 


Самостоятельная работа для студентов:
Характеристика по макроскопическим признакам различных пород древесины с обоснованием их применения столярных и мебельных изделиях
4


Раздел 5 .  Классификация и стандартизация лесных материалов
 
8
 


Тема 5.1. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы и заготовки
 
 
 
 
 
Содержание учебного материала
 2



1
 
Классификация лесоматериалов, номинальные размеры, градации, припуски и допуски; характеристика лесоматериалов.

 
2
 


2
Характеристика круглых лесоматериалов. Хранение круглого леса.




3
Пиломатериалы и заготовки. Характеристика пиломатериалов. Пиломатериалы из древесины хвойных и лиственных пород. Заготовки. Обмер, учёт и маркировка пиломатериалов и заготовок.





Практические работы
2




Осуществление обмера, учета и маркировки пиломатериалов и заготовок.

 


Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Способы получения лесных товаров.
Характеристика круглых лесоматериалов.
Учет, определение объема и маркировка круглых лесоматериалов.
4


Раздел 6. Обеспечение долговечности древесины.
 
6


Тема  6.1. Хранение, сушка и защита древесины
 
 
 
 
 
1
Основные правила хранения древесины. Значение правильного хранения древесины; способы ее хранения. Правила сушки лесо – и мпиломатериалов. Атмосферная сушка древесины.
2
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
 


2
Антисептирование древесины. Назначение. Защитные средства. Растворы антисептического препарата. Виды антисептических составов: водные, масляные, пасты. Способы антисептирования. Окраска, пропитка, обмазка, сухое антисептирование. О
·гнезащита древесины.




Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Хранение и сушка лесо- и пиломатериалов;
Преимущества и недостатки способов сушки древесины.
Необходимость антесептирования древесины, ее консервирования и огнезащиты.
Способы нанесения на поверхности деревянных деталей, конструкций, изделий антесиптических и огнезащитных составов.
4


Раздел 7. Материалы на основе древесины
 
12


Тема 7.1. Материалы на основе древесины
 
 
 
 
 
Содержание учебного материала
 



1
Специфика и сортимент древесных материалов, область их применения. Строганный и лущеный шпон: способы получения,  Виды и применение. Характеристика шпона, его получение, сорта, размеры. Фанера. Фанера, облицованная строганым шпоном, декоративная, бакелизированная. Фанерные плиты. Клееные гнутые заготовки.
6
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 


2
Древесно-стружечные плиты (ДСП) и  древесноволокнистые плиты
(ДВП), их виды, изготовление, марки, основные размеры листа, применение при изготовлении столярных изделий и в мебельном производстве




3
Столярные плиты и щиты. Понятие о столярных плитах и щитах. Конструкционные материалы для производства столярных и мебельных изделий





Практические работы
2



 1
Определение вида листового материала по образцам. Подбор и применение в работе основных конструкционных материалов для изготовления столярных и мебельных изделий


 


Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Научиться подбирать и применять в работе древесные материалы (шпон, фанеру, древесностружечные и древесноволокнистые плиты) для изготовления столярных и мебельных изделий;
Ассортимент фрезерованных деревянных деталей.
Конструкции оконных, балконных, дверных блоков, подоконных досок, основные стандартные размеры, виды отделки.
4


Раздел 8. Клеи и лакокрасочные материалы.
 
10


Тема 8.1. Клеевые составы.
 
 
 
 
 
 
 
Содержание учебного материала
 



1
Общие сведения о клеях. Виды, группы, классификация, основные свойства, характеристика клеев и требования к ним. Вспомогательные материалы для производства столярных и мебельных изделий
Понятие о клеевом веществе, растворителях и вспомогательных материалах (веществах), входящих в состав клеев, об адгезии, о вязкости, концентрации клеевого раствора, водостойкости, жизнеспособности, биологической стойкости, горячем и холодном отверждении клеев. Внешний вид клеев.
4

 
 
 
 
2
 
 
 
 


2
Клеи животного происхождения. Казеиновые клеи. Синтетические клеи. Карбамидные и фенолформальдегидные клеи. Поливинилацетатные клеи. Каучуковые клеи и клеи – расплавы.Универсальные клеи. Клеящие плёнки и ленты.



Тема 8.2. Лакокрасочные материалы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
Материалы для подготовки поверхности древесины и древесных материалов под отделку: грунтовки, шпатлевки, порозаполнители.
2
 
2
 


2
Пленкообразующие вещества. Лаки и политуры. Краски и эмали.





