Тренинговое занятие для педагогов ДОУ Профилактика синдрома эмоционального выгорания


Тренинговое занятие для педагогов ДОУ
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Теоретическая часть
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства при общении с детьми и родителями, – все это влияет на психику, а в конечном итоге, и на физическое состояние педагога. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».
Впервые феномен «психического выгорания»  был описан американским психиатром X . Дж. Фрейденбергером в 1974 году, который наблюдал большое количество работников социальных профессий, испытывающих эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. На сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что особой «группой риска» являются педагоги.
«Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout syndrome) – это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям.
В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».
Среди причин, влияющих на возникновение синдрома у воспитателей, исследователи ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Поскольку педагоги стремятся делать все хорошо, недостаток времени приводит их к эмоциональной и физической перегрузке.
Выделяют две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание, можно отнести:
– специфику профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
– организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка – все это побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относят:
– коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
– ролевой и личностный фактор (индивидуальный): смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
К настоящему времени синдром профессионального «выгорания» включает более 100 симптомов. Е. Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков «эмоционального выгорания»:
• истощение, усталость;
• психосоматические осложнения;
• бессонница;
• негативные установки по отношению к воспитанникам;
• негативные установки по отношению к своей работе;
• пренебрежение исполнением своих обязанностей;
• увеличение объема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
• уменьшение аппетита или переедание;
• негативная самооценка;
• усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);
• усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
• чувство вины.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
Зарубежные исследователи (С. Маслач, Р. Джексон) рассматривают синдром эмоционального выгорания как трехфакторную модель, представленную эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений.
Перед нашей встречей было проведено диагностическое обследование с помощью опросника «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (разработан на основе трехфакторной модели К.Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой и Е. Старченковой).
Содержательные характеристик шкал
«Психоэмоциональное истощение» – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
В обследовании приняли участие 23 педагога.
При обработке данных были получены следующие результаты:
По шкале «эмоциональное истощение»:
Низкий уровень – у 13%;
Средний уровень – у 56,5%;
Высокий уровень – у 30,5% педагогов.
По шкале «диперсонализация»:
Низкий уровень – у 31,8%;
Средний уровень – у 54,5%;
Высокий уровень – у 13,6% педагогов.
По шкале «редукция личных достижений»:
Низкий уровень – у 30,5%;
Средний уровень – у 60,8%;
Высокий уровень – у 8,7% педагогов.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность». Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Наиболее выражено эмоциональное выгорание у 21,7% педагогов.
Практическая часть
Как и во многих других случаях, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы: с управлением дыханием, с управлением тонусом мышц, движениями с воздействием слова, с использованием образов и др.
Естественные способы регуляции организма
*длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, движение,  танцы, музыка.  *баня, сауна, массаж; горячая ванна с пеной; SPA-процедуры.
Физиологическая саморегуляция«Болезни души неотделимы от болезней тела».
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Способы физиологической саморегуляции: различные движения потягивания и расслабления мышц, посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, релаксация (это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения).
Способы эмоциональной саморегуляцииСмех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей, вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так. Следующий способ – это самовнушение и самопоощрение:
*Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. *В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».
*Дарите себе разные подарочки и милые безделушки.
Способ отдыха – занятие любимым делом (хобби)
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
(Цель – осознание своих чувств)
Инструкция: Предлагаю всем встать в круг. Я буду предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: «Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии», все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами. (Часто чувствует усталость. У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма. Кто чувствует себя счастливым. Кто хочет в отпуск. Кто устал от ежедневной суматохи. Кто полон сил. У кого еще много энергии для осуществления работы и т.п.).Сейчас мы с вами постараемся с помощью упражнения снять психическое напряжение окунуться в мир объятий.
Упражнение «Моечная машина»
(Цель – снятие психического напряжения)
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». Упражнение «Забота»
(Цель – формирование потребности заботы о себе, развитие навыков самоподдержки, саморегуляции своих эмоциональных состояний)
Инструкция: Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Прямо сейчас, составьте список этих людей.
После того, как вы завершили список, задайте себе вопрос: «Включил(а) ли я в этот список себя?». Если не включили, сделайте это прямо сейчас. Представьте, что у вас есть еще один маленький ребенок. Этот ребенок – часть вашего собственного внутреннего Я. Спросите себя: «Уделяю ли я своему внутреннему Я столько же времени, заботы и внимания, сколько отдаю другим людям, о которых забочусь?»
Теперь примите решение: чем бы вам ни пришлось заниматься в жизни, вы всегда будете заботиться о вашем внутреннем Я.
Каждому участнику выдается брошюра с высказываниями (Приложение 2).
Напиши рядом с каждым из нижеприведенных высказываний те чувства, которые данное высказывание вызывает. Старайтесь, прежде чем описывать ваши чувства, произнести каждое высказывание вслух.
Спросите себя: «Кто несет ответственность за то, чтобы я обладал(а) этими правами?»
Закройте глаза и проговорите для себя такую идею: «Я предоставляю эти права своему внутреннему Я!» (повторите несколько раз).
Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения? Что вызвало затруднение, а что, наоборот, было легко? Что вы вынесли для себя из этого упражнения?
Приложение
Высказывания:
Я имею право на уважительное обращение.
Я имею право побыть в одиночестве.
Я имею право быть счастливым(ой).
Я имею право свободно распоряжаться своим временем.
Упражнение «Уровень счастья»
(Цель – осознание своего эмоционально состояния)
Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности:  солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного.
Психолог: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. И люди владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты.
Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»
(Цель – повышение самоценности)
Психолог: «Уважаемые педагоги. Сейчас мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу «Я хвалю себя за то, что …»
Упражнение «Настроение»
(Цель – снятие эмоционального напряжения, улучшение настроения)
Инструкция: Вспомните какую-либо неприятную ситуацию, которая произошла с вами. Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его.
Закончили рисунок. Переверните бумагу и на другой стороне напишите пять семь слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, запишите то, что первое пришло в голову.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.
Упражнение «Удовольствие»
(Цель – поиск ресурса для восстановления сил)
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Рекомендации
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду: громко запеть, резко встать и пройтись, быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги, измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что было самым трудным? А что запомнилось и понравилось больше всего? Какой опыт, полученный на занятии, вы будете использовать в дальнейшем?
Ритуал прощания «Дружественный круг»
Инструкция: Сегодняшнее занятие давайте закончим общим дружеским рукопожатием. Для этого давайте станем в круг, мысленно пожелаем себе и другим что-нибудь очень позитивное, а затем, соединим наши руки и все вместе одновременно пожмем их.