Конспект урока по русскому языку на тему « Мягкий согласный звук [ щ], буква Щ,щ.»( 1 класс)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край Предмет : русский язык ( обучение грамоте), авторы учебника Горецкий В.Г. и др. Класс: 1 Тип урока : открытие нового знания Тема: « Мягкий согласный звук [ щ], буква Щ,щ.» Дидактическая цель урока: Знакомство с новым звуком [ щ] и буквой щ. Задачи урока: Образовательная: научить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [ щ] в словах; Воспитывающая: воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку; Развивающая: развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление. Оборудование: В.Г. Горецкий « Азбука» , предметные картинки: щука, зубная щетка, щетка для обуви, щетка для одежды, снежинки с буквами, домики с красной, синей, зеленой крышами, раздаточный материал. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика I . Самоопределение к учебной деятельности. Цель: включить учащихся в учебную деятельность Учитель начинает урок со стихотворения. Снег сверкает и порхает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег - снежок. Начинаем наш урок. II .Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности. - Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. - Постарайтесь правильно разместить снежинки. Поду майте, какие снежинки лягут на красную, какие на синюю, а какие на Ученики работают у доски. А, я – на домик с красной крышей. Это буквы, обозначающие гласны е звуки. Ж, ш – на домик с синей крышей. Это буквы, Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край зеленую крыши. - Чем отличаются гласные от согласных звуков? - Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной, вы должны помнить главное правило рыбной ловли – не шуметь. - Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что нужно взять с собой . - Попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки. Что за рыбка попалась на крючок? Пошел Е меля на речку. Прорубил лед, зачерпнул воды в ведра, и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби… Изловчился, ухватил рыбу. Вот уха будет сладка! обозначающие твердые согласные звуки. Й, ч – на домик с зеленой крышей. Это буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. - Гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград. - Удочку, червячков, ведерко… - Щука. III . Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности; согласовать цель и тему урока. Звукобуквенный анализ слова щука ( схема слова). - Сколько слогов в слове? - Сколько звуков в слове щука? - Произнесем слово «щука» , выделяя первый звук. Какой это звук? Докажите. - Определите, звук [ щ] – звонкий или 2 4 - Звук [ щ] - согласный, так как воздух во рту встречает преграду. - Зв ук [ щ] - глухой. Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край глухой? - Посмотрите: я приготовила для звука[ щ] зеленый квадрат. Почему? - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Чему бы вы хотели научиться на сегодняшнем уроке? - Звук [ щ] - всегда мягкий. - Тема сегодняшнего урока « Звук [ щ], буква Щ,щ.» - Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [ щ] в словах, научимся читать слова с буквой щ. IV . Открытие нового знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего затруднения; зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. Физкультминутка. - Наша рыбалка продолжается. Берем на крючок, то есть хлопаете в ладоши, только то слово, в котором слышите новый звук [ щ].Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ. - С каким звуком мы сегодня познакомились на рыбалке? - Этот звук обозначается буквой «ща». Учитель показывает написание буквы. - На как ую букву она похожа? А чем отличается? На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же! Щ как мягкий Ш мы скажем. Звук как будто маслом смажем . Будет мягким Щ, тягучим, Щебетать язык научим: Щебет, щёлк, щегол. щепотка, Щепка, щит, щека, щекотка. Долго п родолжалась наша рыбалка. Пора и отдохнуть. Рыбки весело плескались В чистой тепленькой воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке. Дети хлопают в ладоши, если слышат новый звук [ щ]. - Согласный, глухой, мягкий звук [ щ]. - На ш. У нее внизу хвостик. - Дети определяют место буквы щ в домике с зеленой крышей. Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край V . Первичное закрепление во внешней речи. Цель: выполнять задания на новый способ действия. - На уроке обучения грамоте мы учимся читать слова, и я предлагаю вам вставить нужную букву. - Замени первую букву, чтобы получилось новое слово: Мука - … щука Мель - … щель Река - … щека Тётка - …щетка - Какие новые слова вы смогли прочитать? - Какая новая буква помогла тебе прочитать эти слова? - Работа в парах. - Читают слова. - Буква щ. VI . Самостоятельна работа с самопроверкой по эталону. Цель: проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе своего решения с эталоном. - А мы продолжаем учиться читать слова с новой буквой. Прочитаем еще одну интересную истори ю про нашу героиню - щуку. - Какие слова встретились в этой удивительной истории? - Щука проглотила щетку, Щетка ей щекочет глотку. « Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?» - Читают сами. - Выборочное чтение слов с буквой щ. - Выразительное чтение детьми. - Выразительное чтение учителем. VII . Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным. - Какую же щетку могла проглотить щука. Мы узнаем на с.66 нашего учебника Азбука. У читель показывает предметные картинки: зубная щетка, щетка для чистки обуви, щетка для чистки одежды. - Для чего нужна зубная щетка? И т.д. - Может ли человек обойтись без этих щеток? - Читают сами. - Дети зачитывают нужные предложения . - Каждая щетка нужна человеку. VIII . Рефлексия учебной деятельности. Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную - Наша зимняя рыбалка окончилась. - Какая тема была на уроке? - Какой звук и какая буква сопровождали нас? - « Звук [ щ], буква Щ, щ.» Беляева Ольга Владимировна учитель начальных классов МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная ш кола №1» с. Карагай Пермс кий край деятельность. - Что вы узнали о звуке[ щ]? - Какая цель урока? Чему вы хотели научиться? - Как ты сегодня учился? - Согласный, глухой, мягкий звук [ щ]. - Научиться читать слова с буквой щ. - Был внимательным , р аботал в паре, поднимал руку, не выкрикивал.