Практические занятия
2



 1

Подбор и применение в работе основных вспомогательных материалов для изготовления столярных и мебельных изделий.
Изучение основных групп клеев.
Изучение материалов для отделки древесины.

 


Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Виды, свойства, правила хранения, применение в столярно-мебельных работах клея на основе синтетических смол.
Клеящие пленки, ленты, на основе бумаги, синтетических смол и клеев, их виды, размеры, свойства и применение.
2
 
 
 


Раздел 9. Пленочные и листовые материалы для облицовки столярных изделий
 
4


Тема 9.1. Облицовочные материалы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание учебного материала
 



1
Пленочные материалы на основе бумаги (прозрачные и непрозрачные). Общие сведения об изготовлении пленок из специальной бумаги.
2
 
 
 
 
2
 
 
 


2
Пленочные материалы на основе полимеров. Виды пленочных материалов. Облицовочные листовые материалы.




Самостоятельная работа
Индивидуальные задания для обучающихся по темам:
Изготовление пленок из специальной бумаги.
Виды, марки, свойства, лицевой поверхности облицовочного материала, способы крепления.
Виды, свойства на основе полимеров.
2
 
 
 


Раздел 10. Фурнитура и крепежные изделия
 
4


Тема 10.1. Металлические  изделия и мебельная фурнитура.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
Содержание учебного материала
 



1
Специфика и сортимент крепежных деталей, арматуры, фурнитуры, стекольных изделий, зеркал, и других вспомогательных материалов.Металлические крепежные изделия. Крепежные изделия, применяемые при производстве столярных, стекольных и мебельных работ;  гвозди: (столярные, отделочные, декоративные, стекольные).
2
 
 
2
 
 


2
Мебельная фурнитура. Назначение и виды мебельной фурнитуры и крепежных элементов мебели: стяжки, петли. болты. замки (врезные, прирезные, накладные), держатели, ручки мебельные, задвижки, кронштейны, изделия для функционального оборудования корпусной мебели. Конструкция, виды соединительных изделий: угольники, пластинки





Практические работы
2



1
Подбор и применение в работе крепежных изделий, арматуры, фурнитуры, стекольных изделий, зеркал и других вспомогательных материалов.

 
 



 
Экзамен
 6
 


 
ИТОГО
96
 



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
стандартные образцы древесины различных пород, макро и микростроение древесины;
альбомы с пороками древесины;
образцы древесины различных пород;
образцы  деревянных изделий;
образцы клеящих пленок и ленты;
образцы основных металлических крепежных изделий и мебельной фурнитуры.
Технические средства обучения:
компьютер.
 














3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. 

Основная литература:
Степанов Б.А. Материаловедение для профессий связанных с обработкой дерева учебник: для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-328с.
Дополнительная литература:
Степанов Б.А. Справочник плотника и столяра: учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.-304с.
Справочник Мастер столярного и мебельного производства: учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.-304с.
Клюев Г.И. Столяр (базовый уровень): учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-80с.
Электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.bibliotekar.ru/materialovedenie/index.htm
 

















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных занятий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
 

Описывать строение древесины различных пород, макро- и микростроение древесины. Определять пороки формы ствола, строение древесины, химические окраски и биологические повреждения
Практические занятия
Тестирование

Определять плотность, влажность образцов древесины сравнивать с эталоном
Практические занятия

Определять механические свойства древесины различных пород по стандартным образцам
Практические занятия

Определять породы древесины по внешним признакам и свойствам
Внеаудиторная самостоятельная работа

Различать клеи по внешним признакам и приготавливать рабочий состав клеев
Практические занятия
Тестирование

Различать металлические крепежные изделия и мебельную фурнитуру по образцам
Практические занятия

Знания:
 

о назначении частей дерева; характеризовать разрезы древесины по образцам, излагать отличительные внешние признаки радиального, тангенциального, поперечного разрезов.
Практические занятия
Тестирование

о свойствах, определяющих внешний вид древесины; виды влаги в древесине
Самостоятельная работа

о механических и технологических свойствах древесины
Внеаудиторная самостоятельная работа

 о способы антисептирования древесины, ее консервирования и огнезащиты
Практические занятия
Тестирование

 о видах лесных материалов и пиломатериалов
Практические занятия

 о технологии производства  шпона, фанеры, фанерных древесностружечных и древесноволокнистых плит, их виды, размеры, сорта.
Внеаудиторная самостоятельная работа

основные сведения о клеях, лакокрасочных материалах  назначении и  свойствах.
Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

основные сведения о металлических изделиях и мебельной фурнитуре
Практические занятия

 
 









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT141715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415