Рабочая программа дисциплины ОП.05 Материаловедение для 19.02.10


Министерство образования НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«Борский Губернский колледж»


УтверждАЮ
Зам. директора по СПО
___________ Е.А. Лаптева
«____»___________2014 г.





Рабочая ПРОГРАММа
Учебной дисциплины
ОП.05 Материаловедение
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий







Городской округ город Бор
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «7» мая 2014 г. №435

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж».

Разработчик: мастер п/о Медведева Л.И.


Рекомендована предметной цикловой комиссией преподавателей и мастеров п/о профессий и специальностей автомеханического, строительного и сварочного профиля ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж»

Протокол № 1 от « 03» сентября 2014г.
Председатель ПЦК _________________ Медведева Л.И.











СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

стр.
4


2. СТРУКТУРА и содержание Учебной дисциплины

7

3 условия реализации программы учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13






паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

ОП.05 «Материаловедение»
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки специалистов в профессиональном образовании.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины– требования к результатам освоения учебной дисциплины
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в результате изучения учебной дисциплины должен:
уметь:
определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;
определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы,
применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;
определять твердость материалов;
подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;
подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием
и др.) для изготовления различных деталей
знать:
виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;
виды прокладочных и уплотнительных материалов;
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,
основы их термической и химической обработки, и защиты от коррозии;
классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки
конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;
методы измерения параметров и определения свойств материалов;
основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК 2.5
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей)







1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 22 часа.


дневная форма обучения
заочная форма обучения

обязательной аудиторной нагрузки обучающихся
44
*

самостоятельной работы обучающихся
22
*



СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
44

в том числе:


лабораторные занятия
12

практические занятия
8

контрольные работы


курсовая работа (проект)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22

в том числе:


сообщение
7

доклады
10

презентации
3

решение задач
-

изучение информационных источников
-

Составление таблиц
2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2








2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Материаловедение

Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Роль материалов в современном мире
1



Раздел 1.
Металлические материалы

45


Тема 1.1 Строение, свойства металлов. Сплавы.
Содержание учебного материала
Основные сведения о металлах. Строение металлов и сплавов. Кристаллизация. Виды кристаллических решеток. Аморфные и кристаллические тела. Физические и химические свойства металлов. Методы изучения структуры металлов . Фазы металлических сплавов.
2
2

Тема 1.2 Методы испытания металлов
Содержание учебного материала
Механические свойства металлов: испытания металлов на растяжение, прочность, ударную вязкость, на выносливость. Технологические свойства металлов.
1
2


Лабораторная работа
Определение механических характеристик при осевом растяжении стержня из низкоуглеродистой стали
2
2


Лабораторная работа
Определение твердости металла по Бринеллю
2
2


Лабораторная работа
Определение твердости металла методом Роквелла
2
2


Лабораторная работа
Определение ударной вязкости материалов
2
2






Тема 1.3 Железоуглеродистые сплавы

Содержание учебного материала
Сплавы железа с углеродом. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железо – цементит.
2
2


Практическая работа
Построение диаграммы состояния сплавов системы Pb – Sb
2
3

Тема 1.4 Стали и чугуны
Классификация сталей, чугунов. Основные сведения о производстве стали и чугуна. Виды чугунов, сталей. Влияние примесей на свойства чугуна. Маркировка сталей. чугунов
2



Практическая работа
Расшифровка марок чугунов и железоуглеродистых сплавов
2
3


Практическая работа
Расшифровка марок легированных сталей
2
3

Тема 1.5
Термическая обработка

Содержание учебного материала
Основные сведения о термической обработке. Отжиг и нормализация стали. Закалка и отпуск. Химико – термическая обработка металлов. Термическая обработка чугуна.
2
2


Лабораторная работа
Термическая обработка стали 45Х
2
2

Тема 1.6 Коррозия металлов и сплавов
Содержание учебного материала
Виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии.
1
2

Тема 1.7 Цветные металлы
Содержание учебного материала
Классификация цветных металлов. Сплавы алюминия, магния, меди. титана
1
2


Практическая работа
Свойства цветных металлов и сплавов
2
3


Практическая работа
·