Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Автор: Кузнецова Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОКУ «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района».
Слайд 2.
Цели урока: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ГИА по русскому языку – сжатому изложению;
2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;
3. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
4. развивать правильную монологическую и диалогическую устную и письменную речь учащихся.
Слайд 3.
Задачи урока: тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами:
выделять главную и второстепенную информацию;
искать тезисы;
сжимать тексты разными способами;
записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.
Оборудование и материалы к уроку:
экран, проектор;
презентация "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
приложение «Основные средства связи между предложениями в тексте»,памятки.
Ход урока
I. Слово учителя. Актуализация знаний.
Называются цели и задачи урока.
Мы с вами, ребята, продолжаем подготовку к итоговой аттестации. ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту.
Слайд4. Давайте еще раз посмотрим, как сформулировано задание С1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах):
Прослушайте текст и выполните задание С1 на бланке ответов №2. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Итак, какое изложение вам надо написать по прослушанному тексту? Правильно, СЖАТОЕ! 2.Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
Фронтальный опрос учащихся.
Беседа по вопросам:
Слайды 5-7
Что значит сжать изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)(слайд 5)
Прочитаем определение Валгиной Н.С.(слайд 6)
(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности) Короткое по форме, но не бедное по содержанию(слайд 7)
Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?
(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)
Что такое микротема?
(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)
Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?
Слайд 8
3.   Слайды 9-28.
  Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений. Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.
Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения: мы будем учиться работать с текстом для написания сжатого изложения.
(Основных приемов сжатия информации – три:  обобщение частной информации ,исключение второстепенной и упрощение . Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.)
Что вам известно об этих способах? (учащиеся отвечают) А теперь давайте рассмотрим эти способы более подробно. При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.    ПРИМЕР: до сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. после сжатия У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка. 2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части. ПРИМЕР: до сжатия Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. после сжатия Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый текст.
ПРИМЕР: до сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. после сжатия Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек. Третий способ сжатия текста - это УПРОЩЕНИЕ. При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
ПРИМЕРЫ: 1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением. до сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. после сжатия Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма. 2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом. до сжатия Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. после сжатия Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине. 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. до сжатия Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. после сжатия Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу. Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Слайд 29.
4.Каков алгоритм работы над сжатием текста на экзамене?
( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
- Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).
- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.
- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.
- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.
5.Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайды 30-31)
Определение темы текста
Определение идеи текста
Определение структуры текста
Определение микротем текста как частей общей темы
Моделирование сжатого изложения
На экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами. - Перед вами текст, сжатое изложение которого вам предстоит написать.
6. Развитие воображения учащихся. Работа с текстом, комментарий учителя , чтение фрагментов текста учащимися. Объяснение лексического значения сложных слов (при необходимости).
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством  в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире,  надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память  наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории,  это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории  это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.
7. Работа с текстом.
1. Чтение текста учителем.(прослушивание аудиозаписи)
2. Выполнение заданий к тексту:
- определить стиль и тип речи;
8. Работа над "сжатием" текста.
1. Определите тему данного текста.
2. Сколько микротем содержится в данном тексте?
3. В каждом абзаце найдите главную информацию, которая направлена на раскрытие микротемы.(Подчёркиваем текстовый материал)
4. Выделяем лишний материал. (Заштриховываем)
Учитель: Таким образом "сжимаем" текст. Как правило, количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.
9.Заполнение таблицы

Абзац
Содержание микротемы и ключевые слова

1
Противоестественно сближение понятий – война и дети. Попавшие в войну дети расстались с детством, а выросших после войны детей надо учить памяти о войне. Память – наша история. Без прошлого нет будущего. Со временем война будет восприниматься людьми спокойнее, но они не должны быть равнодушными к памяти о войне.

2
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

3
Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники будут с гордостью писать о деде-фронтовике.

10.Работа со "сжатым" текстом.
Чтение полученного текста; анализ средств связи в полученном тексте. Анализировать средства связи предложений в тексте поможет таблица "Основные средства связи между предложениями в тексте"( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
11.Анализ полученных текстов.
1. Сравнительный анализ "сжатых" текстов учащихся и текста-образца, отображённого на экране.
Противоестественно сближение понятий – война и дети. Попавшие в войну дети расстались с детством, а выросших после войны детей надо учить памяти о войне. Память – наша история. Без прошлого нет будущего. Со временем война будет восприниматься людьми спокойнее, но они не должны быть равнодушными к памяти о войне. Люди, пережившие войну, никогда не смогут забыть её, потому что она была переломным моментом их жизни. Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники будут с гордостью писать о деде-фронтовике. Память о войне надо сохранить, как наши предки сохраняли детали древней истории в летописях.
2. Учащиеся читают свои "сжатые" тексты, сравнивают с вариантом, представленным на доске, делают выводы.
Анализ средств связи в тексте. (Необходимо подчеркнуть средства связи предложений в тексте)
VI. Итоги 1-го урока. Рефлексия.
На листах контроля делают записи. Рефлексия
 Фамилия, имя________________________________________________________
Рефлексия “+”  “–”  “?”   
В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.
 
«+»
«-»
«?»

 
 
 

Анализ проводится после написания изложения.
2 урок
Учащиеся пишут сжатое изложение по памяти в тетрадях по развитию речи или на листах контроля.
- Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения - не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Список литературы.
1. Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Материалы курса "Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика". - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013
2.www.yandex.ru

Приложение 1. Основные средства связи между предложениями в тексте

Название средства
Пример

1
Слова-заместители:
местоимения
наречия
синонимы
различные оценочные обозначения
родовидовые слова
имя собственное – имя нарицательное
девушка – она
в лесу – там
быстро, стремительно
храбрец – богатырь
деревья – березы
офицер – Соболевский

2
Лексические повторы
Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку.

3
Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность.(Л. Васильева)

4
Предлоги
Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

5
Анафора и эпифора

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6
Параллелизм

что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь(М. Цветаева).

7
Противопоставление
Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (А. Чехов)

8
Вопросительные предложения
Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

9
Союзы
1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)
2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

10
Порядок слов в предложении (прямой, обратный)
Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубяНахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа(И.С. Тургенев)

11
Последовательность в изложении мыслей
встал, умылся, позавтракал

12
Слова-организаторы логических связей
вот, почему, из этого следует и др

13
Вводные слова, организующие порядок высказывания
итак, наконец, в заключение разговора.


Приложение 2. Текст изложения.
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий. Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством  в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире,  надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память  наша история. Каким будет взгляд на нее ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то. По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории,  это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории  это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком.


Приложение 3. Памятка. Алгоритм работы над сжатием текста на экзамене?
( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
- Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).
- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.
- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.
- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.





Лист контроля.
Фамилия, имя ученика____________________________________________________
Примеры до сокращения
После сокращения
примечание

 Исключение.
1.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
2. Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение 3.Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Упрощение. 4. Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
5. Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. 6. Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
 
 

Абзац
Содержание микротемы и ключевые слова

1.







2.


3.


 

Рефлексия
 Фамилия, имя________________________________________________________
Рефлексия “+”  “–”  “?”   
В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.
 
«+»
«-»
«?»




 
 



uђ Заголовок 1uђ Заголовок 315